Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.3.4. Проблемы политической трансформации и модернизации в современной России

  Перед Россией сейчас стоит задача - осуществить политическую модернизацию, целью которой является создание открытой политической системы, способной эффективно реагировать на новые экономические и социальные потребности общества, осуществить переход от тоталитаризма к демократии.
  Общая логика перехода от тоталитаризма к демократии включает целый ряд глубоких общественных преобразований.
  При осуществлении такой политической трансформации необходимо решить следующие задачи:
  1) ликвидировать монополию на информацию и утвердить свободу печати;
  2) разрушить государственную систему массовых репрессий, террора;
  3) преобразовать характерную для коммунистического тоталитаризма политическую систему ("партия - государство") в демократическую политическую систему с общепринятым разделением властей и многопартийностью;
  4) осуществить конституционно-юридическое оформление демократических порядков и прав граждан;
  5) сформировать с помощью демократических выборов все вертикальные и горизонтальные структуры власти.
  Одной из важнейших задач трансформации тоталитаризма в демократию является изменение сознания тоталитарного общества. Перемены в общественном сознании связаны с отказом от идеологии коммунистического тоталитаризма и утверждением идеологического плюрализма. Особое значение имеет "вытравливание" из сознания граждан рабской психологии покорности властям, правовому диктату чиновничества и преодолению правовой беспомощности населения, т. е. всего того, что внедрялось в общественное сознание, в человеческую психологию десятилетиями в период господства тоталитаризма.
  При этом крутой поворот от несвободы к свободе разрушение "единомыслия" может привести и приводит к массовому распространению беспринципности, двурушничества, к худшим формам идеологического предательства.
  Особенность политической модернизации на современном этапе в России заключается и в специфической форме ее осуществления, что проявляется в авторитарных методах деятельности и в менталитете политической элиты, позволяющих только одностороннее движение команд - сверху вниз, при закрытом характере принятия решений. Поэтому модернизация отягощена множеством помех политического патернализма на пути не только роста уровня политического участия, но и развития политической системы в более широком социально-историческом смысле.
  Перспективы политической модернизации будут определяться способностью политического режима решить следующие группы проблем, имеющих как общий, так и специфически российский характер:
  - выведение из-под политического контроля преобладающей части экономических ресурсов;
  - создание открытой социальной структуры путем преодоления жесткой территориальной и профессиональной закрепленности людей;
  - формирование институтов, обеспечивающих взаимную безопасность открытого политического соперничества различных сил в борьбе за власть;
  - создание эффективной системы местного самоуправления и федеральной системы управления, способных стать реальной альтернативой традиционному бюрократическому централизму.
  Модернизация в России дала надежду демократии, но не ослабила тенденцию к авторитаризму. Реформы стали необратимыми, но страна еще не прошла пункт, способный предотвратить их крах. Впервые за всю историю Россия не стремится достичь могущества за счет развития, а поставила само развитие в качестве основной цели, пытаясь подчинить ему все институты могущества и стать мировой державой не для господства над другими народами, а для своего народа.
  Важной проблемой является формирование нового, открытого гражданского общества. Основой такого общества выступает рыночная экономика, переход к которой от централизованно управляемого социалистического хозяйства связан со значительными трудностями. Спад производства и увеличение безработицы, снижение жизненного уровня привели в последние годы к увеличению прослойки тех, кто разочаровался в новых ценностях и готов пойти за силами реванша.
  Но развитие стран с экономикой переходного периода убеждает, что испытываемые трудности преходящи. Особую роль играют политические факторы в процессе трансформации. Например, выявилось, что выборные кампании, проводимые на ранних стадиях экономических реформ, или частая смена правительств и министров экономики и финансов, как правило, усиливают инфляцию, а руководители предприятий склонны повременить с реорганизацией в ожидании каких-либо перемен в экономическом курсе правительства. Важно, чтобы период между крахом старого режима и началом экономических реформ не затянулся. Это связано с тем, что старая политическая элита дискредитирована, а новые группы интересов еще не сложились. Поэтому усиливается вероятность успешного проведения экономических мероприятий, которые при других условиях стали бы предметом долгих и острых дискуссий. В России данный период был использован недостаточно плодотворно, имело место "топтание на месте" и даже отступления в осуществлении реформ.
  Процесс системной трансформации приносит положительные результаты в условиях политической и общественной стабильности, поддержание которой, в свою очередь, во многом зависит от выбора наиболее рационального качественного состава и последовательности трансформационных мероприятий, а также от эффективности выполнения государством, присущих ему в условиях переходной экономики, функций. В России же ошибки, допущенные в ходе постсоциалистического переустройства общества и экономики, препятствовали поддержанию подобной стабильности. В Российской практике реформ, в отличие от опыта реформирования в ряде стран Восточной Европы, оказалось много уступок, политических компромиссов, чисто внешних перемен и попыток возврата к старому, отсутствовала логика в проведении отдельных мероприятий. Но, используя опыт перехода восточно-европейских стран и учитывая собственную специфику, геополитические факторы, особенности менталитета, особую роль государства и т. д., возможно дальнейшее продвижение реформ.

Контрольные вопросы и задания

  1. Что такое политический процесс? Чем отличается теневой политический процесс от реального?
  2. Какие типы политических процессов Вы можете назвать?
  3. Каковы основные свойства и этапы развития политического процесса?
  4. Что такое «компромисс» и «консенсус»?

Словарь

  1. Амбивалентный — внутренне противоречивый.
  2. Бунт — массовое действие, имеющее высокую степень интенсивности, активности его участников, но ограниченное временем его протекания, а также причиной, его вызвавшей.
  3. Избирательная система — совокупность избирательных прав и процедур, на основе которых осуществляются выборы в представительные органы власти или высших должностных лиц.
  4. Импичмент — процедура выдвижения обвинения против президента и отстранения его от должности.
  5. Инаугурация — процедура вступления в должность — процедура вступления в должность главы государства.
  6. Мажоритарная избирательная система — это такая система, при которой победителем на выборах признается кандидат, набравший 50% голосов + 1 голос избирателей, принимавших участие в голосовании.
  7. Мятеж — см. бунт. По степени интенсивности и напряженности они совпадают, хотя последний отличается более ограниченным числом участников.
  8. Политический порядок — комплекс мероприятий, создающих благоприятные условия для эффективного и целесообразного функционирования и развития политической системы, состояния урегулирования политического процесса.
  9. Политический протест — негативная реакция индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию.
  10. Политический режим — осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политических действий, этапов, способов их достижения, связи с реализацией власти.
  11. Пропорциональная избирательная система — система, предполагающая голосование по партийным спискам, разделение соответствующих депутатских мандатов пропорционально числу голосов, набранных той или иной партией на выборах.
  12. Смешанная избирательная система — система, соединяющая элементы мажоритарной и пропорциональной избирательной системы.
  13. Электорат — совокупность граждан, обладающих избирательными правами.
  14. Политический процесс — последовательная, внутренне связывающая цепь политических событий и явлений, а также совокупность последовательных действий различных субъектов политики, направленных на завоевание, удержание, укрепление и использование политической власти в обществе.
  15. Политическое развитие — совокупность процессов, составляющих основу перехода от традиционного к современному обществу.
  16. Политический кризис — состояние политической системы, когда наивысшего накала достигает острота противоречий в ней, необходимость ее преобразования становится необратимой.

 
© www.txtb.ru