|
§ 2. Расселение восточных славян в VI - IX веках. Общественный строй и занятия
Вопрос о происхождении восточных славян в историографии возник давно. Но отсутствие прямых письменных источников чрезвычайно затрудняет решение этой проблемы. Наиболее важным из дошедших до нас летописным сводом является «Повесть временных лет», автором которой считается монах Киево-Печерской лавры Нестор (конец 1113 года). Но и эта летопись не дает точных данных о происхождении славянства. Поэтому большое значение для решения данной проблемы имеют археологические данные и лингвистика, а также этнографический материал. Анализ фольклора, народного изобразительного искусства показал, что эволюция первобытного сознания происходила не путем смены старого новым, а путем наслаивания нового на сохранившуюся старую форму, сберегая пережитки всех предшествующих веков.
Лингвистика XVIII - XIX веков условно подразделила все народы, населяющие Землю, на 13 больших групп или семей - это индоевропейская, финно-угорская, тибето-китайская, тюркомонгольская, семитическая и т. д. В каждую входят родственные по происхождению языки. В индоевропейскую включены славянский, германский, летолитовский, индоиранский, греческий, армянский и т. д. В далекой древности они были очень близки. Наиболее древними среди известных в XIX веке считались мертвые древнеиранские языки - санскрит и язык древних гимнов Авесты. Родину индоевропейцев стали первоначально искать в пределах Иранского плоскогорья. Заселение Европы, по их представлению, шло волнами, вследствие чего раскалывалась индоевропейская общность. Сначала - на несколько частей, которые дали основу деления на индоевропейские языки, а они, в свою очередь, также продолжали делиться и приобретать отличия. У славян шел тот же процесс расчленения племени-носителя единого языка. В России эту теорию поддерживал видный историк Шахматов. Он полагал, что славяне после распада индоевропейской общности входили в славяно-литовскую семью, жили на Немане и Даугаве, после обособились от литовцев и перешли в бассейн Вислы. Там они пережили общеславянский период своей истории. Затем произошло их расселение на запад, юг и восток. Родиной восточных славян он считал область Прикарпатья и территорию в пределах Русской равнины. Не ранее I тысячелетия, двигаясь на восток и северо-восток, они заняли Поднестровье и вытеснили автохтонные (местные) племена, захватив северные области. К VIII - IX векам они достигли верховьев Днепра, Волхова и древнего Поволжья. Теория переселения славян была пересмотрена советскими историками: восточные славяне - местные жители Восточной Европы. По их мнению, процесс образования народов есть следствие укрупнения этноса, а не дробления. Расчленение индоевропейцев действительно характерно для первобытно-общинного строя, а с переходом к классовому обществу начинается процесс укрупнения на базе языка народности, формируется язык нации. Советские историки сначала определяли родину индоевропейцев в Азии, так как считали их скотоводами, которые кочевали к востоку от Азовского моря и занесли индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем данная точка зрения изменилась; в связи с археологическими открытиями основным занятием стали считать земледелие. Самые ранние земледельческие хозяйства возникли на Балканах, в Малой Азии, поэтому и родину индоевропейцев стали искать там. Ясно одно - родина индоевропейцев - юго-восток Азии. Считается, что они обитали в Европе в конце каменного века, были скотоводами и земледельцами, к концу I тысячелетия до н. э. расселились с юга по всей Европе. Их соседями на западе были носители протобаского языка на Пиренеях и финно-угорского - на северо-востоке Европы. В I тысячелетии до н.э. из индоевропейских племен выделилась группа протославянских племен, они заняли территорию Чехии, Польши и вплоть до Днепра. Для них характерны общности: 1) территории; 2) языка; 3) культуры; 4) полей погребений. Славяне разделились на три группы: западные (венеды), южные (славены на Дунае) и восточные (анты). Они были известны древнегречесческому ученому Геродоту. Он писал: «На севере живут энеты, ...поступает янтарь». Плиний говорит о венедах, живущих от Дуная на север. Соседями венедов на севере были финно-угры, на юге - сарматы (I - II вв.). Двигаясь на восток, славяне ассимилировали со скифами и сарматами. Источники тех лет называли их великим народом. К VI - VII векам славяне заселили территорию от Эльбы (Лабы) и Рейну к Ладожскому озеру, Неве, Нарве до Волги. В «Повести временных лет» Нестор указывает территории расселения восточных славян. По летописи первые славянские поселения на нашей земле - это поселения полян и древлян. Поляне занимались земледелием и отличались большой культурой в быту по сравнению с древлянами. Нестору также было хорошо известно расселение еще тридцати крупных племенных образований, на основе которых сложилось государство Русь. Он считает, что государство получило такое название потому, что в его время полян называли русью. Соседями полян на востоке были северяне, жившие по реке Десне, Сейму, Суле и Северному Донцу. В низовьях Днепра, южнее полян, жили уличи; на западе были земли волынян, бужан и дулебов. На Днестре (Тирасе) и на Дунае - тиверцы; белые хорваты - в Закарпатье; по левому берегу Припяти находились земли дреговичей; а на востоке от них, по реке Сорадимичи; на реке Оке и Москве-реке - вятичи; в верховьях Волги, Днепра и Двины - кривичи; вокруг озера Ильмень - полочане и словене. Некоторые из них представляли собой племенные союзы и территориальные объединения (полочане, бужане). Племенной союз - это федерация племен. Племя - совокупность родственных родов, занимавших территорию примерно 60 км. Для решения основных вопросов общественной жизни собиралось вече; выбирался военный вождь (князь) только на время военных походов; существовала дружина из молодежи и ополчение. Племя имело свой центр (град), в котором собиралось вече, вершился суд и был торг. В граде имелось общеплеменное святилище.
Процесс распада первобытно-общинных отношений в племенных союзах начался у восточных славян давно, но шел неравномерно. Экономически более развитыми были племенные объединения среднего Днепра и Поднестровья, которые находились на пороге создания государства. Появление и развитие новых орудий труда способствовало распаду патриархальной кровно-родственной общины и дроблению ее на соседские и территориальные. Родичей помнили и чтили, но в области прав хозяйственная связь между ними распадается. В соседской общине прогрессирует процесс социального и имущественного расслоения и дифференциации, вызванной появлением излишков жизненно важных продуктов, являвшихся результатом более производительных орудий труда (металлических) и наличием в семье рабочих рук, трудовых и практических навыков в земледелии и скотоводстве. В VI - IX веках в хозяйственной жизни восточных славян переплелись производящие и непроизводящие виды деятельности. Еще в древности они пережили первое общественное разделение труда, то есть отделение земледелия от скотоводства. До VII века занятиями славян были охота, рыболовство, собирательство, бортничество (сбор меда диких пчел), подсечное земледелие. В земледелии возникли новые большие изменения: а) залежная и переложная система обработки земли; б) двух- и трехпольная система земледелия; в) происходит рост количества выращиваемых культур: ржи, ячменя, пшеницы, овса, конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки, гороха. На рубеже VIII - IX веков у восточных славян произошло второе общественное разделение труда, то есть отделение ремесла от земледелия и возникли центры ремесла - города. Существовали следующие виды ремесла: ткачество, кузнечное, гончарное, плотницкое, оружейное, ювелирное и др. Часто славяне отправлялись в западные земли, так при Карле Великом (768 - 814 гг.) во французском государстве побывали торговые славяне. К IX веку у восточных славян сложились этнические объединения- протогосударства, в которых существовала частная собственность и ранние формы эксплуатации.
|
|