Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.6.1. Контрольно-обучающие компьютерные программы

  Контрольно-обучающие компьютерные программы (КОП) - программно-методические комплексы, предназначенные для организации обучения по определенным тематикам, с представлением (подачей) подготовленного теоретического материала в соответствии с заложенными в программу алгоритмами и методикой изучения теории, выполнением в интерактивном режиме контрольно-обучающих заданий, комплекса лабораторнопрактических работ, непрерывным контролем хода выполнения всего учебного процесса.
  В настоящее время этот вид компьютерного средства обучения в виду высокой трудоемкости разработки незаслуженно отодвинут в сторону, но именно этот вид КСО обладает огромными дидактическими возможностями управления познавательной деятельностью обучающегося.
  Основой построения контрольно-обучающих программ является использование единой интерактивной автоматизированной системы управления действиями обучающегося.
  Контрольно-обучающие программы строятся на основе:
  - использования личностно-деятельностной модели обучения, обеспечивающей самостоятельный выбор маршрута и обязательное выполнение определенных действий обучающегося при изучении материала;
  - использования личностно-ориентированного подхода при разработке алгоритмов обучения и обучающего материала (учета индивидуальных особенностей обучающегося: типа мыслительной деятельности; скорости мышления; уровня развития памяти; особенности восприятия обучающимся информации с экрана монитора; другое);
  - использования различного вида контроля (пошагового, рубежного, итогового);
  - самостоятельного выбора уровня обучения и контроля, с последующим изменением траектории и скорости продвижения обучающегося по изучаемому материалу в зависимости от успехов обучения;
  - использования положительных и отрицательных обратных связей для коррекции траектории обучения, построения разноуровневого и многоуровневого обучения;
  - использования объективного контроля и протоколирования результатов обучения;
  - использования корректного, персонализированного, поддерживающего (контекстного) диалога.
  Программы называются обучающими, потому что принцип их составления носит обучающий характер (с пояснениями, правилами, образцами выполнения заданий и т.п.). Программами они называются потому, что составлены с учетом всех пяти принципов программированного обучения:
  - наличие цели учебной работы и алгоритма достижения этой цели;
  - расчлененность учебной работы на шаги, связанные с соответствующими дозами информации, которые обеспечивают осуществление шага;
  - завершение каждого шага самопроверкой и возможным корректирующим воздействием;
  - использование автоматизированной системы управления деятельностью обучающегося;
  - индивидуализация обучения (в достаточных и доступных пределах);
  - опосредованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которому отводится большая часть времени работы;
  - возможность расширения алгоритм функционирования контрольно-обучающих программ реализацией режима апелляции обучающегося, что позволяет восстановить непосредственное его взаимодействие с педагогом, обеспечить возможность совместной интерактивной работы субъектов в среде и корректировку педагогом, в случае необходимости, оценки учебных достижений, выставленной обучающемуся компьютерным средством обучения. При разработке КОП необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана. Очень важно обеспечить положительный эмоциональный комфорт работы обучающегося с КОП, вызвать интерес к работе и поддерживать его во время выполнения всей работы, что является необходимым условием успешности обучения. Грамотно организованная контрольно-обучающая программа позволяет:
  - избегать монотонности заданий, учитывать смену деятельности по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение, конструирование, анализ, синтез, классификацию;
  - предоставлять возможность успешной работы с КОП обучающимся разного уровня начальной подготовки;
  - учитывать уровень развития памяти (оперативной, кратковременной и долговременной), скорость мышления другие индивидуальные особенности обучающегося.
  При работе с КОП большое значение имеет длительность паузы для выполнения задания. Формирование конкретных навыков и умений осуществляется по принципу деятельности на основе отобранного материала. Причем необходимо учитывать психологические возрастные особенности обучающегося, способность ориентироваться на мыслительные процессы, требующие конструирования ответа, а не простого механического запоминания.
  Контрольно-обучающие программы распространяются, как правило, на дискетах или СБ и по FTP. Чаще всего такие программы применяют в ходе учебных занятий или самостоятельного изучения предмета.

 
© www.txtb.ru