Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2. Политические конфликты и механизм их разрешения

  Политический конфликт - это противоборство политических субъектов - индивидов, групп, движений, государств по поводу властных полномочий и ресурсов.
  Позитивные функции конфликтов заключаются в том, что они:
  1) сигнализируют обществу и власти о существующих противоречиях, стимулируют действия по предотвращению дестабилизации политической жизни;
  2) способствуют формированию позиций участников, чем благоприятствуют рационализации и структурированию политического процесса путем образования союзов и коалиций.
  3) выявляют потенциал участников.
  Негативные последствия конфликтов: дезорганизация общественной жизни, гибель людей, разрушение материальных ценностей, опасность подрыва самих условий существования человечества.
  В политической мысли XIX - XX веков сложились два основных направления в подходе к проблеме конфликтов. Первое, преобладающее (К. Маркс, В. Парето, М. Вебер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Козер и др.) уделяет основное внимание изучению конфликтов и их мотивационной основы. Второе, представленное прежде всего школой структурного функционализма (С. Липсет, Т. Парсонс, Н. Смелсер и др.), рассматривает конфликты как явление в основном деструктивное и ориентируется на обоснование консенсуса, стабильности и устойчивости.
  Стороны конфликта - противоборствующие силы, имеющие противоположные или несовпадающие цели. Соотношение сил сторон определяется социальными, экономическими, военными, духовными и прочими ресурсами, которыми они располагают. В международном конфликте совокупность этих ресурсов определяется понятием «государственная мощь».
  Позиции сторон конфликта — заявленные ими интересы или цели. Позиции могут быть жесткими, если они сформулированы в виде требований и ультиматумов, или мягкими, если не исключают уступки.
  Фон конфликта — среда его развертывания. Внутри государства — это социальная и политическая система данного государства, господствующий в обществе тип социокультуры. В международных конфликтах фоном является прежде всего система межгосударственных отношений.
  В структуре политических конфликтов выделяют следующие составляющие: конфликтную ситуацию, конфликтные установки и представления, конфликтное поведение, медиатор конфликта.
  Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой две или более силы осознают несовместимость преследуемых целей.
  Конфликтная установка — взаимовосприятие участников конфликта (негативная стереотипизация противника, «образ врага» и т.п.), составляющее его психологический фон.
  Конфликтное поведение - это действия, предпринимаемые сторонами конфликта друг против друга.
  Медиатор конфликта - политическая сила, осуществляющая посредническую функцию в его урегулировании или разрешении (орган власти, общественная организация, политический деятель, международная организация, отдельное государство). Медиатор должен отвечать ряду требований: беспристрастность, объективность, обладание рычагами воздействия на стороны, заинтересованность в мирном разрешении конфликта.
  Причины (источники) политических конфликтов:
  1. Различие статусов субъектов политики, несовпадение их потребностей во властных ресурсах (конфликты между элитой и контрэлитой, между группами давления в борьбе за часть госбюджета и т.д.).
  2. Расхождения людей (или групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических или актуальных событий. Типичны для стран, где закладываются основы нового общественного строя, изыскиваются пути выхода из социального кризиса.
  3. Процессы идентификации граждан с социальными, этническими, религиозными и прочими объединениями. Характерны прежде всего для нестабильных обществ, для периодов смены укладов.
  Границы конфликтов - их пределы в пространстве (охватываемые территории) и во времени (продолжительность, начало и конец).
  Политические конфликты классифицируются по следующим основаниям:
  • области проявления (внутриполитические, международные);
  • характер нормативной регуляции (институционализированные и неинституционализированные, отличающиеся способностью или неспособностью подчиняться действующим правилам политической игры);
  • интенсивность и разрешимость противоречий, лежащих в основе конфликтов (агонистические, примиримые и антагонистические, непримиримые);
  • степень выражения (открытые, выраженные в явных формах, и закрытые, где доминируют неочевидные способы отстаивания субъектами своих притязаний);
  • временные параметры протекания (относительно непродолжительные и долговременные);
  • особенности мотивации (ценности или интересы). При конфликте ценностей предполагается смена политической системы, изменение правил политической игры; при конфликте интересов субъекты противостояния борются за обладание материальными и иными ресурсами;
  • последствия для сторон конфликта (конфликт с «нулевой суммой», в котором «выигрыш» одной из сторон равен «проигрышу» другой; конфликт с «ненулевой суммой», завершающийся «выигрышем» каждой из сторон; конфликт с «отрицательной суммой», в котором все стороны оказываются в проигрыше).
  Политические конфликты в своем формировании и развитии проходят определенные этапы. Существует несколько подходов к их выделению. Ряд отечественных ученых называют такие этапы, как потенциальный конфликт, переход потенциального конфликта в реальный, конфликтные действия, разрешение конфликта. Согласно версии, распространенной в зарубежной политической науке, любой крупный конфликт проходит три основные фазы - возникновение, развитие и окончание.
  Управление конфликтом - это воздействие на конфликтный процесс, в ходе которого уменьшаются его деструктивные последствия, происходит ограничение по числу субъектов и предметов. Оно может осуществляться как одним, наиболее сильным участником конфликта, так и несколькими участниками, а также внешней силой. Управление конфликтом открывает перспективы его окончания.
  Выбор технологии управления конфликтом подчинен решению ряда универсальных задач:
  • воспрепятствовать возникновению конфликта либо его переходу в такую фазу, когда резко возрастет цена урегулирования;
  • вывести все теневые, латентные конфликты в открытую форму, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы их взаимодействия, избежать обвальных потрясений, на которые будет невозможно адекватно и оперативно реагировать;
  • минимизировать социальное недовольство, вызываемое политическим конфликтом в смежных областях общественной жизни, чтобы избежать детонирования потрясений, урегулирование которых потребует дополнительных ресурсов и энергии;
  • институционализировать конфликты для их цивилизованного разрешения или перевода в такие формы, которые создают предпосылки для самозатухания.
  Для обозначения путей выхода из конфликта используются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Разрешение конфликта — это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Урегулирование конфликта — такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. Неисчерпанность предмета спора через определенное время может привести к возобновлению конфликта.
  Основные способы предотвращения, разрешения и урегулирования конфликта - переговоры, компромиссы и консенсус. Переговоры - это обмен мнениями между участниками конфликта с целью сближения позиций или рассмотрения альтернативных вариантов урегулирования взаимных претензий. Переговорное пространство - область, где возможно достижение соглашения. Понятие «компромисс» отражает баланс сил, действий и интересов, достигнутый путем взаимных уступок. Политический консенсус представляет собой согласие субъектов в отношении: а) функционирующей политической системы (системный консенсус); б) правил и механизмов решения конкретных политических конфликтов.
  Важнейшее условие урегулирования и разрешения международных конфликтов, особенно их новых форм, мало подверженных стабилизирующему воздействию традиционного инструментария, - тщательный учет культурных и психологических особенностей народов, их цивилизационной принадлежности.

 
© www.txtb.ru