|
4.1. Русская геополитика
Единственным авторов, развивавшим геополитический подход в Советской России, был профессор страноведения географического факультета Ленинградского государственного университета 20-30-х гг. В.П. Семенов-Тян- Шанский, который, как и Ратцель, использовал термин «антропогеография». В.П. Семенов-Тян-Шанский создал целостную глобальную концепцию геополитики. Ее принципиальные моменты сводятся к следующему: 1. Представление об «антропогеографии» как об «итоговом», синтетическом и многоуровневом знании в структуре географической науки, как о географии «территориальных и духовных господств человеческих сообществ» или «страноведении территориального господства»; 2. Привнесение в традиционный географический детерминизм антропологических установок, рассматривающих деятельность человека, в особенности экономическую, как важнейшее звено в процессе формирования территориального господства на базе тех или иных географических факторов; 3. Выделение и характеристика форм «могущественно-территориального владения» как совокупного результата действий природных, исторических, экономических и культурных факторов развития территорий; 4. Исследование развития «чрезматериковой» системы территориальнополитического могущества России, ее преимуществ, недостатков и перспектив; 5. Разработка на русском материале представлений о колонизационных базах как генераторах и гарантиях территориально-политического могущества; 6. Политико-географическое районирование и картографирование России (выделение «цельных в политико-географическом отношении местностей»).
Теория В. П. Семенова-Тян-Шанского в отличие от аналогичных западных концепций не абсолютизировала природно-географический, биологический, исторический, расовый, этнический, или иные факторы геопространства либо их сочетания (вроде «жизненного пространства») в качестве причин развития территориально-политических систем. Антропогеографизм русского ученого требовал рассматривать их в единстве, в том числе с факторами экономического и социокультурного характера, и в первую очередь - как результаты человеческой деятельности «в сфере материальной и духовной».
|
|