Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


8.3.3. Требования к помещениям для работы с компьютерами

  Очень важно, чтобы помещение для установки компьютеров отвечало необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья. Учебное помещение с компьютерами не должно располагаться в подвале и цокольных этажах здания, но может находиться на любом этаже учебного здания.
  Площадь на одно рабочее место в помещении с ПЭВМ должна быть не менее 6 кв.м, объем - 24 куб. м при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.
  Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антисептическими свойствами.
  При кабинете информатики должна быть лаборантская площадью не менее 18 кв.м. с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию. Лаборантская должна быть оборудована рабочим столом (130 * 75), радиомонтажным столом, тумбочкой для инструментов, шкафами (пристенными), стеллажом, сейфом. Лаборантская должна иметь естественное освещение, шторы на окнах или жалюзи.
  При входе в класс должны быть шкафы с полками для хранения портфелей, сумок. Шкафы могут быть встроенными или пристенными.

Рисунок 42. Размещение столов в компьютерном классе

Рисунок 42. Размещение столов в компьютерном классе

  Учебные помещения с компьютерами должны иметь естественное и искусственное освещение. Ориентация оконных проемов должна быть на север или северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допускается справа. Не допускается направление основного потока естественного света спереди или сзади.
  Для окраски стен следует применять краски холодных тонов: светло- зеленый, светло-голубой, светло-серый. Допускается окраска стен светлобежевым, светло-желтым цветом или цветом слоновой кости. При этом поверхности стен должны быть матовыми, исключающими возможность появления световых бликов.Для учебных помещений с компьютерами следует применять систему общего равномерного освещения, выполненную потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий, с двух сторон от рабочего стола с компьютером.
  Помещения, где размещаются рабочие столы с компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации. Не следует размещать рабочие места с компьютерами вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования, создающего помехи в работе компьютера.
  В помещениях всех образовательных и культурно-развлекательных учреждений для детей и подростков, где расположены компьютеры, уровни шума не должны превышать допустимых значений, установленных для жилых и общественных зданий.
  При размещении рабочих мест с компьютерами расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.
  Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитноцифровых знаков и символов.
  Конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на компьютере, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
  Рабочее место пользователя компьютера следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм.
  Клавиатуру следует располагать на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности.
  Резюме
  Завершая рассмотрение материально-технического обеспечения учебного процесса на базе ИКТ, следует отметить:
  - технические и дидактические возможности компьютерной техники и используемых средств связи, безусловно, определяют качество учебного процесса по информатике в образовательном учреждении;
  - укомплектованность программно-методического обеспечения используемой компьютерной техники (базовый пакет программного обеспечения, учебники и пособия, учебно-методические наработки учителей, другое) не должна быть жестко определена для образовательных учреждений разного уровня и требует своевременного обновления с появлением новых программных средств и информационных материалов, отражающих новое развитие очень динамичного предмета информатики и ИКТ;
  - необходимо непрерывное повышение квалификации педагогов в области разработки и использования готовых средств обучения - формирования и развитие готовности к работе в компьютерных средах обучения и взаимодействия будущих и практикующих учителей;
  - очень важно, чтобы организация учебного процесса с применением компьютеров отвечала необходимым гигиеническим требованиям, соблюдение которых способствовало бы оптимизации учебного процесса и сохранению здоровья учеников и других пользователей ИКТ.

8.4. Вопросы для самоконтроля

  1. Что составляет материально-техническую базу внедрения ИКТ в образовательный процесс школы?
  2. Каким требованиям должен отвечать кабинет информатики?
  3. Что должно входить в базовый пакет программного обеспечения компьютера для уроков информатики?
  4. Опишите возможности 2-3 программных продуктов стандартного базового пакета программного обеспечения.
  5. Какие основные виды работ выполняются в кабинете информатики?
  6. Охарактеризуйте временной режим работы за компьютером для разного возраста учеников.
  7. Какие профилактические меры должны выполняться для снятия утомляемости, полученной при работе за компьютером?
  8. Какие признаки утомления, переутомления может испытывать ученик при безконтрольной работе за компьютером?
  9. Какие требования предъявляются к помещению и оборудованию кабинета информатики?
  10. Какие рекомендации вы можете предложить ученикам, активно использующим компьютер для разного вида работ.

8.5. Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте паспорт помещения, в котором размещен кабинет информатики (по результатам работы преддипломной практики в школе).
  2. Проанализируйте и классифицируйте программно-методическое обеспечение, которое есть в кабинете информатики определенной школы.
  3. Разработайте с учетом требований СанПиН рекомендации по гигиеническим требованиям к работе в кабинете информатики.

 
© www.txtb.ru