Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.5. Методика применения компьютерных средств коммуникации

  Уровень подготовленности специалиста любого профиля в условиях информационного общества во многом определяется развитием умений и способностей работы и общения с использованием различных программных средств и средств телекоммуникационной связи. Рассматриваемый ниже материал подготовлен в процессе выполнения госбюджетной работы ИИО РАО «Технологии информационного взаимодействия на базе глобальных телекоммуникаций».
  Развитые коммуникативные способности являются одной из определяющих компетенций современного педагога. Особое внимание следует уделить подготовке учителя информатики, который в школе должен стать инициатором и проводником внедрения современных информационных технологий, компьютерных средств обучения и внедрения в образовательный процесс инновационных средств общения, позволяющих принципиально изменить процесс общения в любой сфере деятельности. К этим средствам современной коммуникации давно уже относят электронную почту. Это способ становится одним из наиболее распространенных способов общения и не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Не менее интересными и все больше привлекающими внимание становятся различные электронные форумы, электронные семинары и телеконференции. Методика организации работы в этих средах достаточно проста.
  В соответствии с ГОС специальности 050202 (подготовка учителя информатики) есть курс «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовании» (ДПП Ф18), кроме того, по решению Ученого Совета в нашем университете читается спецкурс «Технология разработки компьютерных средств обучения».
  При организации изучения этих курсов нами разработана и активно используется технология проведения электронных семинаров, которые позволяют раскрыть дидактические возможности системы ФОРУМ и показать возможности использования современных средств телекоммуникационной связи в педагогической деятельности. Кроме того, активно используется электронная почта, как при постановке задания, так и при приеме и защите выполненных лабораторных, расчетно-графических и курсовых работ. Для регистрации присутствия на занятиях и участия в дискуссиях используется также электронная почта, но в этом случае более рационально применять системы временного подключения к сети типа chat room, которые позволяют более продуктивно распоряжаться адресным пространством компьютера (особенно компьютера педагога) и более оперативно выполнять некоторые краткосрочные и нетрудоемкие работы.
  Рассмотрим некоторые методические аспекты применения компьютерных средств коммуникации.Система Chat Room для общения
  Система Chat Room имеет большое число разновидностей, но принципиальное назначение этих систем одно - кратковременное интерактивное общение субъектов с минимальной затратой памяти компьютера. Все участники диалога должны войти в chat по заранее согласованному времени (например, на занятиях, или расписанию удаленных консультаций), участник диалога может общаться со своими коллегами до тех пор, пока он не покинет (не выйдет) из chat room.
  Сообщения, оставленные в chat room, доступны лишь «изнутри» системы, пока обучающийся поддерживает сеанс работы в chat. Сообщения при закрытии chat room автоматически уничтожаются. Chat Room - среда оперативного интерактивного общения педагогов и обучающихся, позволяющая организовать экспресс-консультации или быстро решать какие-то организационные вопросы.
  Система ФОРУМ для ведения электронных семинаров
  Форум - одна из разновидностей телекоммуникационных способов межличностного многостороннего интерактивного общения в Интернет-среде.
  Возможности использования форума можно представить следующим образом:
  1) обсуждение научно-исследовательских проблем, совещаний, обмен опытом;
  2) ведение диспутов, круглых столов, дискуссий, мозговых штурмов при решении острых проблем;
  3) организация телеконференций, защита проектов, другое;
  4) организация образовательного процесса (работа по принципу рассредоточенной группы) - ведение консультаций, установочных семинаров, электронных семинаров-отчетов, другие виды работ;
  5) обмен сообщениями как в синхронном, так и асинхронном режимах с педагогами и другими обучающимися.
  Ограничения и сложности использования системы ФОРУМ:
  1) повышенные требования к техническому оснащению (наличие достаточно мощных компьютеров, необходимость высокоскоростных соединений с сетями для обмена сложными программами);
  2) необходимость постоянного модерирования рубрик форума (удаление посторонних тем, недостаточно корректных и грубых высказываний и агрессивных выступлений);
  3) четкое планирование содержания занятий и тщательная проработка тем семинарских занятий.
  При выборе системы ФОРУМ необходимо учитывать следующие условия:
  1) программное средство, обеспечивающее работу системы ФОРУМ должно быть в свободном распространении, что позволит его применять легально и без финансовых затрат;
  2) программный продукт должен быть прост в установке и администрировании;
  3) программный продукт должен обеспечивать методические требования педагога при внедрении электронного семинара в образовательный процесс.
  Возможности электронного семинара:
  1) обсуждение любой темы в on- и off-line режимах;
  2) возможность получения ответов на поставленные педагогом вопросы сразу от всех обучающихся группы, причем «отмолчаться» на электронном семинаре нельзя - условием присутствия на семинаре является обязательная работа (полный ответ на вопрос), в противном случае тема не засчитывается;
  3) после истечения заданного времени на ответ педагог может провести сразу на этом же занятии публичное представление ответа любого обучающегося, участвующего в семинаре и подключить к обсуждению ответа (особенно нетрадиционного) всех обучающихся группы;
  4) педагог имеет возможность просмотреть ответы обучающихся в off-line режиме и предложить либо дополнительное раскрытие какой-то позиции в ответе, либо дать итоговую оценку ответа;
  5) продолжение обсуждения вопроса может быть пролонгировано. В нашем случае после проведении семинаров, прошедших в марте-апреле 2004 г, продолжается обсуждение ряда вопросов как в режиме личной инициативы, так и в режиме организованного электронного семинара;
  6) обсуждение совместных работ и проектов;
  7) перекрестный просмотр ответов всех участников семинара;
  8) ведение электронных семинаров с распределенной аудиторией в режиме удаленного доступа. Применимо для проведения установочных сессий, представления установочных лекций, проведения консультаций, аттестаций, обсуждения проблем, применения электронных образовательных ресурсов и так далее.
  Предлагаем вниманию некоторые моменты организации и проведения электронного семинара по теме «Технологии компьютерного обучения».
  1. Этап. Исходя из ранее сказанного, для проведения электронных семинаров нами был выбран программный продукт YaBB 1 Gold - SP1 (Open Source Community Software for Webmasters). На рисунке 31 представлена этикетка и входной кадр форума. Для входа в систему ФОРУМ нужно предварительно провести регистрацию участников семинара и затем уже войти в систему в роли участника семинара. Права обучающихся при работе в системе равные, ограничены созданием тем более высокого уровня и возможностью корректировки чужих тем.
  2. Этап. Подготовка темы и вопросов для ведения семинара - это прерогатива педагога.

Рисунок 31. Входной кадр форума YaBB 1 Gold - SP1.

Рисунок 31. Входной кадр форума YaBB 1 Gold - SP1.

  3. Этап. Обучающийся выбирает указанную тему. На рисунке 32 можно увидеть, как выглядят ответы на заданный вопрос на форуме. Все участники форума видят не только свои ответы, но и ответы других обучающихся, а также комментарии педагога на каждый из ответов.

Рисунок 32. Кадр с выбранной темой и видимой частью ответа.

Рисунок 32. Кадр с выбранной темой и видимой частью ответа.

  4. Этап. Создать свой ответ можно в окне текстового редактора. После нажатия кнопки «Ответить» обучающемуся предоставляется окно текстового редактора для ввода ответа или задания своего вопроса педагогу и другим обучающимся.

Рисунок 33. Окно текстового редактора для ввода ответа.

Рисунок 33. Окно текстового редактора для ввода ответа.

  Режим работы в системе ФОРУМ может быть как в on- так и off-line режиме функционирования образовательной среды: участники электронного семинара могут готовить сообщения в системе ФОРУМ и с домашнего компьютера.

Рисунок 34. Окно с несколькими ответами.

Рисунок 34. Окно с несколькими ответами.

  5. Этап. В завершение электронного семинара необходимо провести обсуждение ответов, представленных участниками семинара.
  Рассмотренная методика проведения электронного семинара с использованием компьютерных коммуникационных средств обладает гибкостью в плане использования времени работы обучающегося.
  Вклад всех обучающихся группы в таком семинаре хорошо виден и педагогу, и другим обучающимся, что может служить дополнительным стимулом к активной работе. Управление электронным семинаром требует от педагога определенных навыков в принятии оперативных решений, связанных с необходимостью направить обсуждение в нужное русло, обеспечить корректность высказываний, активизировать ответы обучающихся, способствовать как проявлению индивидуальности, так и совместному творческому поиску.
  Отметим некоторые условия проведения электронных семинаров
  1) необходимо оборудование рабочих мест обучающихся с выходом в Интернет. Мы работали в специально оборудованном дисплейном зале, имеющем 43 рабочих места с выходом в среду Интернет. К нашему семинару можно подключаться в любое время по сети, в том числе и с домашнего компьютера или из другого зала, работа обучающегося возможна в любое удобное для него время;
  2) педагогу для проведения электронного семинара необходимо предварительно сформулировать свои вопросы для обсуждения. В нашем случае на сайте кафедры информатики задавалась тема и вопросы для электронного семинара в соответствии с планом семинарского занятия;
  3) педагогу необходимо просматривать ФОРУМ и отвечать на вопросы обучающихся, оценивать введенные ответы, давать некоторые рекомендации обучающимся по введенному ответу;
  4) педагогу, безусловно, приходится планировать личное время для отсроченной работы с материалами электронного семинара;
  5) к сожалению, приходится периодически и достаточно часто «чистить» форум, поскольку внешние участники семинара не всегда ведут себя достойно, размещая на страницах форума свои объявления и любую информацию.
  Резюме
  Навыки коммуникации в компьютерной среде обучения не могут быть автоматически перенесены из традиционной среды общения (лицом к лицу). Коммуникативная интерактивная и операционная деятельность обучающегося и самого педагога существенно преобразуются под воздействием новой опосредованной средствами ИКТ среды общения. Неготовность к применению современных сетевых компьютерных взаимодействий проявляется в пассивности участников процесса обучения, неумении четко, коротко, корректно выразить свою мысль, неумении пользоваться современными средствами общения для получения консультаций и защиты выполненных работ.

6.6. Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое педагогическая коммуникация?
  2. Какими основными характерными чертами обладают компьютерные коммуникационные средства?
  3. Какие Вы знаете средства современных коммуникаций? Дайте им краткую характеристику.
  4. Какие дидактические возможности современных средств коммуникации можно использовать для образовательного процесса?
  5. Каковы особенности обучения в компьютерных средах в условиях использования современных коммуникационных технологий?
  6. Какие возможности предоставляет глобальная сеть Интернет для современного образования?
  7. Как можно использовать электронную почту для организации образовательного процесса в разных формах обучения?
  8. Что такое форум? Охарактеризуйте дидактические возможности этого средства взаимодействия.
  9. В чем состоят задачи электронного семинара?
  10. Каковы психолого-педагогические особенности работы в современных коммуникационных средах?
  11. Существуют ли этические проблемы взаимодействия при опосредованном компьютерном взаимодействии?
  12. Чем помогают педагогам и обучающимся средства компьютерных коммуникаций?
  13. В чем особенность организации и методики проведения электронного семинара?

6.7. Задания для самостоятельной работы

  1. Разработайте тему и вопросы для проведения электронного семинара по самостоятельно выбранной теме по курсу ИКТО.
  2. Разработайте структуру занятия с привлечением средств компьютерных коммуникаций.
  3. Предложите систему мероприятий по решению этических проблем общения с помощью компьютерных средств коммуникации.
  4. Разработайте тему проекта для выполнения его распределенной группой.
  5. Проведите в режиме Интернет-форума исследование вопроса «Влияние компьютерных игр на развитие личности».

 
© www.txtb.ru