Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.9. Дизайн-эргономические требования при создании КСО

  Дизайн (англ. design - проект, замысел) - разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты (замысел, план, цель, чертеж, набросок, рисунок, шаблон, эскиз и др)18.
  Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - прикладная наука, целью которой является приспособление труда к физиологическим и психическим возможностям человека для обеспечения наиболее эффективной работы, которая не создает угрозы здоровью человека и выполняется при минимальной затрате биологических ресурсов.
  Выделим задачи дизайна и эргономики при разработке электронных учебных средств, описание которых представлено В.В. Запорожко:
  1) обеспечение естественных, физиологических и психологических потребностей взаимодействия обучающихся с электронным учебным средством;
  2) повышение эффективности работы электронных учебных средств, обеспечение условий для максимальной результативности обучения;
  3) создание удобных и комфортных условий для обучения с помощью электронных учебных средств;
  4) создание условий для сохранения здоровья и развития личности в процессе работы с электронными учебными средствами.
  На основе анализа научно-методической литературы, а также нашего видения данной проблемы предлагаем следующие дизайн-эргономические требования оформления учебного материала в КСО:
  - продуманное размещение учебного материала на экране монитора;
  - разные способы выделения информации;
  - шрифтовое оформление учебного материала;
  - цветовое оформление учебного материала;
  - использование интерактивных и мультимедийных объектов.
  Анализу дизайн-эргономических требований, которым должны удовлетворять электронные средства учебного назначения, посвящены многие работы ведущих педагогов и исследователей: В.В. Запорожко, В.П. Зинченко, Е.В. Моргунова, И.Е. Вострокнутова, К.Г. Кречетникова, Н.Н. Черненко, И.В. Роберт, А. А. Рычкова и других.
  Дизайн-эргономические требования к педагогическим программным средствам обучения устанавливают:
  1) соответствие эстетического оформления функциональному назначению педагогического программного средства;
  2) соответствие цветового колорита назначению педагогического программного средства эргономическим требованиям;
  3) упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов в педагогическом программном средстве.
  Одним из факторов, влияющих на эффективность применения электронных средств учебного назначения, является комфортность диалога между обучающимся и компьютером, осуществляемого через пользовательский интерфейс. В качестве эргономических свойств пользовательского интерфейса рассматриваются: яркость фона на экране дисплея, яркость изображения на экране, контрастность изображения, полиэкранные режимы отображения информации. Полиэкранные режимы отображения информации позволяют следить одновременно за многими показателями изучаемого процесса или явления при моделировании, например, создавать более полное представление о происходящих изменениях и их параметрах.
  На основании проведенного анализа научно-методической литературы и выполненных исследований выделим шесть групп дизайн-эргономических свойств полиэкранных интерактивных систем:
  Первая группа свойств определяет требования к использованию отдельных графических средств (шрифтов, фигурно-фоновых отношений).
  Шрифт, рисунки, символы и т.д. не должны быть слишком мелкими, или очень громоздкими, цветовая гамма должна быть сбалансирована. Цвет шрифта, как и других элементов слайда (кадра), должен соответствовать выбранной цветовой гамме создаваемого мультимедийного компьютерного средства обучения. Наиболее яркие цвета целесообразно использовать лишь для тех фрагментов текста, которые должны в первую очередь привлечь внимание обучающегося.
  Исследование дизайна компьютерных средств обучения достаточно подробно представлено В.В. Запорожко в созданном ею электронном учебном пособии (ЭУП).
  Вторая группа свойств определяет требования к размещению информации внутри одного окна (интраоконные свойства).
  Информация, предъявляемая в каждом отдельно взятом окне, организуется в соответствии с закономерностями, достаточно хорошо изученными эргономистами в моноэкранных режимах работы пользователя. Большинство пользователей компьютера не способно удерживать в оперативной памяти информацию более чем по 5 - 9 объектам (объем кратковременной памяти). Это означает, что очередной информационный кадр не должен содержать более девяти различных элементов (рисунков, фрагментов текста и т.д.). После того, как пользователь перестает наблюдать объект, его параметры удерживаются в оперативной памяти ограниченное время (оставляют «след»). Поэтому для восприятия очередного кадра требуется соотнести текущий кадр с одним из предъявленных ранее, лучше воспроизвести его основные элементы еще раз, либо поместить гиперссылку для вызова пользователем необходимой информации.
  Также отметим, что при разработке электронного программного средства обучения необходимо руководствоваться правилами, регулирующими плотность расположения данных на экране (или в пределах окна).
  Третья группа свойств определяет требования к работе с несколькими окнами (интероконные свойства).
  При проектировании пользовательского интерфейса с несколькими окнами разработчик компьютерных средств обучения должен опираться на ряд критериев эргономической оптимизации интерфейсов, среди которых ведущими являются следующие:
  - использование смысловых центров на экране согласно которому наиболее важные и часто используемые окна следует размещать в центре экрана, а менее важные, редко используемые - по периферии. Также выявлено, что наиболее комфортным для визуального восприятия является расположение полей ввода/вывода информации в нижней части экрана, при этом строка ввода должна располагаться под строкой вывода. Различные кнопки управления и индикаторы, связанные с ними, рекомендуется располагать рядом, вместе;
  - симметричность-ассиметричность отображаемой информации: симметричность размещения информации на экране ассоциируется с ее статичностью, основательностью, асимметричность - с динамичностью; кроме того, асимметричность отображения используется для представления на экране причинно-следственных отношений между элементами экрана, а также отношений «прошлое - настоящее - будущее» процесса;
  - зависимость между количеством и размерами окон: размеры окон определяются видом и объемом информации, а также их необходимым количеством. Деление окон на стационарные и всплывающие позволяет разместить на экране достаточно большое количество созданных окон. Однако количество окон, одновременно предъявляемых на экране, не должно превышать 7 ± 2, что характеризует объем кратковременной памяти человека;
  Четвертая группа свойств связана с использованием интерактивных элементов в компьютерном средстве обучения.
  Из анализа работ различных авторов и опыта разработки КСО выявляются следующие характерные требования к педагогическим программным средствам: обеспечение реализации режима интерактивности; обеспечение доброжелательности и коммуникативности; формирование мотивации к изучению предложенного материала; воспитание и развитие общей культуры и эрудиции (аксиологический аспект развития личности).
  Режим интерактивности рассматривается, чаще всего, в основном в технологическом аспекте при разработке КСО. Но удобство и эффективность работы в обучающей компьютерной среде, безусловно, следует рассматривать и в эргономическом аспекте.
  Коммуникативность должна создаваться за счет разработки реплик, богатых эмоционально, корректных и доброжелательных.
  С целью гуманизации и аксиологизации содержания мультимедийных педагогических программных средств, повышения общей эрудиции обучаемых, создания у них необходимого эмоционального настроения рекомендуется осуществлять периодическую адресацию их к гуманитарным направлениям и общечеловеческим ценностям, включать в разрабатываемые мультимедийные учебные пособия подходящие цитаты, афоризмы, крылатые изречения выдающихся мыслителей, историков, поэтов.
  Пятая группа свойств связана с включением в КСО аудиоинформации.
  Известно, что информация в звуковой форме способствует более эффективному ее усвоению. Эффективность обучения значительно повышается, если одновременно используются зрительный и слуховой каналы восприятия информации, при этом следует учесть, что слуховая память сохраняется дольше. Возможны следующие способы использования звукового ряда в КСО:
  - синхронное звуковое сопровождение, являющееся частью предъявляемой информации. Как правило, так реализуются пояснения к анимированным изображениям, представленным в виде дискретной подачи материала (пошагово). Нецелесообразно применять звуковой ряд для воспроизведения больших фрагментов текста, представленного на экране монитора;
  - синхронное звуковое сопровождение интерактивных действий обучающегося - озвучивание кнопок, переходов на другие страницы, кадры изменение режима работы и т.д. Основное предназначение такого сопровождения - повышение привлекательности учебной информации с эстетической точки зрения;
  - асинхронное звуковое сопровождение, не связанное с отображаемым материалом на экране. В этом случае звук играет роль фона, создающего определенное настроение у обучающегося, а в некоторых случаях и психологическую разрядку.
  В тех случаях, когда звуковое сопровождение носит вспомогательный характер, пользователю необходимо предоставить право отказаться от него.
  Шестая группа свойств определяет требования к использованию анимационных изображения (динамичностью).
  Изобразительные возможности анимации значительно выше, чем у статического изображения. Анимированные изображения способствуют повышению выразительности и эстетичности педагогического программного средства, но только при условии их разумного использования. Необходимо помнить, что анимация - это одно из наиболее сильных средств привлечения внимания пользователя к изображениям на экране. Если анимированные изображения появляются одновременно в разных частях экрана, то это приводит к рассеиванию внимания обучающегося, что снижает эффективность обучения.
  Рассмотрим требования оформления на экране предметного материала наиболее простые технологически и наиболее важные с точки зрения восприятия учебного материала обучающимся.

 
© www.txtb.ru