Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6. Место гражданского общества в политической системе

  Проблема гражданского общества - одна из ключевых в современной политической мысли. Усиление её актуальности в условиях XXI в. обусловлено всё более углубляющимися процессами демократизации общественной жизни, требующими более чёткого разделения функций государства и гражданского общества, повышения роли граждан и их добровольных объединений в функционировании всех сфер жизнедеятельности. Выявление в силу этого сущности и проблем формирования гражданского общества, определение его качественных параметров применительно к существующим реалиям позволяет обеспечить тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической стабильности в обществе.
  Понятие "гражданское общество" столь же древнее, как и политическая наука. Ещё у великого Н. Макиавелли мы находим: "В жизнь общества, в такие его сферы, как труд, семья, любовь, удовлетворение личных потребностей Государь не должен вмешиваться". Впрочем, ещё до него проблемы негосударственных отношений разрабатывались такими мыслителями как Аристотель, Цицерон, Гро- ций. Большое внимание им уделяли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс и многие другие. В советской научной литературе термин "гражданское общество" появился в 60-х гг. ХХ в., однако специального анализа этого понятия не проводилось. И только в 80-х гг. ХХ в. эта категория, с учётом выводов зарубежных исследователей, была введена в отечественный научный оборот.
  Основной идеей гражданского общества практически у всех учёных является проблема человека. При этом многие отмечают, что гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория теории политики. Возникая спонтанно, составляющие гражданское общество общественные организации и объединения существуют практически не имея единого организационного центра. В то же время без какого-либо участия государства гражданское общество превращается в мощную самоорганизующуюся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни, в которой человек законным путём удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность.
  Таким образом, в современном представлении политологов гражданское общество это:
  - совокупность негосударственных отношений людей - нравственных, религиозных, социально-экономических, семейных и социальных общностей (институтов), находящихся вне государственных структур, с помощью которых фиксируются и удовлетворяются интересы индивидов и их групп;
  - социальное взаимодействие населения данной территории в экономической и социально-бытовой областях на принципах саморегуляции, самоуправления, основанное на личном равенстве и нормах традиционного общежития (государственная регламентация действует только в порядке контроля за антисоциальными действиями);
  - высшая современная стадия и форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей: семьи, общественные организации, кооперации, ассоциации, профессиональные, творческие, спортивные объединения, союзы, гильдии, клубы, фонды и т.д., исключая государственные и политические структуры.
  Исходя из сущности гражданского общества, в политической науке выделены его основные структурные элементы:
  - всевозможные негосударственные предприятия, создаваемые по инициативе граждан (кооперативы, акционерные общества, арендные предприятия, частные фирмы, банки, товарищества и т.д.), которые способствуют развитию негосударственных социальноэкономических отношений (собственность, труд, предпринимательство);
  - добровольно сформировавшиеся самоуправляющиеся общности людей, выступающие своеобразным посредником между государством и гражданами и создающиеся для борьбы за власть или для расширения позиций тех или иных социальных групп в системе власти (к ним обычно относятся: семья, частные школы и вузы, церковь, профессиональные и другие общественные объединения, союзы, клубы, ассоциации, политические партии и др.), которые не являются органами государственного управления и остаются вне сферы его влияния;
  - институты прямой демократии и система самоуправления, ограждённые законом от прямого вмешательства со стороны государственной власти (особую роль здесь играют органы самоуправления, которые на основе правовых норм и принципов их функционирования становятся центром отношений всех граждан как с институтами гражданского общества, так и с органами государственного управления);
  - производственная и частная жизнь людей, их обычаи, нравы, национальные и религиозные воззрения, морально-этические нормы и ценности и т.д.;
  - негосударственные средства массовой информации, которые не только выступают рупором общественного негосударственного сознания, но и служат своеобразным связующим звеном всех структурных элементов гражданского общества, а также проводником общественного настроения (мнения) в систему государственного регулирования.
  Исторически гражданское общество проходит в своём развитии ряд этапов, функционирует в различных конкретно-исторических формах. В соответствии с этим, по мнению многих политологов, неправомерно утверждать, что существуют общества (в том числе и современные), в которых отсутствует гражданское общество. Оно есть всегда, и можно констатировать лишь его развитое и неразвитое состояние. Наличие простейших и даже неустойчивых объединений людей, способных к самостоятельным, коллективным и независимым от "центра" действиям свидетельствует о зарождении и начале функционирования гражданского общества. Поэтому первой его формой принято считать общину, которая уже на ранних стадиях человеческой цивилизации обеспечивала относительное удовлетворение потребностей и интересов людей. На определённых исторических этапах общественного развития для защиты своих интересов гражданское общество ограничивается тем или иным социальным образованием (сословием, классом, социальной группой), использующим в этих целях такой институт как государство. Именно поэтому в тоталитарных политических режимах превалируют государственные, а не гражданские отношения.
  Активизирует же формирование гражданского общества развитие рыночных отношений, углубление процесса разделения общественного труда, ликвидация внеэкономической зависимости от собственника. Всё это способствует установлению юридического равенства всех членов общества, законодательному регулированию отношений общества и государства. В результате гражданское общество расширяет свои границы до масштабов всей страны и выступает в форме сообщества граждан, проживающих на её территории. В то же время необходимо подчеркнуть, что развитое гражданское общество не может существовать без сильного демократического государства, создающего и поддерживающего прежде всего юридические, а также экономические, духовно-идеологические и другие основы его функционирования. Это положение подчёркивал ещё великий философ и политический мыслитель, защитник принципа народного суверенитета Ж.-Ж. Руссо: "Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам". Государство и гражданское общество, таким образом, - неразрывные элементы единой общественной системы.
  В соответствии с этим, в политической науке выделены определённые условия функционирования современного развитого гражданского общества. К таковым относятся:
  В политико-правовой сфере:
  - функционирование правового государства, характеризующееся наличием широкой политической демократии, прав на всеобщие и равные выборы, парламентское представительство, стремлением к равноправию, равной для всех свободе, соучастию в принятии политических решений;
  - максимальное удовлетворение демократическим государством интересов и потребностей своих граждан, обеспечение прав и свобод человека во всех сферах социальной, экономической, политической, муниципальной и личной жизни;
  - развитость системы местного самоуправления; наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий права на существование гражданского общества. В экономической сфере:
  - владение каждым членом гражданского общества конкретной собственностью, наличие у него права использовать и распоряжаться ею;
  - функционирование свободной рыночной экономики, базирующейся на её многоукладности и способствующей развитию многообразия социальной структуры общества;
  - ведение государством сильной социальной политики, обеспечивающей достойный уровень жизни людей.
  В духовно-идеологической и культурно-нравственной сферах:
  - достаточно высокий интеллектуальный и нравственный уровень развития личности, её внутренняя свобода, основанная на цивилизованности общественных отношений;
  - приоритет таких социальных ценностей, как самостоятельность, ориентированность на созидание и т.п.;
  - свободно формирующееся общественное мнение и идеологический плюрализм, свобода совести;
  - всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию и свободу слова.
  Сущность и структура гражданского общества определяют следующие функции, выполняемые им в сложной системе общественных отношений:
  - обладая определёнными независимыми от государства средствами и санкциями, заставляет человека соблюдать общепринятые нормы, участвуя таким образом в социализации и воспитании граждан;
  - регулирует общественные отношения в системе: гражданин - институты гражданского общества - государство;
  - способствует интеграции общества, формируя его политическое и духовное единство в условиях развития цивилизованного политического, экономического и идеологического плюрализма;
  - являясь базой общественного и государственного строя, способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическомуразвитию всей политической системы;
  - обеспечивает саморазвитие граждан, социальных и этнических групп на основе лучших традиций прошлого и достижений современной цивилизации;
  - защищает интересы, права, свободы граждан и их объединений от незаконного вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов.
  Ранее уже отмечалось, что государство и гражданское общество не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы друг от друга. В странах с довольно развитым гражданским обществом люди практически не ощущают непосредственного влияния своего государства на их повседневную жизнь. Например, в Англии даже ходит такая шутка, что они имеют дело с государством в двух случаях: когда достают почту из ящика и когда нарушают правила дорожного движения. В странах же со слабо развитым гражданским обществом люди не только постоянно ощущают влияние государства, но и вынуждены постоянно к нему обращаться. Государственному регулированию подлежит буквально всё - от частной жизни, включая семейные отношения, регламентацию мест работы и проживания, до экономических, социальных, духовно-нравственных отношений в масштабах всего общества.
  Вместе с тем существуют вполне определённые рычаги взаимодействия и взаимовлияния государства и гражданского общества. Они носят исторический характер и появляются тогда, когда определённые социальные группы, классы, являющиеся по своей сути субъектами гражданского общества, для удовлетворения и защиты своих интересов создают государство. Именно оно, становясь неотъемлемым элементом системы общественных отношений, выполняет определенные регулирующие функции, дополняя, таким образом, гражданское общество и обеспечивая его прогрессивное развитие.
  Практика показывает, что оптимальные возможности для диалектического взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическими режимами. В этих условиях гражданское общество является основой стабильности государства, а государство - фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. Со стороны демократического государства можно выделить следующие направления влияния на гражданское общество:
  Ведение законотворческого процесса, реализация которого позволяет обеспечить правовую защищённость граждан, их социальных и общественных объединений. Особую значимость в этом процессе имеет выработка и практическая реализация норм предотвращения и урегулирования неизбежных конфликтов, позволяющих находить разумный компромисс между спорящими сторонами, в том числе и между государством и элементами гражданского общества.
  Предоставление государственных гарантий обеспечения свобод и прав человека в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. В то же время, как показывает практика, эти нормы нередко нарушаются, поэтому одной из задач гражданского общества является осуществление постоянного давления на властные органы с целью доскональной реализации общепринятых международных и конституционных прав.
  Последовательное проведение государством в жизнь принципов политического и идеологического плюрализма, обеспечение свободы деятельности политических партий, ассоциаций и других добровольческих объединений граждан, равноправное предоставление им возможностей использовать государственные СМИ для защиты прав оппозиции.
  Проведение мероприятий по укреплению доверия между государством и гражданским обществом, направленных на налаживание цивилизованных, конструктивных отношений, ведение повседневной местной работы. Особую роль в этом играет эффективно проводимая государством социальная политика.
  Свои рычаги влияния на государство имеет и гражданское общество. Во-первых, возможность образовывать, нередко вопреки властвующим структурам, противовесы правящей элите в виде оппозиционной элиты (контрэлиты), независимых от государства общественных организаций и массовых политических движений, средств массовой информации, групп поддержки или давления и др. Во-вторых, преодоление отчуждения граждан, их социальных и политических объединений от государственного управления, от определения и осуществления политики, их активное включение в политический процесс в целом.


 
© www.txtb.ru