Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Просвещенный абсолютизм и Великая французская революция

  Главным содержанием внутренней жизни Западной Европы в первые три четверти XVIII в. было Просвещение. Просвещение - необходимый этап культурного развития любой страны, расстающейся с феодализмом. В основе Просвещения - идеи демократизма и формального права. Так, например, один из основоположников Просвещения, английский философ Джон Локк (1632 - 1704) рассматривал государство как продукт взаимного соглашения людей. На первый план он выдвигал моральные критерии поведения людей в обществе. Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию», должны быть, по мнению Локка, естественным результатом межличностных отношений.
  Для французского Просвещения, выдающимися представителями которого были Жан Жак Руссо (1712 - 1772), Франсуа Вольтер (1634 - 1778), Дени Дидро (1783 - 1784) и др., были характерны идеи нравственного возрождения общества политическими методами - народным восстанием, огосударствлением широких сфер общественной жизни.
  Большое влияние на общество оказывали так называемые энциклопедисты - члены кружка философа Дидро, издававшие с 1751 по 1776 гг. «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они критиковали существующие взгляды и порядки, призывали к судебной реформе, религиозной свободе, уничтожению сословных привилегий, освобождению крестьян, народному представительству и другим демократическим правам и свободам граждан.
  Во второй половине XVIII в. в связи с общеевропейским экономическим и демократическим подъемом в правящих кругах европейских государств все более нарастало осознание необходимости модернизации экономической и политической системы. Это явление именуется просвещенным абсолютизмом. Суть политики просвещенного абсолютизма состояла в том, чтобы, не меняя по существу государственных форм абсолютной монархии, в рамках этих форм, сверху проводить реформы в экономической, политической, культурной областях, направленные на модернизацию феодальных пережитков. Наиболее углубленно монархическую концепцию просвещенного абсолютизма дал прусский король Фридрих II Великий (1712 - 1786). Он издал свод законов, вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил полную веротерпимость, отменил пытки. Однако он сохранил все дворянские привилегии.
  Наиболее последовательно политику просвещенного абсолютизма проводил император Германии и Австрии Иосиф II (1741 - 1790). Он освободил от крепостной зависимости крестьян, наделив их землей, провел реформу судопроизводства. Однако он же ликвидировал автономию земель и провинций своей империи, поощрял германскую колонизацию Венгрии, Трансильвании, Галиции.
  Просвещение политизировало общественное сознание и способствовало росту революционных настроений в обществе. Во Франции в конце XVIII в. они переросли в революцию. Главной причиной Великой французской революции 1779 - 1794 гг. было несоответствие феодального строя задачам экономического, социального и политического развития страны.
  Главными итогами революции явилась ликвидация феодальных пережитков и установление капиталистического уклада в экономике, развитие парламентской демократии, создание нового государственного устройства - парламентской республики и т. д.


 
© www.txtb.ru