Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 9. Политика как общественное явление

  В современном обществе человек постоянно ощущает на себе влияние политики. Это влияние происходит через средства массовой информации, путем введения ряда налогов, повышения или сокращения ряда выплат и льгот и т. д. Даже не участвуя ни в одной политической организации, человек опосредованно причастен к политической жизни общества и потому откликается на призыв участвовать в выборной кампании. Политика существовала не всегда, феномен политики развивался как форма общественного сознания. Поскольку каждый человек наделен индивидуальным сознанием, которое зарождается и умирает вместе с человеком, общество как живой социальный организм тоже обладает сознанием, но общественным. Именно общественное сознание видоизменяется вместе с развитием общества; оно существует, пока существует общество, а не отдельные индивиды. В структуру общественного сознания как одну из его форм можно включить политику. Общественное сознание имеет следующие формы: мораль, политика, религия и т. п., которые воздействуют на индивидуальное сознание человека.
  С этой точки зрения можно, видимо, утверждать, что политика создавалась как относительно самостоятельная сфера общества. В основе ее создания были, прежде всего, потребности людей.
  На ранних стадиях человеческого общества, когда люди были объединены кровнородственными связями, необходимости в политике не было. Это не значит, что внутри родов и племен не существовало властных отношений, что не было управлений. Поскольку в процессе организации общественной жизни между людьми складывались отношения руководства и подчинения, можно предполагать, что власть в таком обществе уже существовала. Выбирались старейшины родов и племен, племена объединялись в более крупные общности - народности. Внутри последних выделялись группы людей по имущественному признаку, и появилась необходимость улаживать конфликты, возникавшие из-за материальных ресурсов. Делать это с помощью прежних органов власти (старейшин, совета старейшин) становилось невозможно, так как конфликты возникали между большими группами людей из-за территорий, касались распределения прибавочного продукта, который появился в результате повышения производительности труда. В связи с этим возникает потребность в наличии некой иной “силы” организации общества для разрешения конфликтов. Кроме того, повышается уровень сложности взаимоотношений людей в обществе, общественные дела приобретают большую значимость. Народности заселяют большую территорию, чем раньше, а ее сохранность, защита от нападения и всякого рода раздоров - это дело не совета старейшин, а совсем иной силы и этой силой станет государство. Появление последнего выводило власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.
  Итак, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов власти, а также социальных ассоциаций, где люди объединялись в целях защиты тех или иных интересов, породила политический уровень общественных отношений. С появлением политики общество стало постепенно отходить от социальной организации, где его целостность и интеграция граждан осуществлялись на основе локальных родственных связей людей, без четко выделенных функций управляющих и управляемых.
  Для понимания сущности политической жизни общества и политики как формы общественного сознания важно подчеркнуть, что интересы одной группы общества неминуемо затрагивают положение иных общественных групп, что и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей некой “третьей силы “ - государства. Государство участвует в разрешении классовых, национальных, конфессиональных и других конфликтов, что является основой политических отношений.
  Между группами людей в обществе существуют политические отношения, включающие в себя сочетание интересов экономически господствующих групп с общими интересами населения. Такое сочетание интересов, как правило, носит противоречивый характер, что определяет потребность во власти, основанной на праве применять насилие одной группы людей по отношению к другой посредством государства. Так возникает государственная власть.
  Политический характер общественных отношений предполагает, что группы и общности должны избирательно оценивать свои властно значимые интересы. Содержание политических интересов вырисовывается только в процессе специфической рефлексии, осуществляемой как группой в целом, так и каждым ее представителем в отдельности. Сущность политического осознания социальных потребностей состоит в понимании групповой специфики интересов. Иными словами, политическое осознание интересов группы не может быть реализовано без вмешательства государственной власти.
  Политическое сознание готовит, оформляет социальные потребности групп для участия в диалоге с другими субъектами и институтами власти. Значимость политического сознания состоит в том, что от степени осознания политически значимых интересов непосредственно зависят границы политической сферы деятельности, свойство политики проникать в другие области общественной жизни или, напротив, уступать место иным социальным регуляторам человеческих отношений. Поэтому каждое по преимуществу демократическое общество вынуждено решать проблему предотвращения искусственной привнесенности политики в общественную жизнь, стремиться не допустить, чтобы политическая воля доминировала над здравым смыслом.
  Следует заметить, что сознательная природа политического взаимодействия групп, классов предполагает наличие специфического субъекта политики - политической элиты как субъекта управления. Подчеркивая исключительную роль элиты в формировании политического курса, организации взаимоотношений групп, связей человека и государства, ряд теоретиков определяют политику как область “искусства” управления и руководства обществом. В противоположность данной концепции существует теория “представительной системы” и других концепций, настаивающих на уникальности правящих групп.
  Соотношение двух противоположностей в обществе - правящей группы и управляемой массы - характеризует политику как форму соучастия и взаимодействия управляющих и управляемых.
  Неверно полагать, что политика - это область сознательных действий властных структур. Именно в политике чаще всего происходят действия не только стихийные, но и крайне иррациональные. Например, что стоит за сменой лидера правительства (Черномырдин - Кириенко - Черномырдин) в течение полугода (1998 г.), на этот вопрос аргументированного ответа нет. Подобная “рокировка” вряд ли поднимет авторитет президента и придаст больше легитимности существующей власти. Как писал великий русский философ Н. Бердяев, “... в русской государственности скрыто темное иррациональное начало и оно опрокидывает все теории политического рационализма, оно не поддается никаким рациональным объяснениям. Действие этого иррационального начала создает непредвиденное и неожиданное в нашей политике”.
  Таким образом, политическая сфера жизни общества возникает в связи с реализацией таких интересов групп, которые затрагивают общественное положение социальных и национальных общностей и потому требует вмешательства государственных и иных институтов публичной власти. Отсюда политику можно определить как систему отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе. Поскольку политология - наука философская, ссылаясь на философский энциклопедический словарь, можно дать определение политике, исходя из греческого слова “полис”. Тогда политика - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.
  Уместно вспомнить В. И. Ленина, который считал политику областью “отношений между миллионами” и видел суть ее в “устройстве государственной власти”. Такого же мнения в отношении политики придерживается американский политолог Р. Доуз, определяя политику как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами. Суть этих отношений - завоевание и укрепление государственной власти.
  Исходя из определения политики как формы общественного сознания, можно назвать некоторые элементы (звенья) ее структуры:
  - политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязи общественных групп между собой и с инструментами власти, они характеризуют отношения элиты и электората (населения);
  - политическое сознание, выражающее принципиальную зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам. Политическое сознание лежит в основе непрерывного процесса институциализации политических воззрений и идеалов, целей и программ в поведении людей, органов власти и самоуправления;
  - политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами. Это совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, партийные и общественные политические институты, представляющие политические интересы различных слоев и общества в целом.
  Поскольку главным субъектом политики, как и любой другой сферы жизни, является человек, то политику можно рассматривать в двух аспектах: деятельностном и организационном. Политические отношения проявляются в деятельности человека, политической организации, государства. Деятельностный аспект политики выражает ее динамический характер и фиксируется в формах и функциях. Применительно к субъекту политической деятельности (человеку, организации) можно говорить об активных и пассивных формах, о профессиональной политике или о политике участия.
  В формах политики фиксируются и направления политической деятельности, то есть определенная стратегия и тактика. Выделяют экономическую, социальную, административную, военную, демографическую политику. Существуют также понятия внутренней и внешней политики. Принципиальное их различие лишь в том, решаются ли вопросы внутри государства или за его пределами; хотя разделение самих вопросов несколько условное, поскольку от решения внешних вопросов политики зависят судьба внутренней жизни государства и наоборот. Организационный аспект политики проявляется в создании и организации общей политической системы общества, государства.
  Формирование общественного сознания тесно связано с уровнем осознания самим индивидом происходящей политической реальности. Политика, оказывая воздействие на человека, формирует его мировоззрение через функции, которые она осуществляет.
  Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражающих назначение политики в обществе. Функция дает представление о роли политики в общественной жизни, выражает смысл ее существования, то есть отвечает на вопрос, для чего существует политика.
  Можно выделить две группы функций: общие и процессуальные. Общие функции касаются политической системы как единого механизма. Сюда относятся функции социализации, включения в политику и коммуникации.
  Политическая социализация - процесс формирования у людей политических качеств. В этом процессе принимают участие разнообразные агенты, но институты политической системы имеют к нему самое непосредственное отношение. Посредством политической социализации человек готовится к участию в политической жизни.
  Политическая система вовлекает человека в политику, обеспечивает реализацию его прав и свобод. Важным является также отбор людей для профессиональной политической работы в сферу власти и управления, которая может иметь временный или постоянный характер.
  Влияние отдельных персонажей, формально не облеченных властью, на российскую политику - факт общеизвестный. Термин “олигарх”, прочно дошедший в наш лексикон, довольно точно отражает суть нового для по- стсоциалистической истории феномена - в России появились люди богатые настолько, что могут “заказывать музыку”. Деятельность таких “политиков” диктуется самой властью, что и происходит, к примеру, сегодня на политическом “подиуме” России. Не зря, очевидно, называют довольно влиятельного в политических кругах господина Березовского рыцарем без страха и упрека. Пользуясь контролем над другими политическими фигурами, этот человек выходит на острие ситуаций и режиссирует предложенным им самим в соавторстве с приближенными политический спектакль.
  Примером может послужить мартовская ситуация 1998 года. В целом аранжировка “спектакля” состояла в том, чтобы убрать из правительства относительно самостоятельные фигуры и затем вывести на первый план слабого и неопытного, а еще лучше полностью контролируемого премьера. Именно это мы и наблюдали при назначении С. Кириенко вместо В. Черномырдина.
  Такой ход имел под собой более серьезную комбинацию, рассчитанную на то, что ошибиться новому премьеру позволят “как саперу” только один раз. Далее ситуация разыгрывается, “как по нотам”. За ошибки и просчеты снимают с поста С. Кириенко, которого собственно и винить не в чем, разве только в том, что он неопытен в политических делах. На смену ему выдвигается “матерый” политик из числа запасных, но надежных в кругу тех, кто “заказывает музыку”.
  Все элементы политической системы действуют на основе информации, их важнейшей функцией выступает ее передача и распространение, то есть коммуникация. Границы и уровень коммуникации определяются характером того или иного политического объединения, его ролью в политическом процессе. Непосредственно функция коммуникации исполняется СМИ.
  Процессуальные функции выражают предназначение политики как механизма выработки политических решений. Они включают выражение интересов, их интеграцию, выработку политики (стратегии и тактики), принятие решений, выполнение решений.
  Выражение интересов в политике является необходимым исходным пунктом политической деятельности. Политика может быть реалистичной, если она опирается не на произвольно выбранные идеалы, а на интересы тех или иных социальных групп. Если политика противоречит общественным интересам, то рано или поздно она обречена на неудачу. Ярким примером подобного рода явилась деятельность политического кабинета, возглавляемого С. Кириенко. Очевидно, политический деятель должен представлять себе расстановку интересов и строить свою деятельность и деятельность своего правительства с учетом общественных интересов, хотя условия у молодого премьера были “приближенные к боевым”.
  Объединение интересов в политике позволяет создать более широкую базу поддержки, стабилизировать и укрепить общественную жизнь, установить согласие интересов. Политика может оказывать существенное влияние на установление связи между интересами, то есть выполнять более активную роль в жизни общества.
  Когда определена стратегия, важное значение приобретает процесс принятия решения. Его механизм определяется характером политического режима, уровнем сложности решаемых задач, целями органа, принимающего решения. Как правило, в политике распространены совместные решения, выработанные на основе демократических механизмов и процедур. Это позволяет включить в выполнение решений всех участников его выработки. Единоличные политические решения свойственны диктаторским режимам, где ограничены в правах многие политические институты.
  Наконец, выполнение решений можно рассматривать в качестве завершающей функции политического процесса. Принятие решения должно закончиться его выполнением, а потому в политике существует технология, включающая организационные, государственно-правовые, информационные, контрольные и другие элементы обеспечения обязательности выполнения решении. Реализация этой функции может быть нарушена в случае разбалансированности всей политической системы, что произошло в нашей стране во время “войны законов” и “парада суверенитетов” (Л. Сморгунов).
  Важное место занимает политика в жизни человека в связи с ее существованием как определенной политической организации общества, как организма определенного политического устройства. Здесь политические отношения концентрируются и выражаются в виде совокупности государственных и негосударственных политических организаций, реализующих власть в обществе. Обычно в этом смысле о политике говорят, используя термин “политическая организация общества”, или “политическая система общества”. Использование этих понятий в таком контексте несколько неточно, поскольку каждое из них имеет более предметное определение. Политическая система все-таки выступает механизмом осуществления власти в обществе, каналом участия населения в формировании властных структур и контроль за их деятельностью. В политическую систему входят государства, партии, общественные движения, СМИ. Между ними существует сложная система отношений, определяемая характером политического режима. Рассмотрение особенностей различных политических режимов предполагается в других темах лекций.
  Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание ее внешних связей с другими общественными науками. Испытывая влияние экономики, морали, права, художественной культуры, а равным образом, и сама оказывая воздействие на эти области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.
  Со времен Древней Греции политика рассматривалась как некая форма универсальной человеческой активности, включающей в себя все формы взаимоотношений человека и социума. Но уже в более позднее время, с разделением политики и гражданского общества как понятий в теориях Макиавелли, Гоббса, Локка и других мыслителей, политика понимается более предметно и выделяется связь политики с другими областями жизни.
  С общесоциальной точки зрения взаимоотношения политики с другими областями общественной жизни носят двоякий характер. Прежде всего, эти отношения обнажают причинно-следственные связи, устанавливающиеся между ними, то есть характеризуют детерминированность политических процессов экономическими, идеологическими, культурными или другими факторами внешней среды, а также обратное влияние политики на другие общественные сферы.
  В настоящее время различные теоретические школы, признавая влияние экономики на политические процессы, все же не расценивают его как изначально порождающее политическую сферу. Распространенным в политологии является представление о том, что отношения между политикой, экономикой, моралью и другими сферами общественной жизни в известной степени можно рассматривать через соотношение тех средств, которые общество “выбирает” для обеспечения своей целостности и повышения управляемости социальными процессами на том или ином этапе своего развития.
  Так, в отношениях политики с экономикой нужно отметить значительную роль последней в формировании политической власти. Но было бы не совсем справедливо считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни. Сущностные источники политики того или иного строя чаще всего невозможно определить лишь экономическими детерминантами. Да и политика не может рассматриваться как прародительница экономики.
  Например, сегодня без помощи правительства России, его позитивного политического влияния невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, то есть всего того, что составляет суть экономической реформы.
  В то же время оппозиционные силы пытаются использовать материальную силу государства для воспрепятствования новым тенденциям, для возврата к идеалам “плановой экономики”. И от того, насколько будет мудра исполнительная власть в отстаивании своего курса на реформы, будет зависеть характер политического воздействия на. экономику.
  Нельзя также не учитывать, что взаимосвязь политики и экономики опосредована через социальные отношения. В соотношении экономики как материального базиса и политики как идеологической надстройки, конечно, доминирует первая, но относительно самостоятельное влияние политики на экономику безусловно.
  Глубоки и многообразны отношения политики с моралью. Это связано с тем, что человек, осознавая свои политические интересы, неизбежна, встает перед нравственным выбором. Как и политика, мораль способна усиливать групповую сплоченность людей, в то же время мораль содержит и требования надгруппового характера, определяемые общечеловеческими представлениями о добре и зле, допустимом и запретном для человека. Опасность политики, а вернее политиков, в том, что они могут по-своему трактовать моральные законы, руководствуясь эгоистическими ценностями, а не моральными соображениями.
  Великий русский философ В. Соловьев предупреждает таких политиков: “...не ищи власти и господства; но если призван к власти и господству, смотри на них как на служение. Каждый раз, когда приходится без пользы для ближних заявлять о себе, показывать свое превосходство и силу - воздерживайся от этого, не давай пищи своему самолюбию”.
  Переосмысление моральных требований с позиций специфических статусов и ролей граждан создает нравственные противоречия, неизбежно отображающиеся в политике. Так, например, в период сталинского правления преследование за инакомыслие приобретало такой размах, что предлагалось плановое выявление “врагов народа”. Выполнение плана было законом и тут уж, как говорится, не до морали.
  Что касается связи политики и права, то здесь достаточно будет, на наш взгляд, подчеркнуть, что не только в тоталитарных и авторитарных, но и в демократических режимах власти нередко рассматривали право-безгласной служанкой политики, никак не регламентировавшей властный беспредел тоталитарной бюрократии.
  Сегодня в нашей стране данная проблема не утратила своей актуальности. Схема, характеризующая структуру политики и ее функции, дана ниже.

Схема, характеризующая структуру политики и ее функции

Тест к теме 9

  1. Политика - это:
  а) искусство управлять,
  б) деятельность человека, партии,
  в) форма общественного сознания,
  г) сфера деятельности,
  д) отношения между классами, группами.
  2. К элементам (звеньям) политической структуры можно отнести:
  а) политические отношения,
  б) политическое сознание,
  в) политические организации,
  г) политические партии.
  3. Функции политики:
  а) политическая социализация,
  б) политическая коммуникация,
  в) политическая интеграция,
  г) общие функции,
  д) процессуальные.

 
© www.txtb.ru