|
2.3. Компетентность и компетенции
Все исследователи, изучавшие природу компетентности, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер. Компетентность: «...1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (Современный словарь иностранных слов. М., 2001). Компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности (В.А. Сластенин). Обобщая отечественные и зарубежные исследования сущности компетентности, ученые РГПУ им. А.И. Герцена (коллектив исследователей под руководством А.П. Тряпицыной) предложили понимать под компетентностью интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. «Способность» в данном случае выступает не как «предрасположенность», а как «умение». «Способен», т. е. «умеет делать» . Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. При характеристике компетентностей А.Н. Саврасова отмечает важность понимания того, что компетентности: 1) динамичны, поскольку постоянно изменяются (с изменением мира, с изменением требований к «успешному взрослому»); 2) ориентированы на будущее (проявляются в возможностях организовать получение своего образования, опираясь на собственные способности с учетом требований будущего); 3) имеют деятельностный характер обобщенных умений в сочетании с предметными умениями и знаниями в конкретных областях (ситуациях); 4) проявляются в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки себя в конкретной ситуации; 5) связаны с мотивацией на непрерывную, самообразовательную деятельность. По мнению В.А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения личностно-деятельностного опыта. По мнению А.Г. Бермуса, компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты. Многие исследователи рассматривают компетентность как способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Джон Равен предложил трактовать компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия. А.В. Хуторской дает следующие определения компетентности: 1) компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. 2) компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Из приведенных определений компетентности становятся очевидными особенности, отличающие рассматриваемое понятие от традиционных - знаний, умений, навыков, опыта. В приведенных определениях компетентности подчеркиваются следующие сущностные характеристики: 1) эффективное использование способностей, позволяющее плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям учебной или профессиональной деятельности; 2) соотнесенность с ценностно-смысловыми характеристиками личности; 3) овладение знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по специальности при одновременной автономности и гибкости в части решения профессиональных проблем; 4) развитое сотрудничество с коллегами и профессиональной межличностной средой; 5) интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, оптимальных для выполнения трудовой деятельности в современной производственной среде; 6) способность делать что-либо хорошо, эффективно, с высокой степенью саморегулирования, саморефлексии, самооценки; быстрой, гибкой и адаптивной реакцией на динамику обстоятельств и среды; 7) практико-ориентированная направленность. Рассмотрим далее соотношение понятий компетентность и компетенции в общем виде. Термин competence представлен в современном словаре иностранных слов в двух семантически различных трактовках. Компетенция: 1) добиваться, соответствовать, подходить; 2) круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен (Современный словарь иностранных слов. М., 2001). При описании категории компетенция будем исходить из следующих положений, предложенных рядом исследователей: 1) компетенция описывает ту или иную деятельность специалиста, освоение которой является целью обучения; 2) компетенции специалиста имеют важную особенность - способность к детализации, что в свою очередь приводит к необходимости структуризации результатов обучения, выделению и содержательной проработке модулей образовательного пространства, проектированию образовательных траекторий для подготовки компетентных специалистов; 3) компетенции - способность мобилизовать знания, умения и поведенческие отношения в условиях конкретной деятельности; 4) компетенция это то, что порождает умение, действие; умение - компетенция в действии; 5) компетенция это некоторое отчужденное, заранее заданное требование к подготовке человека для выполнения конкретной деятельности; 6) компетенция - это сплав традиционных знаний, умений и навыков с личностными особенностями школьника, с его самоосознанием, само- рефлексией в ходе познавательной деятельности. Понятие компетенция сложное и многогранное, поэтому для его рассмотрения выделим классы ключевых (общекультурных) компетенций и компетенций профессиональной деятельности. Советом Европы было принято определение пяти ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы : 1) политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; 2) компетенции связаны с жизнью в многокультурном обществе. Для того чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма, ксенофобии и развития климата нетолерантности образование должно формировать и развивать у молодых людей межкультурные компетенции, такие как принятие различий, уважение других мнений, способность жить с людьми других культур, языков и религий; 3) компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что невладение этими компетенциями угрожает социальной изоляцией. В этом же контексте компетенция коммуникации приобретает все большую важность, возрастает необходимость владения более чем одним языком общения между людьми; 4) компетенции, связанные с возрастанием роли информатизации общества. Владение современными информационными технологиями, понимание их роли, знание слабых и сильных сторон и способов их применения формирует критическое суждение в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой; 5) способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного образования в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. Отечественные ученые активно разрабатывают содержание понятий ключевых компетенций (общекультурных), оснований их разграничений, классификаций. А.В. Хуторской приводит следующий перечень общекультурных компетенций: 1) ценностно-смысловая; 2) общекультурная; 3) учебно-познавательная; 4) информационная; 5) коммуникативная; 6) социально-трудовая; 7) компетенция личного совершенствования. Исходя из данных позиций, рассмотрим ключевые образовательные (учебно-познавательные) компетенции.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, которые связаны с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От этого типа компетенций зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Общекультурные компетентности отражают особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, влияние последних на мир, бытовую и культурно-досуговую сферу жизни. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого уровня понимания мира.
3. Учебно-познавательные компетенции. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности включает элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов; владение измерительными навыками; использование вероятностных, статистических и иных методов познания; другое.
4. Информационные компетенции. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире, формируются умения самостоятельного поиска, анализа и отбора необходимой информации, способов ее обработки, сохранения и передачи.
5. Коммуникативные компетенции. Включают владение необходимыми языками общения, способов взаимодействия с окружающими и удаленными субъектами, навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. При освоении данных компетенций в учебном процессе для субъектов предполагается необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в: сфере гражданской и общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя); социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя); сфере семейных отношений и обязанностей; вопросах экономики и права; области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. В рамках этих компетенций ученик овладевает навыками социальной активности и функциональной грамотности, минимально необходимыми для жизни в современном обществе.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности человека.
Мы рассмотрели общекультурные или иначе - ключевые компетенции, которыми должен обладать современный человек. На сегодняшний день нет единой точки зрения на то, сколько компетенций и какие из них должны быть сформированы у человека, поэтому и нет единой системы классификации компетенций, поскольку подходы и принципы к определению оснований классификации компетенций различны. На основе анализа научно-методической литературы и изложенного материала при рассмотрении компетентности, а также для оценки степени ее развития предлагается следующая модель исследования: 1) определение области и объектов профессиональной деятельности, разложение и структуризация видов предполагаемой деятельности; 2) определение в общем виде профессиональной деятельности, которой предполагает заниматься человек; 3) выявление необходимых видов профессиональной деятельности при решении профессиональных задач; 4) определение требований к структуре подготовки человека для эффективного выполнения этой деятельности, т.е. системе формируемых компетенций; 5) формулирование требований к результатам подготовки; 6) выявление требований к условиям реализации основных программ подготовки; 7) оценка качества освоения основных программ подготовки, т.е. оценка уровня сформированной компетентности. Как видим из представленной модели изучения компетентности, последняя включают ряд взаимопроникающих и взаимодополняющих компонентов.
|
|