Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2.2. Политическая культура России: тенденции развития

  Несмотря на смену политических режимов и форм правления, политическая культура России обладает рядом устойчивых признаков, позволяющих относить ее к подданническому типу. Для него характерны сильная позитивная ориентация на политическую систему и слабая степень личного участия населения в политической жизни. Хотя возможны и иные критерии типологии. Так, по характеру отношений власти и общества она может быть отнесена к тоталитарному типу, формировавшемуся в советское время в силу ряда исторических, идеологических, внешнеполитических и иных причин.
  Подданнический тип политической культуры характеризуется рядом признаков.
  Во-первых, отсутствие развитого гражданского общества со свободным индивидом, несформированность демократических традиций обусловили диктаторский характер власти (в форме абсолютизма или тоталитаризма) вне зависимости от исторического времени: досоветское, советское или постсоветское. Власть в России всегда жестко контролировала общественную жизнь, поскольку строилась на авторитарных началах, которые олицетворял либо монарх, либо Генеральный секретарь, либо президент.
  Во-вторых, особая роль государства, его доминирующее положение в общественной жизни привело к тому, что вне государства и помимо него ничто не могло развиваться. Государство в силу географических, исторических и иных условий выступало инициатором всех преобразований. Отношения государства и индивида строились на основе полного подчинения последнего первому. Контроль за жизнедеятельностью населения можно было обеспечить с помощью разветвленной бюрократической и репрессивной систем. Государство олицетворяло «высшие интересы» нации, выступало патроном, заботящимся о своих подданных.
  В-третьих, подданническую культуру характеризует культ будущего, обращенность в будущее при недостаточном внимании к настоящему. Живущий в настоящее время человек с его заботами отступает на второй план, становится средством достижения «светлого будущего». На алтарь счастливого будущего приносятся неисчислимые жертвы.
  В-четвертых, подданническая культура неоднородна по своему содержанию. Она содержит противостоящие друг другу антагонистические субкультуры. В различное время это был конфликт либеральной («западнической») и «почвеннической», радикальной и патриархально-консервативной, «демократической» и коммунистической политических субкультур. Найти согласия столь противоположные субкультуры не могли. Любая из этих субкультур всегда стремилась к доминированию, к подчинению других субкультур. Это свойство определило такие черты подданнической политической культуры, как нетерпимость к инакомыслию, ориентация на силовое решение актуальных проблем как на универсальное средство.
  В советское время ряд черт подданнической культуры заметно усилился. Прежде всего возросло стремление к унификации мышления, образа жизни, поведения, нетерпимость ко всему, отличному от общепринятого. Немаловажное значение приобретает в тоталитарной культуре традиция обожествления вождей, представителей правящих кругов.
  Некоторые особенности политической культуры, переходного типа.
  Политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности. Ошибочно предполагать, что декларирование несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Гражданская культура имеет свои темпы и динамику формирования, которые не совпадают с темпами и динамикой экономических и социальных изменений, хотя и испытывает их влияние. Поэтому вряд ли следует подтягивать естественный ход культурных изменений к желаемым.
  Формирование рыночных отношений, самостоятельного хозяйственного субъекта, многообразия форм собственности и социальных интересов создают условия для изменения типа политических ориентации. Однако объективно развивающиеся процессы социальной дифференциации только предполагают тенденцию складывания многообразия политических субкультур, но жестко ее предписывать не могут. Смыслы и значения политической активности могут формироваться на основе конфессиональных и этнических предпочтений, представлений, которые определяются социальноэкономическим положением конкретной группы, индивида. Однако, как показывает практика, изменения культурного кода политического поведения очень медленны. Поэтому часто политические решения правящей элиты, рассчитанные на культуру политического участия, далеко не всегда сочетаются с реально доминирующей подданнической политической культурой. Это несоответствие новой структуры политических институтов и стандартов прежней подданнической культуре является основой политических кризисов и конфликтов.
  Политическую культуру современного российского общества можно отнести к типу фрагментарной культуры, которая не представляет собой единого целого, а соединяет элементы разнородных субкультур. Она отражает ситуацию раскола в обществе, состояние переходности. Для фрагментарной культуры характерно отсутствие согласия между носителями различных субкультур относительно базовых ценностей, идеалов и целей общества. Это порождает повышенную конфликтность и социальную напряженность, которые обусловливают политическую нестабильность в обществе. В этих условиях обнаруживаются низкая степень доверия населения к государственным институтам власти и игнорирование законных способов разрешения конфликтов. Отсутствие согласия относительно базовых ценностей побуждает большинство населения признавать приоритет местных или региональных интересов. Подобная культура может поддерживать баланс интересов и ценностей исключительно при наличии сильной власти. В перспективе фрагментарная политическая культура должна в результате процесса демократизации трансформироваться в плюралистическую культуру, которая основана на одновременном сосуществовании и диалоге различных субкультур.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что отражает понятие «политическая культура»?
  2. Какую роль играет политическая культура в жизни общества, личности?
  3. Что составляет содержание политической культуры?
  4. Какие типы политических культур выделяются в политической науке?
  5. Какие признаки отличают культуры гражданственности?
  6. Составьте схему по классификации типов политической культуры.
  7. Какой тип политической культуры господствовал в советское время и почему?
  8. Чем, на ваш взгляд, отличается американская политическая культура от современной российской?
  9. Какие факторы и как влияют на процесс формирования современной политической культуры?
  10. Что означает термин «фрагментарная политическая культура»?
  11. Назовите наиболее характерные черты политической культуры (или ее отсутствия) у современных политических лидеров России.
  12. Как тип политической культуры российского общества влияет на выбор кандидатуры президента? Какими качествами он должен обладать, чтобы соответствовать типу политической культуры общества?

Словарь

  1. Депривация — состояние недовольства, вызываемое расхождением между реальным и оцениваемым состоянием, к которому стремится субъект.
  2. Культура гражданственности — идеальный тип политической культуры, характеризующийся активным поведением граждан в условиях демократической системы.
  3. Патриархальная политическая культура — культура, ориентированная на местные ценности: клана, рода, племени, и проявляющаяся в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции.
  4. Подданническая политическая культура — культура пассивного и отстраненного отношения индивида к политической системе.
  5. Культура участия — культура высокой политической активности, вовлеченности и участия в политической жизни.
  6. Политическая культура — система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
  7. Политический миф — статичный образ, опирающийся на верования и позволяющий упорядочить приводящие в смятение факты и события, структурировать видение коллективного настоящего и будущего.
  8. Политический символ — знак, выполняющий коммуникационную функцию между личностью и властью.
  9. Политический стереотип — упрощенное, схематическое, деформированное и ценностноориентированное представление о политических объектах.
  10. Субкультура политическая — совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих политических ценностей, носителем политической субкультуры может быть элита, маргинальные слои, молодежь и т. д.
  11. Субкультура политическая США (Д. Элазир). В американской политической культуре выделяются 3 субкультуры: моралистская, индивидуалистическая, традиционалистская. В моралистской — преобладают нравственные требования к политическим деятелям. Ее носители — последователи пуританских традиций Старого Света. Индивидуалистическая субкультура делает акцент на ограничение сферы деятельности государства, автономии личности, правах и свободах личности. В рамках этой субкультуры политика рассматривается как разновидность бизнеса, в котором каждый участник преследует свои интересы. Традиционалистская субкультура в высшей степени распространена на юге США. Ее характерные черты — ориентация на личные, дружеские связи, клановость и корпоративизм.
  12. Фрагментарная политическая культура — культура, соединяющая элементы разнородных культур.

 
© www.txtb.ru