Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5. Ленинизм и большевизм

  Радикальной версией марксизма являлся ленинизм, ставший идейной основой большевизма. Как партия и течение политической мысли большевизм возник после раскола РСДРП на большевиков во главе с В.И.Лениным (1970 - 1924) и меньшевиков во главе с Л.Мартовым (1873 - 1923).
  Существенное влияние на мировоззрение В.И.Ленина оказали идеи Н.Г.Чернышевского и П.Н.Ткачева, в частности, разработанная последним концепция партии заговорщиков-революционеров, использующих захваченную ими государственную власть для продолжения народной революции и осуществления экономической диктатуры. Эти идеи в трансформированном виде и облаченные в марксистскую терминологию заняли значительное место в обосновании теоретических постулатов ленинизма.
  Стержнем идеологии большевизма были идеи пролетарской революции под руководством партии «нового типа» с жесткой дисциплиной и иерархической структурой, слабого звена в цепи империализма и разновременности победы революций, диктатуры пролетариата как орудия слома буржуазной государственности и создания социалистической. Эти идеи сформулированы в таких работах, как «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов» (1894), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902), «Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917) и др.
  В работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916) В.И.Ленин доказывал, что капитализм вступил в высшую и последнюю стадию своего развития - империалистическую, являющуюся кануном социалистической революции. Мировую войну он рассматривал как катализатор гибели капитализма.
  В отличие от К.Маркса и Ф.Энгельса, связывавших переход к социализму с развитыми капиталистическими отношениями, В.И.Ленин рассматривал Россию как самое слабое звено в цепи империализма, в котором возможен ее прорыв, способный послужить началом мировой социалистической революции.
  В работе «Государство и революция» (1917) В.И.Ленин изложил свое видение процесса становления диктатуры пролетариата и его этапов. На первом из них должен произойти «слом» буржуазной государственной машины и ее замена органами народного самоуправления - Советами. На втором - уже после осуществления социалистической революции предполагались постепенное отмирание пролетарского государства и переход к непосредственному правлению народа.
  В речи на III Всероссийском съезде Российского коммунистического Союза молодежи 2 октября 1920 г. В.И.Ленин выдвинул тезис о подчинении морали классовым интересам пролетариата, исходя из которого назвал нравственной политику, направленную на ликвидацию социального гнета и объединение трудящихся в борьбе за укрепление коммунизма. Поэтому насильственные действия по отношению к классовому противнику рассматривались им как нравственно оправданные.
  Такой подход к вопросу о соотношении политики и морали суживал сферу нравственного в политике и открывал широкие возможности для произвольных трактовок интересов пролетариата и действий, ничего общего не имеющих с этими интересами. Впоследствии И.В.Сталин объяснял чудовищные репрессии 1930-х гг. обострением классовой борьбы и необходимостью сохранения власти пролетариата.
  Значительно более конструктивными и глубокими по своему содержанию были напутствия В.И.Ленина участникам съезда. Он предостерег молодежь от начетничества, усвоения только коммунистических формул и выводов, призвал ее овладеть современным знанием, всем культурным богатством, созданным человечеством
  В начале 20-х годов В.И.Ленин сделал вывод о необходимости «пересмотра всей нашей точки зрения на социализм». Он инициировал переход к новой экономической политике (НЭП), предполагавшей широкое развитие кооперативной деятельности, отошел от лозунгов мировой революции, выступил за мирное сосуществование между социализмом и капитализмом, стал рассматривать «социалистическую экономику» как часть мировой, предпринял некоторые меры по созданию правового демократического государства.
  Идея исторического компромисса, к которой В.И.Ленин начал приходить в конце жизни, состояла в осознании несводимости разных экономических укладов к одному единственному самому передовому и прогрессивному, способному обеспечить победу нового общественного строя. Проблема заключалась в переходе к социализму в каком-то ином, чем предусматривалось К.Марксом смысле - длительного совмещения разных укладов где капитализму отводилось бы место в процессе трансформации общества.
  По мысли В.И.Ленина, достижения социализма в экономической, социальной и культурной сферах, а также проводимая им политика мирного сосуществования стимулируют процесс становления коммунистической цивилизации. В методологическом плане эта позиция базировалась на формационном подходе к истории с характерным для него упрощенным представлением об однолинейности процесса смены общественных формаций как результата взаимодействия производительных сил и производственных отношений.
  Практическое осуществление большевистского проекта привело В.И.Ленина к осознанию необходимости пересмотра прежних представлений о социализме. В его последних работах высказываются суждения, во многом сходные с идеями западной социал-демократии, сконцентрированными в известной формуле Э.Бернштейна «Движение - все, цель - ничто».
  В целом можно утверждать, что В.И.Ленин скорректировал К.Маркса в пролетарско-якобинском духе. С точки зрения собственно доктринальной его оппонент меньшевик Г.В.Плеханов был несомненно ближе к марксизму, шире по философскому, социологическому и историческому кругозору. Представляется верным суждение Г.В.Плеханова о В.И.Ленине, высказанное в беседе с русским мыслителем Ф.Степуном: «Как только я познакомился с ним, я сразу понял, что этот человек может оказаться для нашего дела очень опасным, так как его главный талант - невероятный дар упрощения».
  В большевизме существовало и неортодоксальное направление, ориентировавшееся на марксову концепцию пролетариата как потенциального носителя высшей коммунистической культуры. Проблемы формирования культурных предпосылок социалистической революции при капитализме были в центре внимания А.А.Богданова (1873 - 1928) и А.В.Луначарского (1875 - 1933). В.И.Ленин расценивал их взгляды как ревизионистские и подвергал резкой критике.
  Со второй половины 20-х годов в идеологии большевизма возобладал революционный консерватизм, связанный с именем генерального секретаря ЦК ВКП(б) И.В.Сталина (1870 - 1953). Основные идеологемы и постулаты сталинизма изложены в работах «Марксизм и национальный вопрос» (1913), «Об основах ленинизма» (1924), «Национальный вопрос и ленинизм» (1929), «Марксизм и вопросы языкознания» (1950), «Экономические проблемы социализма» (1952).
  Консервативное начало сталинизма выразилось в реставрации принципов бюрократического авторитаризма в управлении государством, воссоздании аристократической структуры общества - партийно-государственной номенклатуры, сакрализации власти. Политическая концепция И.В.Сталина стала идейным обоснованием для установления в СССР тоталитарного режима, осуществившего беспрецедентные в истории репрессии против собственного народа.
  Для работ и публичных выступлений И.В.Сталина были характерны упрощенческая, вульгаризаторская трактовка трудов К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина в угоду политической конъюнктуре, произвольное жонглирование марксистскими цитатами. Манипулятивные приемы широко использовались в целях идеологической обработки членов ВКП(б) и беспартийных.
  В связи с предпринятым И.В.Сталиным в середине 20-х годов отделением марксизма от ленинизма как его дальнейшего развития господствовавшая в СССР идеология была названа марксизмом-ленинизмом. В нее включались не только идеи К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, но и имплицитно труды самого И.В.Сталина, а впоследствии и его преемников на посту генерального секретаря КПСС. Марксизму-ленинизму отводилась роль «истинного» знания, способного объяснять законы общественного развития, к числу которых были отнесены: неизбежность смены капитализма социализмом; возможность сосуществования государств с различным общественным строем в течение периода перехода человечества к коммунистической формации; возрастание роли народных масс в истории; возможность перехода народов третьего мира к социализму, минуя капитализм.
  При этом марксизм нередко подменялся конъюнктурными версиями, угодными партийному руководству. Таковыми были, например, тезис об обострении классовой борьбы при переходе к социализму планы построения коммунизма к 1980 г., тезисы о развитом социализме и советском народе как новой форме общности людей и т.п.
  Идеи и высказывания К.Маркса и В.И.Ленина, которые «не вписывались» в официальную линию или противоречили ей, тщательно замалчивались. Обращение исследователей к «табуированной» части марксизма расценивались властями как проявление нелояльности к общественному строю.
  Введение советских войск в Чехословакию весной 1968 г. выявило неспособность приверженцев догматизированного марксизма-ленинизма аргументировано полемизировать с интеллектуальными кругами этой страны, пытавшимися придать гуманистический характер идеям социализма, сделать этот общественный строй привлекательным для широких слоев населения.
  О состоянии советской идеологии в 70-80-х гг. наглядное представление дает нижеприводимый фрагмент из публикации А.С.Черняева, в 1971-1986 гг.- заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС в 1986-1991 годах - помощника Генерального секретаря ЦК КПСС, а затем и президента СССР. «Идеология,- констатирует А.С.Черняев, - все более явно становилась жертвой безвыходного экономического застоя. В качестве квазирелигии она была уже мертва. Сверху донизу никто не верил в ее догмы. Необратимо утратившая свой революционный и мобилизующий потенциал, она окончательно слилась с лживой «пропагандой успехов». Оторванная от реалий внутри и вовне, потерявшая всякую эффективность, она все реже использовалась в практической политике, но нужна была для сохранения имиджа альтернативы «империалистическому Западу». И, конечно, служила демагогическим прикрытием партийно-государственного контроля за духовной жизнью общества.
  Впервые идеология натолкнулась и на оппозицию, которую нельзя было уже задавить по-сталински. Появились Сахаров и диссидентское движение, критиковавшее и осуждавшее советскую власть, апеллируя к ее собственным законам и программным установкам. ...
  Утратила свою роль советская социалистическая идеология и как всемирный (экспансионистский по сути) фактор. Коммунистические партии, имевшие какую-то социальную базу у себя в стране, начали вырываться из-под патерналистской крыши КПСС на путях «еврокоммунизма». Малые, ничтожные у себя дома партии, целиком материально зависимые от нас, тоже отторгали советский образец для своих стран. СССР перестал быть символом надежды и вдохновения, источником энтузиазма».

 
© www.txtb.ru