Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Теоретические школы в исследовании мировой политики

  В ХХ - начале ХХI вв. при всем многообразии конкурирующих направлений и школ в изучении мировой политики наиболее влиятельными  теоретико-методологическими подходами являются идеалистический, реалистический и марксистский.
  Политический идеализм возник как реакция части ученых и политиков на социальные бедствия, вызванные Первой мировой войной. Он ориентирован на ограничение силового соперничества государств, правовое решение международных проблем, создание демократического миропорядка, способного утвердить мир и обеспечить процветание человечества.
  Политический идеализм формировался под влиянием либерализма Нового времени, особенно идеи И.Бентама о ценности свободы личности, общественного мнения и демократических институтов, а также мысли И.Канта о «вечном мире», основывающемся на признании законных прав всех граждан и всех государств.
  Базовые положения политического идеализма отражены в 14 пунктах послевоенного урегулирования, сформулированных одним из ителлектуальных лидеров направления - профессором и 28-м президентом США В. Вильсоном (1856-1924). Среди них - отказ от тайной дипломатии; моральность внешнеполитической деятельности; сокращение вооружений до минимума, обеспечивающего национальную безопасность; свобода мореплавания; устранение торговых барьеров; создание международного органа, который гарантировал бы политическую независимость и территориальную целостность государств.
  Идеализм был особенно популярен в межвоенный период, проявив себя в попытках как обеспечить мир путем создания международных институтов, особенно Лиги Наций. Эта организация олицетворяла тягу народов к миру и безопасности , но не сумела предотвратить ни агрессию Италии против Эфиопии, ни советско-финскую войну и с началом Второй мировой войны прекратила существование.
  На идеях политического идеализма в 50 - 70 - х гг. сформировался глобалистский подход к международным отношениям. Его приверженцы акцентировали внимание на таких последствиях интеграционных процессов, как девальвация роли государств в международных отношениях, рост влияния межгосударственных и неправительственных организаций, усиление взаимозависимости всех акторов мировой политики и, в конечном счете, формирование глобального самоуправляющегося сообщества, функционирующего по единым правилам и регулируемого едиными законами. Они апеллировали к таким реалиям, как все большая проницаемость (транспарентность) границ для людей и капиталов, стирание прежних жестких различий между внутренней и внешней политикой, выход регионов на международный уровень.
  Взгляды глобалистов отражены в теории комплексной взаимозависимости, разработанной на основе неолиберальных принципов Р. Кеохэйном и Д. Наем в исследованиях «Транснационализм в мировой политике» (1971) и «Мощь и взаимозависимость. Мировые политики в переходе» (1977). Согласно этой теории фактор силы утрачивает решающее воздействие на международные отношения, более эффективными средствами влияния становятся экономические, правовые и информационные механизмы. По мнению ученых, создаются условия для институционализации отношений между государственными и негосударственными акторами, которые открывают перспективу упорядочения международной среды.
  В последние десятилетия либералами значительное внимание уделяется разработке теории «демократического мира», согласно которой демократии не воюют друг с другом и разрешают имеющиеся между ними противоречия исключительно мирным путем. Основные положения теории восходят к традициям поиска западной либеральной мыслью идеального государственного устройства и вечного мира между народами. Из идеи невозможности войн между либеральными демократиями следует тезис о необходимость распространения демократии для обеспечения международной безопасности.
  На самом деле демократии если и демонстрировали миролюбие, то отнюдь не в силу присущих им нормативных и институциональных ограничений, а вследствие конкретных обстоятельств военно-стратегического свойства. В истории демократии сплошь и рядом руководствовались поисками экономической выгоды или стремлением укрепить военно-стратегические позиции. Примером тому - недавний курс Соединенных Штатов на демократизацию Большого Ближнего Востока.
  Идеалистические идеи оформились в иренологию ( от греч. eimene - мир , logos - учение) - науку о мире, междисциплинарное направление, исследующее проблемы ненасилия и мирного развития человечества. В предмет иренологических исследований входят: способы и приемы разрешения конфликтов; организация и руководство действиями, направленными на предотвращение войны и установление мира; проблемы повышения безопасности оборонных систем, выработка мер по разоружению и контролю над вооружениями. Цель науки - воспрепятствование возникновению войн, урегулирование и преодоление внешнеполитических кризисов. Наука создала новый потенциал прогрессивных подходов в области мира и международного сотрудничества.
  Иренология получила развитие прежде всего в странах Западной Европы (Скандинавия, Великобритания, ФРГ), а затем и в США. Ведущие иренологические учреждения - Международный институт исследований мира (Осло), созданный в 1959 г. И.Галтунгом; Стокгольмский институт исследований мира (СИПРИ); Международный институт мира ( Вена), Институт мирового порядка (США), созданный С.Мендловицем.
  Политический реализм (или Realpolitik) по своим позициям противоположен политическому идеализму и во многом возник как критика моралистического видения мировой политики, игнорирующего реалии силового соперничества государств. Он продолжает интеллектуальные традиции, заложенные Н.Макиавелли, Т.Гоббсом, К.фон Клаузевицем. Значительный вклад в развитие этих традиций внесли английский историк Э.Карр, американские политологи Г.Моргентау, Р.Нибур, Дж. Кеннан, Г.Киссинджер, Зб.Бжезинский, французский ученый Р.Арон. Основные идеи политического реализма разработаны в исследовании признанного главы школы Г.Моргентау «Политика среди наций», впервые опубликованной в 1948 г.
  Исходные постулаты политического реализма:
  - «международная политика, как и любая другая политика, является борьбой за власть» (Г.Моргентау);
  - государства - основные акторы на международной арене, стремящиеся к максимизации своего влияния;
  - взаимодействие государств осуществляется на основе национальных интересов и баланса сил;
  - национальные интересы - объективное явление, определяемое традициями, неизменностью природы человека, природно-географической средой;
  - по значимости национальные интересы различаются на постоянные, основополагающие (прежде всего, защита территории, населения и государственных институтов от внешней опасности) и преходящие, промежуточные;
  - понятие «сила» включает помимо военного компонента экономический, политический, морально-идеологический, демографический и пр.;
  - абсолютных моральных ценностей не существует; мораль должна быть подчинена государственным интересам.
  Ключевая формула реалистической позиции в области внешней политики - «осознание интереса, выраженное в терминах силы» (Г.Моргентау).
  В связи с выявившимися в 1950-1970-х гг. трудностями в объяснении интеграционных тенденций (особенно на европейском континенте) возникла потребность в модернизации политического реализма. Сформировавшийся к концу 1970-х гг. неореализм, или структурный реализм, при сохранении ключевых постулатов реализма, особенно о ведущей роли национального интереса, ввел в исследование мировой политики положение о системе (структуре) международных отношений как факторе, благоприятствующем или ограничивающем государство в реализации национальных интересов. Один из основателей неореализма К. Уолтц в работе «Теория международной политики» (1979) исследовал механизмы воздействия глобальной системы международных отношений на поведение государств и баланс сил. Другой исследователь из США Р.Гилпин в работе «Война и изменения в мировой политике»(1981) проводит мысль о том, что важнейшей детерминантой функционирования мировой системы и обеспечения ее стабильности является стремление одних политических акторов установить контроль за поведением других.
  С крахом биполярности и окончанием холодной войны позиции неореализма оказались существенно ослабленными вследствие резкого расширения численности и роста влияния новых политических акторов (неправительственные организации, транснациональные корпорации, «лобальные» СМИ и т.д.), прогрессирующей транспарентности границ, возникновения конфликтов нового поколения, снижения роли международной системы в обеспечении безопасности, обострения ряда глобальных проблем (угроза экологической катастрофы, организованная преступность, международный терроризм).
  Реалистская парадигма (государствоцентричность, приоритет национальных интересов, баланс интересов как основной механизм поддержания международной стабильности) доминирует в отечественной теории международных отношений (ТМО). Советские аналитики исповедовали политический реализм в симбиозе с марксизмом. Приверженность российских аналитиков политическому реализму проявляется в их ориентации на самоопределение России в качестве великой державы и влиятельного центра мирового сообщества, жестко отстаивающего свои интересы.
  Сформировавшаяся в рамках либеральной критики политического реализма теоретическое направление социального конструктивизма (основатель А.Вендт) включает следующие положения;
  - действия международных акторов наряду с интересами определяются институтами, которые трансформируют эти интересы;
  - одной из важнейших детерминант поведения государств является социокультурный контекст;
  - внешнеполитический курс в значительной степени определяется фактором национальной идентичности, корреспондирующим с национальным интересом.
  В отличие от теоретических школ политического реализма и идеализма приверженцы марксистской парадигмы в теории международных отношений считают, что эти отношения носят прежде всего эксплуататорский характер и должны быть преобразованы на основе норм нравственности и справедливости. Приоритет, который сторонники различных версий марксизма отдают экономическим аспектам международных процессов, сближает их взгляды с неолиберальной теорией комплексной взаимозависимости.
  Заметный вклад в исследование международных отношений второй половины XX века внес неомарксизм, распространившийся в 50-60-х годах в значительной степени под влиянием разочарования в опыте «реального социализма». В работах неомарксистов ключевым элементом международной системы (согласно их терминологии «мир-системы») выступают отношения собственности.
  Наиболее известные представители этого направления И.Валлерстайн, А.Франк, С.Амин разрабатывают проблематику экономического неравенства и зависимости в современном мире, социальной дифференциации населения, прежде всего по оси «богатый Север - бедный Юг». Расслоение мирового сообщества на три части - процветающий центр(«ядро»), архаичную периферию и полупериферию, по их мнению, служит главной причиной нестабильности в международных отношениях и источником потенциальных конфликтов. Преодоление этой системы неравенства зависит прежде всего от готовности и способности народов периферии консолидировать свои усилия для борьбы против монополий центра за социальную справедливость и пере­распределение богатства. Основные идеи неомарксизма изложены в работе И. Валлерстайна «Анализ мировых систем и ситуация в современном мире».
  Будущее человечества видится И.Валлерстайну в алармистском духе - как возможность прямых нападений государств маргинализированного Юга на страны на страны «богатого» Севера, захватнических войн между государствами Юга с применением ядерного оружия, нестабильность внутри ядра «мир-системы». Главной же угрозой ядру «мир-системы» И.Валлерстайн считает массовые миграции населения Юга на Север, которые приведут к разнообразным деструктивным последствиям.
  В условиях становления полицентрического мироустройства набирает силу тенденция к синтезу противоположных до недавнего времени направлений международно-политической теории - реализма (с его акцентом на силе и проблемах безопасности) и идеализма (с его акцентом на этических основаниях политики). Проявлением этой тенденции является концепция «гуманитарного вмешательства», согласно которой для защиты прав и свобод человека возможно использование принудительных мер против недемократических режимов, включая вооруженную интервенцию и глобальные экономические санкции. Такая позиция основывается на том обстоятельстве, что основные принципы международного права - нерушимости государственных границ и обеспечения прав человека все чаще вступают в противоречие друг с другом.
  Концепция «гуманитарного вмешательства» была реализована странами Запада в Боснии (1996) и Косово (1999). В рамках провозглашенной Соединенными Штатами стратегии глобального лидерства гуманитарный интервенционизм может стать важнейшим инструментом реализации геополитических и геоэкономических интересов сверхдержавы, формирования благоприятных для нее военно-политических балансов и укрепления позиций на международной арене.
  С учетом реалий последних десятилетий можно утверждать, что мировая политика находится на таком переходном этапе, когда завершается чередование периодов доминирования идеализма и реализма и на авансцену выходит сложное сочетание элементов обоих направлений, в рамках которого будут совмещаться акцент на силе и безопасности с проблематикой морали и прав человека

 
© www.txtb.ru