Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 3. Внутриполитические изменения в России в конце XV - начале XVI веков. Создание Российского централизованного государства

  При Иване III начали формироваться органы государственного управления. Во главе государства стоял Великий московский князь, которому подчинялась княжеско-боярская знать. Удельные князья и боярство, сохраняя в своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех земель государства - Великому князю. Сложилась система местничества - порядок назначения на должность в соответствии со знатностью рода, близостью этого рода к великому князю и давностью службы ему.
  Формирующееся дворянство полностью поддерживало Великого князя в укреплении централизации и в создании самодержавной власти. В результате власть Великого князя усилилась. Боярство было обязано присягать на верность московскому князю как Великому государю. Он мог налагать на них опалы, удаляя их от своего двора, конфисковывать вотчины, ограничивать или расширять имущественные права бояр.
  Женитьба Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог, принятие государственным гербом византийского двуглавого орла, введение церемониала при великокняжеском дворе подчеркивало власть и могущество московского государя. Но он все же был вынужден считаться с силой боярства и учитывать его интересы, поэтому при Великом князе постоянно существовал совет - Боярская дума. Ее члены назначались Великим князем по принципу местничества. Главными в Думе были бояре, вторыми по старшинству были окольничии, а затем - думные дворяне и думные дьяки, затем княжеская администрация. Боярская дума заседала ежедневно в присутствии Великого князя. В ее компетенции были вопросы внутренней и внешней политики, местнические дела и споры.
  Создаются специальные учреждения - приказы, руководившие военными, судебными, финансовыми делами (первое упоминание о приказах встречается в делах 1512 года). Местное управление находилось в руках бояр. Они имели судебно-административные функции, поэтому получали право на сбор «корма» с подвластных территорий. Кормления представляли собой данное Великим князем право боярам взимать в свою пользу нерегламентированную ренту- налог с подвластного населения. Бояре-кормленщики были юридически подчинены Великому князю, а фактически превращались в хозяев порученных им территорий.
  В Российском государстве еще не было четкой системы административного деления: уезды делились на станы, станы на волости, но было и наоборот. Существовало деление на трети и четверти.
  При правлении Ивана III в 1497 году был принят Великокняжеский Судебник. Он устанавливал единообразие судопроизводства и правовых норм на территории всего государства. Подтверждалось ограничение перехода крестьян от одного феодала к другому сроком за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделей после при условии уплаты за проживание на земле феодала - пожилого.
  Огромную роль в политике и экономике страны играла церковь, владевшая большими землями и имевшая свою систему управления и суда. Митрополит имел свой двор, войско, бояр, служилых людей. Церковь осуществляла право суда по семейным вопросам над всем населением государства. Великий князь желал упорядочить свои отношения с церковью и претендовал на часть ее огромных земельных владений. Главным вопросом в их взаимоотношениях стал вопрос о церковном землевладении. Иван III использовал развернувшийся внутрицерковный спор между иосифлянами и нестяжателями.
  Нестяжатели (последователи Нила Сорского) считали недопустимым для церкви владеть зависимыми крестьянами, землями и богатствами. Иосифляне (последователи Иосифа Волоцкого) ратовали за умножение богатств и земельных владений церкви. В 1503 году победили иосифляне. Иван III вынужден был смириться с этой победой, так как ему нужна была поддержка церкви в борьбе с мятежами крестьянства и боярства. Его сын Василий III выступил с поддержкой иосифлян и дал церкви большие привилегии. Великокняжеская власть пошла на союз с церковью и находила ее постоянную поддержку.
  Иосифлянин Филофей в годы правления Василия III развил идею об исторической преемственности власти московских государей от византийских императоров. Эта теория, получившая впоследствии название «Москва - третий Рим», сыграла важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Согласно ей, в мире существует вечное по своей духовной сущности государство - Рим. Земные его очертания могут меняться и могут носить разные названия. «Рим» - это наиболее могущественное государство мира. Первый Рим - это древняя Римская империя, которая погибла от языческих грехов. Второй Рим - его преемница Византийская империя. Ее грех - заключение с католиками Флорентийской унии (1439 г.), после чего Божьим наказанием стал захват турками Византии. Третьим Римом, как единственным крупным оплотом православия, стала Москва, которая является столицей не только могущественного государства, но и оплотом духовности и нравственности.
  Иосифляне поддерживали идею о божественном происхождении царской власти.


 
© www.txtb.ru