Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.6.4. Программы компьютерного контроля и тестирования

  Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и оценка практических умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает-не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося.
  Компьютерный контроль (КК) Знаний, умений, навыков, различий, другое) - процедура проведения педагогических измерений для установления соответствия уровня знаний и качества выполнения конкретного задания/операции запланированной модели знаний с целью управления процессом усвоения материала/подготовки в обучающих системах.
  Эффективность компьютерного контроля зависит от гибкости и разнообразия созданных контролирующих материалов, способов их использования и степени адаптивности созданной системы к особенностям и уровню подготовленности обучающегося, а также от возможности системы распознавать ответы или действия обучающегося при выполнении тестовых заданий.
  Система программно-технических средств, обеспечивающая проведение процедуры компьютерного контроля знаний, может быть рекомендована в качестве самостоятельной или встроенной в другие системы обучения, использующие интерактивный режим работы субъектов образовательного процесса.
  Компьютерное тестирование (КТ) - аттестационная процедура, позволяющая максимально объективно оценивать соответствие личностной и экспертной модели знаний с использованием компьютера и специально организованных тестов.
  Мы будем говорить о компьютерном тестировании как разновидности технологии компьютерного контроля знаний.
  Главная цель тестирования - обнаружение несоответствия этих моделей, оценка уровня их несоответствия в количественной форме. Тестирование проводится с помощью специальных тестов, состоящих из заданного набора тестовых заданий, в равных для всех испытуемых условиях.
  Тест - это инструмент, состоящий из статистически выверенной системы заданий, стандартизированной процедуры тестирования и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в результате систематического обучения.
  Применение компьютерного тестирования знаний обучающихся является технологической основой получения объективной, независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков).
  Анализ результатов компьютерного тестирования уровня подготовленности обучающегося позволяет выработать рекомендации прогностического характера по совершенствованию преподавания учебных дисциплин.
  Рассмотрим основные признаки, которыми должен обладать современный программный комплекс тестирования:
  1) свойство универсальности заключается в абстрагировании от содержания, уровня сложности, тематики, типа и предметной направленности отдельных тестовых заданий. подобная стандартизация позволяет не прибегать для создания каждого очередного теста и обработки его результатов к услугам программистов, а, освоив определенную систему, наполнять ее содержательную часть по различным дисциплинам на основе общих принципов;
  2) свойство модульности обеспечивается наличием независимых, но взаимосвязанных компонентов (подсистем): создания теста, мониторинга результатов, проведения тестирования;
  3) свойство централизованности Данные в контролирующей системе должны храниться централизованно на удаленном сервере. доступ к данным осуществляется через локальную сеть;
  4) свойство защищенности. Контролирующая система должна разграничивать права пользователей по типичным ролям для предотвращения доступа тестируемых к правильным ответам теста и т.п.;
  5) свойство адаптивности. Контролирующая система может обладать возможностью настройки на проведение диагностирования с применением различных моделей диагностики для получения результатов, определённых ведущей идеей диагностирования, например, применение адаптивной модели тестирования;
  6) автоматическая обработка результатов теста. В контролирующей системе должна проводиться математическая обработка результатов тестирования, в частности, расчет трудности заданий теста.
  Требования к системам тестирования:
  1) интуитивно понятный пользовательский интерфейс;
  2) обеспечение возможности ввода разнообразных форм ответов;
  3) унифицированность формата подготовки тестовых материалов; данных;
  4) простота подготовки тестовых материалов;
  5) режимы работы тестовой системы: локально независимый; сетевой;
  6) статистическая обработка и сохранение результатов работы пользователей;
  7) предоставление пользователю возможности отсроченного рассмотрения результатов работы в системе;
  8) другие возможности.
  Рассмотрим некоторые системы тестирования.
  Рассмотрение ряда программ тестирования позволит пользователю оценить, выбрать и применить готовые программные средства в качестве инструмента для создания тестов, как в качестве самостоятельного блока, так и включением, например, в структуру электронного гиперссылочного учебного пособия или интерактивного задачника для обеспечения процедур самоконтроля или тестирования разного уровня.
  Hot Potatoes - набор программ, предоставляющих преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания и тесты для самоконтроля учащихся.
  С помощью программ можно создать различные типы упражнений и тестов по различным дисциплинам с использованием текстовой, графической, аудио- и видеоинформации.
  Особенностью этих программ является то, что созданные задания и тесты сохраняются в стандартном формате веб-страницы и для использования этих заданий и тестов необходим только браузер, например, Internet Explorer.
  Этот набор программ используется очень широко во всем мире, созданные задания и тесты легко встраиваются в систему дистанционного обучения Moodle.
  Программа разработана в 1997-2007 г.г. в Центре информационных технологий в гуманитарном образовании Университета Виктории, Канада http://web.uvic.ca/hcmc .
  Состав программы Hot Potatoes
  В состав Hot Potatoes входят 5 программ для составления заданий и тестов разных видов:
  - JQuiz - Викторина - вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий).
  - JCloze - Заполнение пропусков.
  - JMatch - Установление соответствий (3 типа заданий).
  - JCross - Кроссворд.
  - JMix - Восстановление последовательности.
  Все задания и тесты выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Возможно снабжение ошибочного ответа комментарием.
  Шестая программа The Masher, входящая в набор, позволяет объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, уроки и учебные курсы. Всю информацию о программе Hot Potatoes можно найти на сайте http://hotpotatoes.ru/ .
  АИССТ - автоматизированная интерактивная сетевая система тестирования, обеспечивает одновременное массовое тестирование студентов, формирует базы данных по результатам проведенных сеансов тестирования, обладает широкими возможностями и гибким алгоритмом оценки результатов подготовленности.
  Основные возможности программы:
  Система АИССТ предназначена для проведения процедуры компьютерного сетевого тестирования и обеспечивает выполнение работ:
  - создание и оформление тестовых заданий с различными типами ответов: альтернативный, выбор одного ответа из нескольких, выбор нескольких ответов из многих, графический выбор ответа, ответ свободной конструкции, сложный ответ с возможностью свободного перемещения слов (смысловых зон) в ответе;
  - редактирование ранее созданных тестовых заданий (текста и ответов);
  - обеспечение конвертирования форматов данных, например, оформление тестовых заданий, созданных в простом редакторе Блокнот (WordPad) в виде текстового файла;
  - проверка правильности оформления ответов и корректности постановки задания;
  - создание журнала результатов тестирования (ведомости сеанса тестирования, статистических данных по результатам проведенных сеансов тестирования, анализ работы отдельного испытуемого и всей группы в целом);
  - проведение процедуры сетевого тестирования.
  Система АИССТ предоставляет субъектам образовательного процесса следующие возможности:
  педагогу
  - создание и различные виды работ с базами данных тестовых заданий по разным дисциплинам и темам;
  - создание и управление логическими базами данных для проведения контрольных занятий по любым темам одной или различных дисциплин;
  - использование различных моделей оформления тестового задания и ответа;
  - предоставление возможности оформление правильного ответа в разных формах: свободным текстом, формулой, набором ключевых слов - вариантность ответа;
  - создание и настройка контрольных курсов;
  - использование различных методик проведения контроля и анализа его результатов;
  - настройка параметров контроля для каждого студента или же использование предварительных общих установок;
  - назначение даты, времени прохождения, количества попыток и места прохождения контроля;
  - ведение подробной статистики работы системы и возможность настройки детализации регистрируемых событий;
  - различные выборки по результатам пройденного контроля;
  - графическое представление собранных и обработанных статистических данных по проведенным контрольным занятиям;
  - построение диаграмм: персонального прохождения сеанса тестирования каждого обучающегося; распределения результатов компьютерного тестирования группы обучающихся; карты решаемости заданий; карта коэффициента освоения дидактических единиц (ДЕ) контролируемой дисциплины; график освоения дисциплины на основе результатов освоения различных ДЕ;
  - сбор статистики для анализа качества, выбраковки тестовых заданий и создания качественных тестов;
  студенту
  - пропуск вопросов с последующим возвратом к ним для ответа;
  - использование пауз во время прохождения контроля;
  - обращение к процедуре апелляции результатов контроля по требованию, с восстановлением ответа обучающегося и возможностью обсуждения ответа в интерактивном режиме с предоставлением права преподавателю корректировки результата тестирования;
  администратору системы
  - разграничение прав администрирования учетных записей групп обучающихся и преподавателей;
  - создания демонстрационных пользователей со специфичными правами;
  - настраиваемая политика безопасности;
  - и другие.
  Система многоуровневого автоматизированного контроля АИССТ разработана по алгоритму автора. АИССТ используется в качестве компонента информационно-аналитической системы Оренбургского государственного университета (ИАС ОГУ) для оценки качества подготовки студентов, имеет сайт - http://aist.osu.ru, система АИССТ зарегистрировна Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, свидетельство № 2011610456 от 11.01.2011.
  Айрен - это программа свободного распространения, позволяющая создавать тесты для проверки знаний и проводить тестирование в локальной сети, через интернет или на одиночных компьютерах.
  Тесты могут включать в себя задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию.
  При сетевом тестировании преподаватель видит на своем компьютере подробные сведения об учебных достижениях каждого обучающегося. По окончании работы эти данные сохраняются в архиве для дальнейшего просмотра и анализа с помощью встроенных в программу средств. В программе Айрен можно создать свою шкалу оценивания результатов и настроить режим тестирования. Программа может быть встроена в создаваемое учебное пособие. На сайте программы представлено пошаговое руководство настройки, что значительно облегчает работу пользователя.
  EasyQuizzy - программа свободного распространения.
  Программа позволяет создавать компьютерные тесты для проверки знаний и проводить сеансы тестирования.
  Программа задает пользователю вопросы и выставляет оценку на основе заданной шкалы баллов. Создаваемый тест представляет собой независимый исполняемый файл, который может быть активизирован на любом компьютере под управлением ОС класса Windows.
  Возможности программы:
  - простота развертывания тестирования;
  - создаваемые тесты - независимые исполняемые файлы, запускающиеся на любом компьютере под управлением MS Windows без какой-либо предварительной настройки. Достаточно скопировать файлы тестов на компьютеры учащихся и все готово к тестированию;
  - доступны три типа вопросов теста: одиночный выбор ответа из заготовленного списка вариантов; множественный выбор из списка и свободный ввод ответа с клавиатуры. В одном тесте можно произвольно совмещать вопросы разных типов.
  - удобное создание вопросов и ответов;
  - редактор теста позволяет вставлять в текст вопроса и вариантов ответа любые картинки, специальные символы и математические формулы;
  - изменяемая последовательность вопросов и ответов;
  - регулирование времени тестирования;
  - можно задать свою систему оценивания;
  - возможность конвертирования созданных тестов;
  - поддерживается экспорт/импорт тестов в универсальный формат XML, доступный для считывания другими приложениями, доступен импорт тестов из бесплатных систем тестирования Test-W и Test-W2;
  - реализовано настраивание параметров тестирования;
  - предоставляется возможность формирования и печати полного отчета по тестированию.
  Материалы по программе представлены: http://easyquizzy.ru/blog/2011/ .http ://easyquizzy.ru/download/easyQuizzy-2. 0 -installer. exe.
  «Конструктор тестов»
  Универсальная система проверки знаний.
  Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов. В тестах имеется возможность использовать музыку, звуки, изображения и видеоролики. Любые данные можно распечатать на принтере. На одном компьютере тестирование могут проходить независимо несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс.
  «Конструктор тестов» состоит из трех частей:
  1. «Конструктор тестов. Редактор» - предназначен для заполнения и редактирования базы данных, а так же для различных настроек «Конструктора тестов».
  2. «Конструктор тестов. Тренажер» - предназначен для проведения тестирования по тем темам и вопросам, которые были занесены в базу данных при помощи «Редактора».
  3. «Конструктор тестов. Администратор результатов» - предназначен для анализа результатов, полученных в процессе тестирования в программе «Конструктор тестов. Тренажер».
  Возможности:
  - использование неограниченного числа тем, вопросов и ответов;
  - вопросы разных типов, в том числе и мультимедийные;
  - поддержка следующих типов ответов: выбор одного из многих; множественный выбор; на соответствие; ввод с клавиатуры;
  - подача вопросов в произвольном порядке;
  - весовые коэффициенты вопросов и ответов;
  - возможность пропуска вопросов и возвращение к пропущенным вопросам;
  - возможность проведения тестирования на одном компьютере несколькими пользователями;
  - возможность ограничения по времени и прерывания тестирования;
  - настаиваемая шкала оценивания;
  - установка разных прав доступа к редактированию базы данных в «Редакторе»;
  - копирование тем и вопросов целиком или выборочно из одной темы в другую;
  - настраиваемый интерфейс;
  - обновление материалов через Интернет.
  Мы рассмотрели лишь небольшое количество программ компьютерного тестирования, которые доступны для использования по сети Интернет. Рассмотренные программы, безусловно, не исчерпывают всего многообразия программ этого класса.

 
© www.txtb.ru