Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.9. Субъекты образовательного процесса в компьютерных средах обучения

  Компьютерные среды обучения можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. Психологам, педагогам и специалистам любых областей хорошо известно: получение новых знаний происходит только в процессе собственной деятельности. Многие сотни лет ученые пытаются понять структуру и механизм познавательной деятельности человека. Познавательная деятельность многогранна. Не существует единственного способа усвоения знаний и действий для такой высокоорганизованной и высоко адаптивной системы, как человек.
  Современные дидактические возможности компьютерной техники и современных средств коммуникаций позволяют проектировать среды обучения с такими возможностями, которые позволяют рассматривать обучение в принципиально новом подходе к организации образовательного процесса по схеме СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ. Сам факт рассмотрения обучения в компьютерной среде в виде системы тройного взаимодействия СУБЪЕКТОВ образовательного процесса очень важно понять и объективно признать. Г рамотно разработанная компьютерная обучающая система должна реагировать на любые действия как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога. В то же время и педагог, и обучающийся также взаимодействуют в интерактивном режиме с системой обучения.
  На рисунке 7 представлена концептуальная модель взаимодействия субъектов в компьютерной среде обучения.
  Рассмотрим функции субъектов образовательного процесса в соответствии с предложенной схемой СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ - СУБЪЕКТ или в более привычном виде ПЕДАГОГ - СРЕДА ОБУЧЕНИЯ - ОБУЧАЮЩИЙСЯ.
  Основные функции педагога как субъекта образовательного процесса в компьютерных средах обучения:
  1) делегирование части своих функций и полномочий компьютерной среде (включение самого педагога в работу компьютерной системы обучения предполагается только по запросу обучающегося);
  2) разработка научно-методического обеспечения технологии компьютерного обучения (собственные разработки и/или привлечение готовых информационных образовательных ресурсов);

Рисунок 7. Субъекты учебного процесса в компьютерной среде обучения

Рисунок 7. Субъекты учебного процесса в компьютерной среде обучения

  3) проведение психолого-дидактической и эргономической оценки компьютерных средств обучения и коммуникации, используемых в образовательном процессе;
  4) воспитание аксиологического подхода к информации, представляемой средой, и формирование культуры/этики поведения в компьютерных средах обучения и взаимодействия;
  5) организация и управление работой по совершенствованию учебно-воспитательного процесса и управление образовательным процессом на основе современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
  6) организация делового сотрудничества с обучающимися и между ними на основе использования инновационных методик обучения в компьютерных средах и с использованием средств телекоммуникаций;
  7) консультирование педагогического коллектива в области использования инструментальных программных средств разработки педагогических  приложений, применение психолого-педагогических тестирующих и диагностических методик, базирующихся на применении средств ИКТ.
  Функции обучающихся как основных субъектов образовательного процесса в компьютерной среде:
  1) формирование навыков самостоятельной работы в компьютерной среде, навыков работы с телекоммуникационными средствами;
  2) овладение методами и способами поиска и отбора информации, ее обработки и передачи (поиск необходимой информации, средств обучения и источников информации);
  3) поиск информации, умение анализировать и применять полученную информацию;
  4) приобретение навыков применения полученных знаний для решения задач в различных сферах учебной и общественной деятельности.
  Функции компьютерной среды обучения:
  1) обеспечение доступа к различным источникам информации (удаленным и распределенным базам данных, конференциям через систему Интернет) и работы с этой информацией;
  2) обеспечение и подготовка компонентов компьютерной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, сопрягаемого с ПЭВМ, программные средства и системы, другое)
  3) обеспечение образовательного процесса учебными и учебнометодическими материалами;
  4) обеспечение коммуникативных процессов между субъектами образовательного процесса;
  5) управление учебной деятельностью (организация самостоятельной работы с обучающим материалом, тренировочными упражнениями на формирование умений и навыков, другое);
  6) обеспечение интерактивности обучения с помощью специальных мультимедийных средств и оперативной обратной связи с участниками образовательного процесса;
  7) обеспечение доступа к новым источникам информации, предоставление средств получения и переработки информации;
  8) удовлетворение личностно-ориентированных требований со стороны обучающихся (учет уровня подготовленности, типа мыслительной деятельности, объема учебного материала, обеспечение адаптивности компьютерной программы к уровню достижений обучающегося, другое);
  9) предоставление возможностей ведения и использования виртуальных лабораторий;
  10) обеспечение статистического сбора и обработки результатов обучения и контроля;
  11) обеспечение политики безопасности работы системы, защиты предметного материала и информации о результатах обучения; другое.
  Отличаясь высокой степенью интерактивности компьютерные среды обучения и современные средства телекоммуникации, создают уникальную учебно-познавательную среду, то есть среду, используемую для решения различных дидактических задач (познавательных, информационных, культурологических и пр.). Отличительной особенностью интерактивной компьютерной среды является то, что она пригодна как для массового, так и для сугубо индивидуального обучения и самообучения.
  Безусловно, при разработке компьютерных средств обучения (неотъемлемая часть любой компьютерной среды обучения) должен быть реализован интерактивный режим работы всех субъектов образовательного процесса. Понимать интерактивный режим работы компьютерных средств обучения следует в самом широком смысле. Основными функциями интерактивного режима работы КСО являются: обработка действий обучающихся; реакция системы на действия субъектов образовательного процесса ( педагога, самого обучающегося и других обучающихся); необходимость обеспечения непосредственного включения педагога в работу системы; совместное обсуждение с обучающимся результатов работы, которые компьютерная система должна предъявить на рассмотрение по запросу и педагога и обучающегося. Именно в таком ключе понимаемая интерактивность позволяет утверждать правомочность предложенной концепции образовательного процесса в компьютерной среде обучения в виде схемы СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТ.
  Рассмотренная схема взаимодействия субъектов в компьютерной среде обучения, безусловно, влияет на форму общения педагога и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это существенно изменяет мотивацию обучения, приводит к изменению форм итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, другое), повышает индивидуальность обучения.
  Рассмотрим возможности компьютерных технологий в разных формах обучения и проведем сравнение современных технологий обучения, выбрав для сравнения ряд оснований.
  На основе представленного анализа ясно видно, что современное развитие общества требует непрерывного поиска новых технологий обучения, удовлетворяющих как самой развивающейся личности, так и обществу, в котором живет данная личность.
  В таблице 5 представлен результат анализа характеристик технологий обучения с использованием ИКТ.

Таблица 5. Сравнительная характеристика технологий обучения

Таблица 5. Сравнительная характеристика технологий обучения

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

Продолжение таблицы 5

  Резюме
  Использование компьютерных технологий обучения и взаимодействия позволяет получать знания не только от педагога, но и самостоятельно, обращаясь к распределенным образовательным ресурсам, глобальному информационному полю, которое имеет тенденцию к экспоненциальному увеличению своего объема.
  Компьютерные среды обучения можно рассматривать как особую среду организации мыслительной деятельности субъектов образовательного процесса. Психологам, педагогам и специалистам любых областей хорошо известно - получение новых знаний происходит только в процессе собственной деятельности.
  Взаимодействия субъектов в компьютерной среде обучения, безусловно, влияет на форму общения педагога и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это существенно изменяет мотивацию обучения, приводит к изменению форм итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты групповых проектных работ, другое), повышает индивидуальность обучения.
  Современное развитие общества требует непрерывного поиска новых технологий обучения, удовлетворяющих как развивающейся личности, так и обществу, в котором живет данная личность.

3.10. Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое технологии компьютерного обучения?
  2. Какие области наук являются основополагающими при рассмотрении теоретических основ технологии компьютерного обучения?
  3. Что является основной задачей внедрения компьютерных технологий обучения?
  4. Всегда ли необходимо предоставлять обучающемуся выбор индивидуального темпа и маршрута обучения?
  5. Какие субъекты образовательного процесса можно выделить при работе в компьютерной интерактивной среде обучения?
  6. Что такое интерактивный режим обучения?
  7. Что такое мультимедийные технологии?
  8. Какую роль имеют мультимедийные технологии при разработке технологий компьютерного обучения?
  9. Существует ли границы в использовании мультимедиа технологий?
  10. Что такое дистанционные образовательные технологии?
  11. Какие условия необходимы для внедрения технологии ДО?
  12. Какие требования предъявляются к обучающемуся при дистанционном обучении?
  13. Есть ли особенность, несовместимость или противоречия в применении компьютерных и традиционных технологий обучения?
  14. Охарактеризуйте основные черты компьютерных технологий обучения.

3.11. Задания для самостоятельной работы

  1. Рассмотреть взаимосвязь компьютерных, дистанционных и мультимедийных технологий.
  2. Предложить тему и вопросы для семинара «Технологии компьютерного обучения».
  3. Рассмотреть период развития информатизации образования Вашего времени (период выбрать самостоятельно).
  4. Рассмотреть этапы развития дистанционных образовательных технологий, используя информационные интернет-ресурсы (адрес материала указывать подробно).
  5. Разработать сценарий занятия с применением инновационных технологий обучения.

 
© www.txtb.ru