Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3. Политические идеологии современности

  Политическая идеология - комплекс идей, система взглядов субъектов политики (личность, группа, класс, общество) на власть и государственное устройство, рационально-ценностная мотивация политической деятельности.
  Функции идеологии:
  • ориентация общества путем внедрения в массовое сознание определенных представлений и идеалов;
  • стимулирование действий субъектов политики на реализацию предлагаемых целей и идеалов;
  • интегрирование общества на основе определенных интересов, целей, взглядов;
  • ослабление социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и их удовлетворением.
  Уровни функционирования политических идеологий:
  • теоретико-концептуальный, на котором формулируются основные положения, выражающие интересы класса, слоя, нации, государства;
  • программно-политический, где идеалы и принципы переводятся в программы, требования, лозунги;
  • практический, характеризующий степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и меру их воплощения в тех или иных формах политического участия, в определенном типе политического поведения.
  Наиболее влиятельные идеологии - либерализм, консерватизм, марксизм, социал-демократизм, национализм, исламизм и фашизм.
  Либерализм — политическая идеология, ориентированная на обеспечение индивидуальной свободы как универсальной цели. Ее главные теоретические постулаты заложены в работах Дж. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, А. Смита, Дж. Милля, связывавших свободу личности с частным владением, предпринимательством и конкуренцией.
  Либерализм отразил процесс становления самостоятельного индивида в лице зарождавшегося буржуа. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной политической доктрине.
  Основные принципы либерализма:
  • абсолютная ценность человеческой личности;
  • автономия индивидуальной воли;
  • неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу и собственность;
  • верховенство закона как инструмента социального контроля;
  • договорный характер отношений между государством и индивидом;
  • невмешательство государства как в частную жизнь граждан, так и в регулирование экономических отношений;
  • разделение властей на три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную;
  • признание оптимальным регулятором экономических отношений свободного рынка товаров, труда, услуг, капиталов.
  Либеральные ценности сыграли определяющую роль в беспрецедентном социальном, экономическом и научно-техническом прогрессе человечества . Вместе с тем их применимость во многом зависит от социокультурной специфики стран и регионов.
  Для современного либерализма (неолиберализма) характерны:
  • осознание ограниченных возможностей рынка как единственного регулятора экономических и общественных отношений;
  • признание необходимости усиления регулирующей роли государства;
  • акцент на проблемах равенства и справедливости как условиях свободного развития каждого индивида и обеспечения социальной стабильности.
  Таким образом, основное различие неолиберализма и классического либерализма состоит в разном понимании общественной роли государства. Если классический либерализм выступал против вмешательства государства в экономическую жизнь, то современные либералы отводят ему значительную роль в решении социально-экономических проблем.
  Консерватизм представляет собой осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. Возник как реакция уходящих с исторической арены классов, в частности, аристократии на становление капитализма. Фундаментальные идеи консерватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж. де Местра, Л. Бональда.
  Системообразующий принцип консерватизма - следование традициям - определяет остальные принципы:
  • признание безусловного превосходства органического типа упорядоченности социальных отношений над сознательным;
  • идея естественной эволюции государства и общества;
  • отрицание договорной природы государства, рассматриваемого как порождение естественных процессов;
  • приверженность социальной стабильности и осторожному реформированию, отрицание революционных переворотов;
  • культ сильного государства, церкви, семьи, школы, армии;
  • приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (слоем, партией, индивидом).
  Неоконсерватизм оформился в 60—80-х годах XX века как синтез традиционного консерватизма, либерализма и технократизма. Его наиболее известные разновидности — рейганизм (в США) и тэтчеризм (в Великобритании). Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.
  Марксизм возник в 40-х годах XIX века как идеология пролетариата, сформировавшегося вследствие промышленного переворота. Это - учение: о прогрессе как смене общественных формаций в результате роста производительных сил; о социалистической революции как способе перехода от старого к новому общественному строю, свободному от эксплуатации; о сломе буржуазной государственной машины и замене ее диктатурой пролетариата, отмирающей впоследствии; о построении коммунизма — безрыночного, бесклассового и безгосударственного общества с таким уровнем развития производительных сил, который обеспечивает возможность достижения всеобщего изобилия и распределения по потребностям.
  О влиянии марксизма можно и должно говорить лишь конкретно­исторически, с учетом тех общественных (экономических, социально­классовых, политических и духовных) условий, в которых он зарождался, утверждался и развивался. Только при таком рассмотрении будут понятны как сильные, так и слабые стороны марксистской политической теории и практики, как их рациональные, так и утопические аспекты.
  В позитивном плане для марксизма как политической идеологии характерны следующие особенности. Во-первых, критическая переработка в материалистическом духе гегелевской диалектики и максимальное использование ее возможностей для анализа политических и государственно­правовых проблем общества. Во-вторых, диалектико-материалистическое осмысление природного бытия политических и государственно-правовых явлений, уяснение их действительного места в системе общественных отношений. В-третьих, анализ государственной бюрократии как формы политического отчуждения, а также выявление ее места и роли в жизни общества. И, наконец, в-четвертых, разработка и апробирование на опыте ряда революций критериев социального измерения политики (экономического, классового и общечеловеческого).
  Что касается негативных аспектов, то они связаны в значительной степени не столько с самим марксизмом, сколько с его многочисленными интерпретаторами, которые, с одной стороны, превратили это учение в закостенелую догму, а с другой - невероятно исказили его подлинный смысл под предлогом так называемого творческого развития и применения.
  Социал-демократизм возник на идейной почве марксизма в конце XIX — начале XX веков как реформистское течение наряду с революционным - ленинизмом. Его теоретические основы были заложены в работах Э. Бернштейна, К. Каутского, О. Бауэра, обосновавших тезис о способности капитализма к саморазвитию. Исходя из этого тезиса, была осуществлена ревизия классического марксизма, отвергнуты выводы об абсолютном и относительном обнищании пролетариата, о классовой борьбе как движущей силе развития общества, о революциях как способе ликвидации господства буржуазии, о пролетариате как авангарде общественных преобразований и диктатуре пролетариата как форме власти трудящихся. Вместо них были выдвинуты положения о реформе как единственно возможном и целесообразном способе преобразования западного общества, о демократии как форме социального переустройства. Постепенная трансформация буржуазного общества в общество социально справедливое связывалась с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом путем компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
  Социализм понимался теоретиками социал-демократии не как конечная цель, к которой пролетариату следует стремиться после осуществления революции, а как протекающий внутри капитализма процесс постоянного роста общественного благосостояния, свободы, справедливости, вызываемый ограничением эксплуатации наемных работников, расширением общественного контроля за производством и государством.
  Основными принципами социал-демократизма являются:
  - отрицание революций как способа позитивных изменений ы экономической и политической жизни общества;
  - приверженность эволюционному способу перемен;
  • отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
  • осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;
  • признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
  • стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
  Стержневая идейно-политическая концепция социал-демократов - «демократический социализм». Достижение «демократического социализма» мыслится через осуществление политической и экономической демократии, создание «государства благосостояния», обеспечение мира, защиту окружающей среды, преодоление отсталости «Юга». Такое общество не может быть создано в отдельно взятой стране, а возникнет лишь как новая ступень цивилизации.
  Идеология национализма обычно понимается как совокупность представлений, возвеличивающих нацию и, как следствие, противопоставляющих ее другим нациям. Непосредственно после Второй мировой войны национализм был дискредитирован связью с фашизмом и национал-социализмом. Вместе с тем уже в это время он проявился в форме антиколониального национализма и национально-освободительного движения.
  Национализм представляет собой многоликую идеологию, способную вызывать различные, нередко противоположные последствия. По своей природе он принадлежит к категории идеологий партикуляризма в противоположность интернационалистским перспективам либерализма и социализма.
  В антиколониальном варианте национализм предстал в качестве движения против иностранного вмешательства, движимого идеей самоуправления и национального самоограничения. В последние десятилетия идеология национализма проявлялась в разных ипостасях - в многочисленных популистских движениях во многих странах Европы, стремящихся консолидировать нации перед лицом «других», прежде всего иммигрантов; в требованиях установить автономию ряда регионов (Шотландия, Уэльс. Квебек) или обеспечить независимость (Баскония). Национализм принимал различные формы - как радикально-насильственные, так и относительно цивилизованные.
  В связи с тем, что национализм не охватывает все центральные аспекты социальной трансформации и сводится прежде всего к концепту национального превосходства, его следует рассматривать как узконаправленную, частичную идеологию, не имеющую достаточной теоретической широты и философской глубины. Однако, будучи мощной силой, способной объединять широкие слои населения для активной деятельности, национализм является идеологией главным образом в этом, практическом смысле.
  Исламизм - идеология, компонент массового сознания и политическая практика. Его ключевая проблема - определение мусульманской ниши в мировом развитии, построение оригинальной модели общественного уклада, которая зиждилась бы на принципах ислама.
  Исламизм как идеология и политическое действие, во-первых, ориентирован на реставрацию изначальных исламских ценностей и представлений; во-вторых, предполагает единство светского и религиозного начал в жизни общества, не приемлет секулярности; в-третьих, исходит из необходимости сильного лидерства, совмещающего светскую и духовную власть и обеспечивающего социальную справедливость; в-четвертых, отторгает чуждые ценности и неисламский опыт.
  В современном исламизме следует выделить умеренное и радикальное течения. Первое из них, имеющее наибольшее число сторонников, существует практически во всех арабских и многих мусульманских странах в форме легально действующих партий и общественных организаций. К радикальному исламизму относятся группировки, провозглашающие «священную войну» (джихад) против «иноверцев» и «мирового зла» прежде всего в лице США в качестве единственного способа создания исламского государства. Для исламизма характерно усиление фундаменталистских, ортодоксально традиционалистских тенденций, проявляющихся в стремлении к религиозно­политическому единству и солидарности мусульман всего мира.
  Фашизм как общественное движение и идеология возник в обстановке глубокого социально-экономического кризиса двадцатых — тридцатых годов XX века, после поражения во Второй мировой войне реанимировался в форме неофашизма.
  Основные политико-идеологические постулаты фашизма.
  • общественная и личная жизнь подлежит жесткому контролю со стороны государства, представляющего высшие интересы нации;
  • вершина властной иерархии - вождь, наделенный сверхъестественными качествами, выразитель «духа нации» и ее исторической судьбы;
  • высшая ценность - собственная нация, которая превосходит другие народы и потому должна находиться в привилегированном положении.
  Этатизм, фюреризм и расизм являлись политико-идеологической основой формирования фашистско-тоталитарных режимов и проведения экспансионистской внешней политики.
  Неофашистская идеология, воспринявшая основные постулаты классического фашизма, отвергается массовым сознанием и не оказывает существенного влияния на духовную атмосферу демократических государств. Вместе с тем антииммигрантские настроения в европейских государствах усиливают позиции праворадикальных партий, стоящих на позициях крайнего национализма и шовинизма, близких к фашизму
  Кроме главных идеологий современности значительное влияние на политическое сознание и поведение оказывают течения, отражающие проблематику формирующегося постиндустриального, информационного общества, - феминизм, экологизм, коммунитаризм и антиглобализм.
  При всем многообразии видов феминизма (либеральный, радикальный, социалистический и др.) его главная цель - обеспечить равноправие женщин. Экологизм ставит своей задачей защиту окружающей среды от загрязнения продуктами жизнедеятельности человека. Коммунитаризм, возникший на Западе в конце XX века, разрабатывает различные аспекты проблемы братства как состояния общества и общественного идеала. Антиглобализм - идейные воззрения общественных организаций, движений и инициативных групп, ведущих борьбу с социальными, экономическими, политическими и экологическими последствиями глобализации в ее нынешней форме, за альтернативную глобализацию, которая основывалась бы на справедливых и гуманных началах.
  С окончанием холодной войны и жесткого идейно-политического противостояния мировых держав усилилась тенденция к синтезу совместимых идеологий, заимствованию ими друг у друга теоретических положений. Этот процесс приводит к уменьшению различий между идеологиями.
  К началу XX1 века кредо основных идеологий Запада стали рыночная экономика и оптимизаций государственного регулирования ею, свобода, демократия, права человека. Полемика по поводу этих явлений сводится преимущественно к нюансировке интерпретаций. Идеологизированная политика уступает место рационально-прагматической.
  В настоящее время главный водораздел пролегает между идейными течениями, защищающими идеалы гуманизма и демократии, и доктринами, обосновывающими насилие и террор как приоритетные методы достижения политических целей. Соответственно эволюционируют и идеологические системы. С одной стороны сближаются политические доктрины либерализма, неоконсерватизма, социал-демократии, христианской демократии. С другой - консолидируются фашистские, экстремистские, шовинистические, расистские, фундаменталистские и прочие подобные течения.

 
© www.txtb.ru