Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


1.5.1. Основные течения русской политической мысли XIX в.

  Особенностью политической мысли России было то, что она развивалась в иных исторических, внутри- и внешнеполитических реалиях, опиралась на иную культурную традицию, чем западная.
  Исторически, развитие российского государства возможно было в условиях сильной центральной власти, что требовало от политической мысли апологии абсолютизма. С другой стороны, сказывалось стремление народа к свержению деспотичной власти. Этим объясняется большая идеологизированность российской политической мысли, признание насильственных средств в политике решающими.
  Серьезное влияние оказала на содержание политической мысли православная религия, провозглашавшая особую историческую миссию России («Москва — третий Рим»), воспитывающая в народе традиции соборности, общинности, подчинения государству. Вплоть до конца XVIII века политические идеи развивались в России в рамках религиозной философии. Разделение политической и религиозной мысли произошло позже, чем на Западе.
  В данном разделе будут рассмотрены основные направления политической мысли России XIX - XX в.в. Среди них: русский консерватизм, русский радикализм, русский либерализм, большевизм.
  Основателем русского консерватизма был историк и литератор Н. М. Карамзин (1766 - 1826). Идеалом Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народа. Он выступал против разделения властей. Он выступал против разделения властей. Он придерживался естественно-правовой теории, утверждая, что в нравственном государстве гражданские законы должны соответствовать естественным. В рассуждениях историка явственно обозначался крен в сторону апологетики самодержавия.
  Из основных направлений русского консерватизма выделяют: славянофильство, официальный монархизм, этико-консервативный анархизм.
  Славянофилы выдвинули ряд новых идей при оценке прошлого и современного опыта России, в частности, о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и соотношения закона и обычая. Они были противниками и критиками крепостного права.
  Создатель политологии славянофильства К. С. Аксаков (1817 - 1860), критикуя Запад, писал о том, что республика является «самой вредной правительственной формой». Он разработал целую теорию «негосударственности русского народа. Согласно этой теории истинное гражданское устройство возможно лишь там, где государство не вмешивается в дела народа, а народ — в дела государства. Правительству была в допетровской Руси предоставлена неограниченная свобода управления, а народу — свобода жизни, которую охраняет правительство, реформы Петра, толкнувшего народ на путь борьбы, искания политических прав. Он считал, что необходимо восстановить древнее гражданское устройство, дать возможность народу жить духовной и нравственной жизнью, а не политической.
  Важный вклад в развитие идей славянофильства внес Н. Я. Данилевский (1822 - 1885), автор знаменитой книги «Россия и Европа», в которой он доказывал необходимость «самобытного национального развития», выступал против заимствования западного опыта, более того, он противопоставлял славянский мир, Россию Западу, считая его враждебным.
  Крупным идеологом официального монархизма был М. Н. Катков (1818 - 1887). Его идеалом оставалось самодержавие, которое он ставил выше конституционного парламентаризма. Он доказывал, что русскому народу не подходит конституционный строй не в силу его отсталости, а по причине превосходства его типа развития по сравнению с Западом.
  Последовательным консерватором был обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев (1827 - 1907), выступавший против любых конституционных учреждений («говорилен»), земства, свободы печати, отделения церкви от государства.
  Этико-консервативный анархизм (Л. Н. Толстой) не просто критиковал отдельные стороны существовавшей в России политической системы, но пришел к выводу, что она в принципе несовместима с идеалами и нравственными требованиями правильно понятого христианства, и тем выразил существовавшие еще со времен Петра Великого подозрения, что существующее государство «не есть истинно православное царство», а «царство Антихриста». Толстой звал назад, к простоте и равенству крестьянской общины, обходящейся без насилия, присущего государству.
  Таким образом, русский консерватизм прошел путь от апологии монархии до полного отрицания государственной власти.
  В значительной мере догматический, охранительный характер официального монархизма был реакцией на другую крайность — радикализм. Русский радикализм (основатель — А. Н. Радищев — 1749 - 1802) явился идейным и практическим выражением отношения интеллигенции к процессу модернизации России, результатом ее противоборства с бюрократией, не желавшей осуществлять реформы.
  Основными течениями русского радикализма были: декабризм (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев), революционный демократизм (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский), революционное народничество (П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев), революционный анархизм (М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин), русский марксизм (Г. В. Плеханов).
  Декабристы и революционные демократы видели в революционном ниспровержении самодержавия и установили диктатуры интеллигенции, действующей от имени народа, средство достижения политической свободы для нее и отмены крепостного права для крестьянства, а затем последующего перехода к республике. Революционные народники также стремились к политической свободе, уничтожению монархии, крепостного права, установлению диктатуры интеллигенции, которая приведет народ к «справедливой республике». Политическая доктрина революционного анархизма базировалась на отрицании государства вообще и идее немедленного перехода к безгосударственному обществу. Но в отличие от Толстого, они главным средством разрушения государства считали не религиозную и моральную проповедь, а революцию.
  История русского марксизма противоречива и сложна, это история несбывшихся надежд, грубых политических просчетов, социальных иллюзий. В этом смысле примечательна судьба «отца» русского марксизма Г. В. Плеханова (1856 - 1918), крупного философа, социолога, публициста. Начав с бескомпромиссного защитника российского пролетариата, готового ради победы социалистической революции пожертвовать «буржуазной» демократией и свободой, он впоследствии осознал значение норм демократии, и, став лидером «меньшевиков», с позицией либерального марксизма критиковал большевизм за абсолютизацию насилия как средства достижения цели. Несвоевременная социалистическая революция породила бы, по его мнению, «патриархальный и авторитарный коммунизм». Взгляды Плеханова и других «меньшевиков» были близки идеологии западной социал- демократии. Плеханов осудил «большевистский переворот» 1917 г., как несогласующуюся с марксизмом авантюру, скептически воспринял идею мировой социалистической революции.
  Продолжателем традиций русского радикализма стал в ХХ в. русский большевизм, абсолютизировавший марксистские идеи классовой борьбы, мировой революции, диктатуры пролетариата. В дальнейшем он выступил в качестве идеологического обоснования установления в России тоталитарного режима. Основными течениями большевизма являлись: революционный «радикализм» (Л. Д. Троцкий), революционный «реализм» (В. И. Ленин, Н. И. Бухарин), революционный консерватизм (И. В. Сталин). Троцкий выступал за «экспорт» революции в страны Западной Европы и Азии, продолжение жесткого политического курса внутри страны, направленного на воплощение утопии бесклассового и нерыночного общества. Ленин и Бухарин ориентировались на строительство социализма «в одной стране», осознали необходимость допущения в переходный период частной собственности, некоторого развития капитализма под контролем пролетарского государства при сохранении его диктаторской формы. Консервативное начало сталинизма выражалось в реставрации принципов бюрократического авторитаризма в управлении государством, создании нового класса партийных чиновников, сакрализации власти, идеологии классовой конфронтации, перманентной гражданской войны.
  В истории российской политической мысли либерализм занимает особое место. Историческая драма либерального движения в России заключалась в том, что оно не имея широкой социальной базы (вследствие неразвитости гражданского общества, отсутствия достаточно многочисленного слоя независимых частных собственников), являлось помехой для своих радикальных и консервативных противников. Призывы центристов-либералов к миру и диалогу не были услышаны, и страна оказалась ввергнутой в пучину гражданской войны и прошла через террор тоталитарного режима.
  Анализ реальной России почти вековой давности позволяет сделать вывод о правоте предлагаемых либеральными политическими мыслителями буржуазно-демократических реформ конституционной монархии как закономерного этапа на пути к правовому государству. Гражданское общество и правовое государство были и остаются оптимальными целями общественного развития, сохранения государственной целостности.
  Основными направления русского либерализма являлись: «правительственный» либерализм (М. М. Сперанский), консервативный либерализм-западничество (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин), «новый» либерализм (П. Б. Струве, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, Н. И. Кареев).
  Особая роль в распространении либеральных идей принадлежит видному философу, юристу, историку, публицисту и политическому деятелю Борису Николаевичу Чичерину (1828 - 1904). В основе его учения — идея свободы — свободы внутренней и внешней. Первая проявляется в нравственном самоопределении личности, нравственной свободе, коренящейся в религиозных убеждениях, вторая же обусловлена первой, и характеризуется взаимоотношением человека и государства. «Истинная человеческая свобода, — писал Чичерин, — не есть свобода животного, находящегося на воле, а свобода гражданина, подчиняющегося закону». Сердцевидной политической философии Чичерина была концепция государства как всенародного, надсословного политического органа, который осуществляет единство «власти, территории и свободы» на основании закона и справедливости. Государство в его концепции представало высшим этапом развития общества. Важнейшие цели государства — устранение зла и противоречий в обществе, обеспечение безопасности граждан и условий приобретения людьми благ собственными силами. Исходя из общего блага, регулирующая и законодательная функции государства должны быть направлены на обеспечение гражданского мира, правопорядка и свободы. Политическим идеалом Чичерина выступало централизованное государство, призванное сдерживать противоборствующие стороны и частные силы при господстве справедливого распределения и пропорциональном равенстве «согласно способностям и заслугам лиц». Перспективы общественного развития России, по мнению Чичерина, связаны с раскрепощением общества, формированием средних классов и общественной самодеятельности при участии монархии. Сравнивая различные формы государственного устройства, — абсолютизм, аристократию и демократию — он пришел к выводу, что наиболее разумной формой для России является конституционная монархия с разделением властей, которая способна обеспечить сочетание свободы экономической деятельности, свободы слова, печати и т. д. с сохранением государственного единства, охраной порядка, контролем за соблюдением законов. Основные произведения Чичерина: «История политических учений», «Философия права».
  Чичерин выступал за постепенные реформы «сверху». Лозунгом консервативных либералов должны стать слова: «Либеральные реформы и сильная власть».
  Одним из ярких представителей консервативного либерализма был философ, историк и правовед К. Д. Кавелин (1818 - 1885). Политическим идеалом мыслителя была неограниченная монархия, основанная на возможно более широких местных свободах. Построить государственное и общественное устройство на разумных основаниях и законах, где бы не было произвола и были обеспечены имущественные и другие права, можно, по его мнению, путем эволюционного становления самоуправляющегося «мужицкого царства» — народного самодержавия. Кавелин проповедовал теорию ненасилия. Создание общественного мнения, развитого правосознания — вот что может преодолеть социальное зло и несправедливость.
  Видным представителем «нового» либерализма, крупным философом, социологом, политическим деятелем был Петр Бернгардович Струве (1870-1944). Он прошел сложную эволюцию от "легального марксиста" до либерала. Он был сторонником идеи правового государства, которую обосновывал в сборниках своих статей "Вехи", "На разные темы". Струве полагал, что перед российским обществом стоит труднейшая задача строительства правового государства, которое гарантировало бы права личности. Строительство такого государства, согласно Струве, должно быть основано на трех принципах: взаимосвязи прав и обязанностей личности, "личной годности" и признании духовных начал власти и государства. Идея "личной годности" как основа и мерило общественных отношений следовала из либеральной парадигмы свободы личности и равенства возможностей и содержала совокупность нравственно-религиозных и профессиональных качеств, необходимых личности как гражданину и человеку. Принцип "личной годности" был альтернативой эгалитарному равенству, социализму и в экономической сфере приводил к иерархической структуре социальных отношений, которые строились с учетом реального вклада человека в создание национального богатства.
  Особое значение для политической философии либерализма имела философия естественного права, возрожденная в начале XX в. усилиями ряда русских философов и ученых. Глубокое и ординальное решение она получила, в частности, в творчестве выдающегося философа и правоведа Павла Ивановича Новгородцева (1856-1924). В своих трудах "История философии права", "Кризис современного правосознания", "Об общественном идеале" и ряде статей он развивал аксиологическую теорию правового государства. Исходным в его концепции было понятие общественного идеала как вечной и непреходящей абсолютной ценности. Общественный идеал в трактовке Новгородцева выступал целью общественного развития и меркой оценки социального прогресса. Общественный идеал состоит, по его мнению, в развитии и нравственном совершенствовании личности. В естественном праве выражались общечеловеческие и вечные стороны человеческого бытия, определяющие развитие правосознания и политических отношений на основе "беспристрастной и нелицеприятной» идеи справедливости. Новгородцев показал утопизм социалистических, анархистских и консервативных политических идеалов, видящих в «относительном абсолютное». Разграничивая нравственный и политический идеалы, он отстаивал естественное право человека на выбор тех или иных форм государственного устройства.
  Государство Новгородцев представлял гарантом социального мира и свободы личности. Правовое государство «сочетает различия, вытекающие из свободы, с единством, обусловленным общностью и взаимностью развития».
  Весьма интересны взгляды Новгородцева на дальнейший прогресс правового государства, его способность ограничить частный произвол с помощью «публично-правового регулирования частной жизни». По существу речь шла о социальном государстве, устраняющем как юридические препятствия к развитию свободы, так и экономические преграды для ее проявления.
  Видный юрист и социолог Богдан Александрович Кистяковский (1869 - 1920) внес существенный вклад в исследование сущности государственной власти и правового государства и обоснование необходимости правовой культуры. В сочинениях «Общество и личность», «Социальные науки и право» он развивал идеи правового государства, основным принципом которого он считал ограниченность его правами человека и гражданина. Он сформулировал совокупность естественных и неприкосновенных прав человека, ограничивающих государственную власть и способствующих социальному прогрессу. Свобода совести, свобода слова, печати, собраний, союзов, наряду с неприкосновенностью личности, жилища, собственности гарантирует политическую свободу личности. Он писал, что политическая свобода — это такое драгоценное благо, от которого нельзя отказываться ни на мгновение и ни за какие выгоды. Кистяковский считал, что правовое государство предотвращает беззаконие, анархию, позволяет обеспечить наибольшую свободу деятельности людей. Конституционно закрепленное верховенство закона способно предотвратить жестокие формы государственного угнетения.
  Народно-демократический характер власти обеспечивается, по его мнению, всеобщим и равным избирательным правом и представительством народа в органах власти. Разделение властей и авторитетная судебная власть должны создать, с его точки зрения, высокую политическую культуру правового общества, способного разрешить социальные конфликты.
  Русская политология XX в., помимо большевизма, ставшего господствующей идеологией советского периода, охватывает и многие другие направления, преимущественно антикоммунистического, антитоталитарного, религиозно-консервативного и религиозно-либерального толка, сложившихся преимущественно за пределами СССР, в эмиграции.

 
© www.txtb.ru