Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.7.1. Системы поиска информации

  Для обеспечения эффективного поиска информации в компьютерных сетях применяются технологии поиска информации, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах сети и предоставлять пользователям возможность быстрого поиска информации. С помощью поисковых систем в сети Интернет можно искать и находить электронные ресурсы, программное обеспечение, информацию об организациях, людях и многое другое. Системы поиска информации, или информационно-поисковые системы, давно используются в самых различных сферах деятельности. Поисковые системы (или, говоря иначе, поисковые серверы) достаточно многочисленны и разнообразны. Различают поисковые индексы и каталоги. Поисковые индексы регулярно прочитывают («индексируют») содержание большинства страниц сети Интернет и помещают их полностью или частично в общую базу данных. Поисковые каталоги представляют собой многоуровневую смысловую классификацию ссылок, построенную по принципу «от общего к частному». В сети Интернет существует достаточно много каталогов и порталов, собирающих электронные ресурсы, использование которых было бы целесообразным в системе общего среднего образования. Использование таких каталогов и информационных ресурсов сети Интернет целесообразно для:
  - оперативного обеспечения педагогов, обучаемых и родителей актуальной, своевременной и достоверной информацией, соответствующей целям и содержанию образования;
  - организации разных форм деятельности обучаемых, связанных с самостоятельным овладением знаниями;
  - применения современных информационных и телекоммуникационных технологий (технологий мультимедиа, виртуальной реальности, гипертекстовых и гипермедиа-технологий) в учебной деятельности;
  - объективного измерения, оценки и прогноза результативности обучения, сопоставления результатов учебной деятельности школьников с требованиями государственного образовательного стандарта;
  - управления учебной деятельностью учащегося, адекватно его уровню знаний, умений и навыков, а также особенностям его мотивации к учению;
  - создания условий для индивидуального самостоятельного обучения школьников;
  - постоянного и оперативного общения педагогов, обучаемых и родителей, нацеленного на повышение эффективности обучения;
  - организации эффективной деятельности учреждений общего образования в соответствии с принятыми в стране нормативными положениями и содержательными концепциями.
  Но для образования это еще довольно новый вид программного обеспечения. В то же время современные требования к информационной компетентности предполагают высокий уровень знаний в области поиска, структурирования и хранения информации.
  С помощью современных поисковых систем можно проводить поиск самых разных электронных ресурсов сети Интернет, использование которых позволило бы повысить эффективность подготовки в разных образовательных учреждениях. Среди таких ресурсов можно выделить образовательные интернет-порталы, которые сами являются каталогами ресурсов, сервисные и инструментальные компьютерные программные средства, электронные представления бумажных изданий, электронные учебные средства и средства измерения результатов обучения, ресурсы, содержащие новости, объявления и средства для общения участников образовательного процесса.
  Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
  Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru
  Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru
  Поисковая система «Рамблер» http://www.rambler.ru
  Поисковая система «Апорт» http://www.aport.ru
  Поисковая система «Поиск@Mail.ru» http://go.mail.ru
  Поисковая система Yahoo! http:// search.yahoo .com
  Каталог интернет-ресурсов «Каталог@mail.ru» http://list.mail.ru
  Каталоги ресурсов для образования
  Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/window/catalog
  Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru
  Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru
  Каталог «Школьный Яндекс» http:// school.yandex .ru
  Каталог детских ресурсов «Интернет для детей» http: //www. kinder.ru
  Другие.
  Преподаватели могут использовать сами, а также предложить обучаемым различные информационно-поисковые системы: справочные правовые системы («Гарант» http://www.garant.ru/, «Кодекс» http://www.codeks.ru/ ); электронные словари (http://wikipedia.ru), к примеру. Существует огромное количество гипертекстовых и гипермедиа систем, представляющих собой системы для обучения, разнообразные электронные издания для педагогов, к примеру: «Мультимедиа в образовании» http ://www.ido. edu .ru/open/multimedia; система дистанционного обучения «Прометей» http://www.prometeus.ru; средства разработки электронных ресурсов компании «ГиперМетод» http://www.learnware.ru, другие.


 
© www.txtb.ru