Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.6. Контроль и тестирование в компьютерной среде обучения

  Значительную роль при организации обучения на основе любой образовательной технологии имеет контроль полученного уровня знаний и сформированных умений. В процессе обучения процедура контроля выполняет не только функцию констатации факта знает - не знает, но, в первую очередь, функцию управления процессом обучения для выработки необходимой коррекции учебного процесса с целью получения качественного уровня подготовленности обучающегося. Контроль при массовой, традиционной форме обучения имеет ряд трудностей, которые не позволяют качественно и с необходимой частотой и глубиной проводить подробный анализ учебной деятельности. Модернизация процедуры контроля в образовательном процессе возможна на базе современной компьютерной техники и средств компьютерной коммуникации. Проведение компьютерного контроля знаний обучающихся является основой получения объективной независимой оценки уровня учебных достижений (знаний, интеллектуальных умений и практических навыков) обучающегося.
  Разведем понятия: компьютерный контроль и компьютерное тестирование.
  Под компьютерным контролем будем понимать процедуру, позволяющую оценить уровень усвоения и понимания изучаемого материала с целью управления процессом обучения и обеспечения индивидуализации обучения в компьютерной среде.
  Компьютерное тестирование - это процедура аттестации, установления соответствия личностной модели знаний - требуемой стандартизованной модели знаний.
  Как видим из определений:
  - контроль - процедура управления обучением, неотъемлемый элемент самого процесса обучения, в какой бы он форме ни проходил;
  - тестирование - процедура констатации факта знает - не знает.
  Безусловно, обе процедуры имеют значение для подготовки специалиста, но они имеют разные целевые функции.
  Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ перед традиционными формами контроля:
  Для педагога:
  - предоставление возможности педагогу оперативной проверки знаний большого количества обучающихся по разным темам, выполнению заданий по дисциплине в комплексе;
  - освобождение педагога от выполнения повторяющейся трудоёмкой и рутинной работы по организации и проведению массового контроля, высвобождение времени для творческого общения с учеником и совершенствования своей профессиональной деятельности;
  - реализация возможности увеличения индивидуальной работы педагога и обучающегося.
  Для обучающегося:
  - повышение объективности контроля и исключения субъективных факторов (усталость педагога, его эмоциональность или плохое настроение, отсутствие или недостаточность времени для личного общения, другое);
  - обеспечение индивидуальности прохождения процедуры контроля, что также повышает достоверность результатов оценки подготовленности;
  - получение оперативной, достоверной информации о знаниях, полученных в процессе обучения, и о готовности самого обучающегося к восприятию нового материала;
  - обеспечение доступности прохождения обучения и контроля;
  - выбор самим обучающимся конкретного режима работы в компьютерной среде, соответствующего его начальному уровню подготовленности, умению сосредоточиться, выбор своей траектории обучения и контроля, что позволит рационально использовать время работы в системе;
  - подача апелляции при несогласии с результатами проведенного контроля (возможность предложить свой вариант ответа на поставленный вопрос и рассмотреть совместно с педагогом несоответствие своего ответа и предлагаемого системой);
  - предоставление возможности воспользоваться подсказкой и наводящими вопросами при изучении материала, что значительно улучшает психологическую обстановку при работе в компьютерной среде обучения;
  - предоставление возможности обучающемуся самопроверки усвоения материала в том режиме работы, в котором ему удобно (сетевой режим доступа к контролирующим системам и измерительным материалам);
  - доступность и равноправие всех участников процедуры контроля;
  - получение полной и достоверной информации о результатах своей работы на разных этапах обучения;
  - возможность неоднократного повторения процедуры обучения и контроля, что способствует развитию навыков самостоятельной работы, самооценки и самоактуализации.
  Компьютерный контроль (как и обучение) имеет ряд недостатков: исключение из процедуры контроля/обучения устного речевого компонента; снижение потребности у обучающегося выбора главного в большом объеме информации; в определенной степени «клипповость» обучения; ряд других недостатков.
  Любое компьютерное средство обучения должно содержать блоки контроля или тестирования, что позволит реализовать главную функцию КСО - управление процессом усвоения знаний и выполнения необходимых практических заданий. Именно управляющая функция КСО имеет определяющее значение для обучающегося при осуществлении самостоятельной работы в компьютерной среде.

 
© www.txtb.ru