Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 5. Власть

  Понятие о власти развивалось на протяжении всей истории человечества. По-разному оценивали исследователи власть, отмечая в ней то средство достижения блага в будущем, то способ организации совместной деятельности людей. Все это является только отдельными сторонами или качеством власти, сущность которой может меняться в зависимости от объектов власти и характеристик объекта, на который направлено действие власти.
  Нельзя не согласиться с мнением профессора США Теренса Болла, который обращает наше внимание на моральную ответственность власти, вне которой, разумеется, власть теряет тот классический смысл, который рассматривается некоторыми исследователями.
  Помимо изучения власти с моральной точки зрения существует мнение Л. А. Тихомирова, который рассматривает власть с учетом естественной природы человека, его психики.
  Общепринятым является факт, что власть находит свое воплощение в государстве, но в ходе исследования она рассматривается как совокупность институтов, способных оказывать воздействие на людей, на развитие общества. В этой связи можно говорить о власти авторитета, о власти юридической, власти военной, религиозной, о власти международных институтов, о власти СМИ, о власти традиций и т. п.
  Можно приводить самые разные точки зрения на предмет исследования власти, но, пожалуй, самым общим определением власти можно считать следующее: власть - это символический посредник между людьми, существующий в виде отношений, реализация которых используется человеком для активизации связывающих обстоятельств.
  Согласно данному определению власть рассматривается в виде отношений между условными “А” и “Б”. Реализация этих отношений будет рассматриваться как способность кого-либо проявлять власть или управлять ситуацией.
  Позитивно-социологический подход в определении власти сформулирован М. Вебером. Согласно его концепции в основе определения власти лежит признание асимметричности отношений между субъектами, существующая в связи с этим возможность одного субъекта влиять на другого.
  Такой подход позволяет нам определять власть как способность менять отношения между людьми, добиваться цели. Выражением власти будут являться отношения господства-подчинения. Существование такой власти не является чем-то особенным, но мы говорим о власти как понятии применительно к политической реальности. Для того чтобы власть была, необходимы способности субъекта властвовать и право последнего на это.
  Для того чтобы понять и отличить “совершенную власть” от “несовершенной”, как сказал в свое время Аристотель, нередко используется понятие “политическая власть ”. Это понятие при всей своей кажущейся тавтологичности не лишено смысла и относится к власти, имеющей собственное содержание, самодавлеющее значение власти как таковой.
  Политическая власть всегда носит общественный характер, проявляется через функционирование специальных структур, предполагает использование силы принуждения, нравственное влияние, опору на традиции и многое другое.
  При всем многообразии подходов к определению власти в современной политической литературе нередко выделяют целый ряд аспектов или измерений, позволяющих более предметно изучить власть как отношение.
  Директивный аспект. Власть представляется как господство, обеспечивающее выполнение приказа, директивы.
  Функциональный аспект. Власть оценивается как способность и умение практически реализовать функцию общественного управления.
  Коммуникативный аспект. Власть так или иначе реализуется через общение, через определенный язык, понятный обеим сторонам общественного отношения к власти.
  Социальный аспект. Власть рассматривается как силовое отношение, выражающее реальное доминирование (человек не для того принимает участие в правлении, чтобы приобрести власть, а потому, что чувствует себя для того достаточно сильным). Необходимость фактора силы вытекает из общей логики отправления властных функций, как функций социальных, исходя из того, что власть - величина сочетательная: можно властвовать над другими и нельзя над собой (собой можно владеть).
  Психологический аспект. Власть понимается как силовое лидерство, устанавливаемое в межличностном взаимодействии, где обосабливаются ведущая и ведомая стороны: первая - субъект, господин, вторая - объект, раб, подданный.
  Гносеологический аспект. Власть есть целенаправленный способ утилизации знаний. Без знаний власть дика, необузданна, импульсивна ; без воли она отрешенна, мягкотела, недееспособна.
  Организационный аспект. Особенностью данной власти ( данного аспекта ) является то, что устанавливаемый властью порядок обеспечивает простор деятельности преимущественно репродуктивной, несомненно сковывает социальное творчество личности и масс. В результате новаторская инициатива, не утвержденная властью, ищет обходные пути, рождаясь, как пишет В. В. Ильин, вне исходной организации и установленного порядка.
  Политический аспект. Власть понимается как способ существования влияния, подчинения, принуждения. В этой связи, как отмечал М. Вебер, непосредственная обязанность профессиональных мыслителей сводится к тому, чтобы сохранить трезвость перед лицом господствующих идеалов, какими бы величественными они ни казались.
  Выделение приведенных выше аспектов является в определенной мере условным, поскольку все они реализуются только при диалектическом восприятии и составляют единое целое понятия “ власть ”.
  Помимо существующих аспектов власти можно выделить ее основания и резервы ( ресурсы ).
  Под основаниями принято понимать средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач.
  Ресурсы власти - это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но могут и не пригодиться, и как правило, используются недостаточно. Учет оснований властвования и ресурсов сопротивления властной воле дает возможность подсчитать силу власти.
  Выделение оснований и ресурсов власти (см. схему) позволяет уточнить и само понятие власти. Например, КПСС имела власть над народом в той мере, в какой она принимала участие в решениях относительно использования способов воздействия на народ.

Схема

  В современной политической науке довольно часто подвергаются анализу существующие три ветви власти : исполнительная, законодательная и судебная.
  Теория разделения властей зародилась во Франции в середине XVIII века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Основателем новой концепции был Луи де Монтескье (1689-1755). В работе “О духе законов” Монтескье изложил результаты длительного исследования политико-правовых установлений нескольких государств, придя к выводу, что в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга.
  Монтескье исходит из принципа разделения труда в процессе осуществления власти и распределения власти между различными социальными слоями.
  Особенностью подобного разделения считается то, что Монтескье предлагает не только разделить все ветви власти, но и наделить их правом приостанавливать и отменять решения друг друга.
  В действительности идея Монтескье не везде нашла реализацию, но ее практическая значимость в том, что сама теория явилась одним 32 из основных гарантов прав и свобод человека именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, где демократические принципы нашли самое широкое применение.
  Законодательная власть выражает общую волю государства. Ее основное предназначение - формулировать законы государства, обязательное для всех граждан. По Монтескье, законодательная власть принадлежит всему народу, но если это невозможно из-за большой территории государства, то законодательную власть целесообразно вручить собранию представителей народа или собранию знатных (в России сегодня это парламент, Дума ).
  Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью. Исполнительной властью наделяется, по Монтескье, прежде всего монарх, поскольку данная сторона власти требует быстрого действия и лучше это делать одному, чем многим. Исполнительную власть могут осуществлять и другие лица, но только не члены законодательного собрания, так как это привело бы к утрате свободы. Роль такой власти в России сегодня выполняет правительство во главе с М. Касьяновым.
  Судебная власть, по Монтескье, карает преступления и разрешает столкновения частных лиц, тогда как обе другие власти регулируют общие дела государства. Монтескье предлагал передать судебную власть лицам из народа, которые созывались бы по мере необходимости для осуществления судебных полномочий. Последние не должны быть связаны с профессиональной занятостью, богатством, знатностью. Задача судей - в точности соблюдать законы. В России судебная власть функционирует под руководством генерального прокурора Д. Устинова.
  Представленная теория Монтескье появилась в нашей стране в начале ХХ века, хотя теоретические обоснования этой теории можно найти в работах более раннего периода, среди которых выделяются труды М. М. Сперанского, Б. Н. Чичерина и других.
  Как свидетельствует сама жизнь, теория разделения властей - это общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, которая может служить целям демократии. При этом не стоит абсолютизировать данную теорию и рассматривать ее как панацею от всех бед. Помимо такой теории необходимы и другие не менее важные компоненты в развитии общества, например, политическая культура, развитие общественного правосознания.

Схема

Тест к теме 5

  1. Власть - это наличие главного компонента:
  а) сила,
  б) деньги,
  в) авторитет,
  г) отношения,
  д) институт власти.
  2. Основные аспекты власти:
  а) директивный,
  б) экологический,
  в) социологический,
  г) коммуникативный,
  д) психологический,
  е) гносеологический,
  ж) функциональный,
  з) политический,
  и) организационный.
  Примечание. Поясните примером собственное понимание любого из выделенных аспектов.
  3. Разделите на две части, что является основанием, а что - ресурсами власти?
  а) страх,
  б) принуждение,
  в) язык,
  г) убеждение,
  д) СМИ,
  е) интерес,
  ж) зависть.

 
© www.txtb.ru