Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.2. Возможности компьютерных средств коммуникации

  В предыдущем модуле настоящего пособия рассматривались вопросы компьютерных средств и сред обучения. Для более полного понимания возможностей компьютерных технологий в обучении и роли коммуникационных технологий в образовании необходимо познакомиться с коммуникационными технологиями и средствами их реализации. Говоря об информационной технологии, мы будем предполагать: сбор сведений о способах и средствах работы с информационными ресурсами; способы и средства обработки и передачи информации для получения новых знаний об изучаемом объекте; средства коллективного и межличностного общения субъектов образовательного процесса.
  Компьютерные коммуникации, обеспечивающие процесс передачи информации, являются неотъемлемой составляющей всех информационных технологий, когда речь идет об использовании локальных, региональных и других компьютерных сетей. Компьютерные коммуникации определяют возможности информационной образовательной среды, как отдельного учебного заведения, так и города, региона, страны.
  Новый импульс информатизации образования дает внедрение в педагогическую деятельность информационных телекоммуникационных сетей и технологий. Глобальная сеть Интернет обеспечивает доступ к гигантским объемам распределенной информации, хранящейся в различных уголках нашей планеты, вносит много нового в организацию общениями между людьми. Многие эксперты рассматривают Интернет технологии как революционный прорыв в развитии мирового сообщества.
  В компьютерной обучающей среде процесс коммуникации имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной формой общения. На рисунке 30 представлены основные характеристики педагогической коммуникации в условиях информатизации образования.

Рисунок 30. Характеристики педагогической коммуникации в компьютерных средах

Рисунок 30. Характеристики педагогической коммуникации в компьютерных средах

  Рассмотрим эти свойства педагогической коммуникации через призму коммуникативного компонента обучения:
  - опосредованность - общение субъектов образовательного процесса происходит с помощью (посредством) компьютерных средств обучения и взаимодействия;
  - оперативность - одним из достоинств любого общения является его оперативность, своевременное получение ответа на поставленные вопросы, получение необходимого сообщения, передача выполненной работы. Сетевые коммуникационные технологии именно в этом аспекте предоставляют субъектам образовательного процесса и всем другим участникам процесса общения необходимые сведения, что обеспечивает минимум потерь времени при общении, предоставляют возможности общения в on- и off-line режимах работы;
  - индивидуальность - выбор собственного собеседника и маршрута общения/обучения;
  - корпоративность - общение в группах по интересам, возможно конфиденциальное;
  - массовость - общение в компьютерных средах может распространяться на подключение любого неограниченного количества обучающихся (собеседников);
  - доступность - любая открытая тема может быть интересна и доступна для обсуждения любому количеству обучающихся;
  - независимость от времени и места - главная отличительная особенность современных средств коммуникации, в отличие от традиционных форм общения;
  - распределенность - использование для общения собеседников, находящихся в любой точке страны, планеты через сеть Интернет;
  - виртуальность - создание особой, временно сформированной среды общения для обсуждения, как учебных, научных проблем, так и проблем межличностного характера;
  - эстетичность - формирование культуры общения, умения кратко, грамотно и корректно выразить свою мысль;
  - многоаспектность - педагогическая коммуникация в компьютерной среде позволяет вести разностороннее обсуждение проблем, с привлечением межпредметных связей, представления информации и собеседников из других областей знаний;
  - многосторонность - общение не только двух субъектов образовательного процесса, но и участие всей группы в оперативном обсуждении вопроса с возможностью расширения аудитории за счет любых пользователей, заинтересованных в обсуждении поставленного вопроса, что позволяет сделать процесс общения более активным и эффективным;
  - интеркультурность - очень важная характеристика современного общения в условиях компьютерных коммуникаций - общение с собеседниками другой языковой среды и культуры, выход в другое культурное и национальное пространство. Важно научиться общению с представителями других взглядов и вероисповеданий. Компьютерные средства коммуникации позволяют педагогам воспитывать толерантность (терпимость), дружелюбие всех участников процесса общения;
  - технологичность - важной характеристикой педагогических коммуникаций в условиях информатизации образования является высокотехнологич- ность и многообразие средств, предоставляющих разные формы общения. Главным условием технологичности коммуникаций является наличие сетевых компьютерных технологий, без которых немыслимо современное общение, разнообразие готовых программных продуктов, позволяющих в разной степени сложности, простоты и удобства вести общение.
  Для эффективного применения компьютерных коммуникаций педагогу необходимо ориентироваться в соответствующих средствах и выборе программ, обеспечивающих взаимодействие субъектов образовательного процесса. Современному педагогу необходимо наличие особой коммуникативной компетенции, т.е. совокупности знаний, умений и личностных качеств, позволяющих строить эффективное взаимодействие в электронной среде с другими субъектами, непосредственно участвующими в педагогическом процессе. Аналогично всем обучающимся педагогу необходимо уметь строить свою коммуникацию с другими участниками педагогического процесса в целях самообучения и непрерывного повышения квалификации. Получение и развитие навыков педагогической коммуникации возможно только в ходе активной деятельности, включающей разнообразные формы компьютерно-опосредованной коммуникации. Компьютерные коммуникации особенно важны компьютерным специалистам ввиду непрерывно изменяющейся коммуникативной среды учебных заведений (технический персонал, администратор локальной сети, администратор, редактор или веб-дизайнер сайта, Интернет-провайдер).
  Для решения задач, требующих интенсивного взаимодействия в сетевой компьютерной среде, необходим выбор эффективного способа коммуникации субъектов образовательного процесса, проведения дистанционных курсов, просто общения. Исходя из необходимости решения отмеченных задач, а также для решения проблем активизации обучения и учения появились новые методы обучения в сотрудничестве (collaborative learning), основанные на коммуникации в малых группах (3-5 человек), которые включают проектные, проблемные, кооперативные методы обучения.
  Как показывают исследования включения коммуникативных методов в образовательный процесс, выявилась недостаточная готовность как обучающихся, так и педагогов к эффективному использованию современных средств взаимодействия, неумение вести интерактивный и отсроченный диалог в режиме форума, непонимание возможностей для образовательного процесса Интернет-трансляций и видеоконференций. Неготовность к применению современных сетевых компьютерных коммуникаций проявляется в относительной пассивности участников процесса обучения, неумении четко, коротко, а порой и корректно выразить свою мысль, неумении пользоваться современными средствами общения для получения консультаций и защиты выполненных работ в необычных пока условиях взаимодействия.
  Остановимся на организации взаимодействия педагогов и обучающихся в компьютерной среде обучения, причем, речь будет идти не только о дистанционном обучении, но и о традиционном, очном, в рамках которого у педагога и обучающегося имеется возможность широкого использования электронной почты, электронных конференций и других ресурсов сети Интернет. Современные коммуникационные технологии позволяют индивидуализировать и активизировать образовательный процесс даже в рамках группового обучения, в основе которого лежит представление педагогом учебного материала, ори- ентированного на «усредненного» обучающегося. Методы традиционной образовательной системы получают новое развитие благодаря возможностям компьютерных коммуникационных технологий. Так, учебный материал, восприятие которого не требует дополнительных разъяснений, может быть представлен на сайте в электронном виде. Индивидуальное общение реализуется в основном через электронную почту, обеспечивающую общение субъектов образовательного процесса в приватной форме. Технологии чатов, видео- и электронных конференций, форумов позволяют проводить как оперативные коллективные обсуждения, дискуссии, так и продолжительные по времени виртуальные электронные семинары, конференции, выполнение проектов и других видов работ, требующих оперативного общения.

 
© www.txtb.ru