Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.3.8. Игровые технологии

  В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение поставленной цели (выигрыш, победа, приз).
  Игра как средство общения, обучения, воспитания и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом. Ее сложность определяется многообразием форм и способов в ней участия партнеров и алгоритмами проведения игры, а также их развития. В процессе игры: осваиваются правила поведения и роли в них социальных групп класса (минимодели общества), переносимые затем в реальную жизнь; рассматриваются возможности самих групп, коллективов, аналогов предприятий, фирм, различных экономических и социальных институтов в миниатюре; участниками приобретаются навыки совместной коллективной деятельности и отрабатываются индивидуальные их характеристики, необходимые для достижения поставленных игровых целей; накапливаются культурные традиции, внесенные в игру ее участниками, привлеченными дополнительными средствами: наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями, энциклопедиями, справочниками и др.
  Игра - создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений с целью выработки единого подхода к проблеме; форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
  Предметом специального исследования игра животных и человека стала впервые в работах К. Гросса (1899 г.). Он сущность игры видит в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Основное достоинство этой теории заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основной недостаток - эта теория указывает лишь смысл игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть.
  В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.
  Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия как основного мотива игры. Теория игры как деятельности, т. е. теории, которая считает, что деятельность человека генерируется принципом удовольствия или наслаждения.
  Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера, гедонистическая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-эффектной окраске. Эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма.
  Фрейдисткие теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в ней часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни. Адлеровское понимание игры исходит из того, что в игре проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать.
  Разработкой теории игры, выяснением её социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребенка занимались П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Д.Н. Узнадзе, Д.Б. Эльконин и др. Например, Л.С. Выготский и его ученики считают исходным и определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной. Он действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые человек при этом придает окружающим предметам.
  Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил, по мнению С.Л. Рубинштейна, является формалисткой, поскольку берет верх динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игру.
  Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игра от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической деятельности. Серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не как деятельность, рождающуюся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается, таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может выяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
  Игру как метод обучения люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе игровая деятельность используется в следующих ситуациях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебной дисциплины; как элемент более общей технологии; в качестве занятия или его части (введение, контроль и др.); как технология внеучебной работы обучающегося.
  Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных игр.
  В отличие от игр дидактическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к целенаправленной учебной деятельности. Возникающие в ходе игры, собственно игровые отношения и отношения по поводу игры оказывают своеобразное влияние на личность обучающегося, в частности на развитие речи и навыков общения.
  Учебные игры по уровню сложности можно разделить на:
  1. Имитационные упражнения. Цель их предоставить возможность обучающимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории. Они отличаются от деловой игры меньшим объемом и ограниченностью решаемых задач (например, кто лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?).
  2. Анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций. Обучающиеся знакомятся с ситуациями, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения; обучающиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждают.
  3. Розыгривание ролей. Обучающиеся получают исходные данные о ситуации и берут на себя исполнение определенных ролей. Исполнение ролей происходит в присутствии других обучающихся, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, то есть при разыгивании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель.
  4. Полномасштабная игра, имитирующая профессиональную деятельность и последствия принимаемых управленческих решений. Такая игра проходит часто с использованием компьютерных технологий для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений.
  Реализация игровых приемов и ситуаций в аудиторное время происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебная содержательная информация используется в качестве средства игры; в учебную деятельность обучающихся вводится элемент соревнования, который переводящий дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. К наиболее важным функциям игры относятся: социокультурное назначение игры; межнациональная коммуникация; самореализация человека в игре; коммуникативная игра; диагностика результатов игры; игротерапевтическая; коррекционная в ходе игры; развлекательная.
  Игровые технологии способствуют использованию различных способов мотивации. К ним относятся:
  1. Мотивы общения: обучающиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей; при решении коллективных задач используются разные возможности обучающихся; совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений.
  2. Познавательные мотивы: каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует обучающегося к достижению цели и осознанию пути ее достижения; в игре команды обучающихся изначально равны (нет отличников и троешников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений и характера; обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Обучающиеся примеряют социальные маски, погружаются в обстановку и ощущают себя частью исторического ситуации; ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а как поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш); состязательность - неотъемлемая часть игры; в игре всегда есть некое таинство - неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность обучающихся, толкает на поиск ответа; мысль ищет выхода, она устремлена на решение познавательных задач. Структура игры представлена на рис. 19.

Рис. 19. Структура игры

Рис. 19. Структура игры

  Разработку игры начинают с создания двух моделей: имитационной и игровой, которые будут встроены в ее сценарий.
  Имитационная модель - прототип модели. Она задает предметный контекст деятельности специалиста в педагогическом процессе. Имитационная модель состоит из следующих компонентов: цель, предмет игры, графическая модель взаимодействия участников игры, система оценок.
  Игровая модель - задает социальный контекст и представляет собой работу участников игры с имитационной моделью. Она состоит из следующих компонентов: сценарий, правила, цели, роли и функции участников игры.
  Объектом имитации выбирается наиболее типичный фрагмент профессионально деятельности, требующей системного применения разнообразных умений и навыков, которыми должен овладеть обучающийся за период, предшествующий игре.
  Игровая модель имеет игровые цели: обучающие и воспитывающие.
  Игру как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения учебных задач, связанных с: а) формированием у обучающихся целостного представления о будущей профессиональной деятельности и ее динамике; б) приобретением проблемно-профессионального и социального опыта, в том числе и принятия индивидуальных и коллективных управленческих решений; в) развитием теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; г) развитием познавательной мотивации, созданием условий проявления профессиональной мотивации у обучающихся.
  Предмет игры - предмет деятельности участников игры. Он завысит от модели специалиста и представляет собой перечень процессов или явлений, требующих профессионально компетентных действий.
  Важным элементом сценария является способ генерирования событий, определяющий динамику и характер развития игрового процесса. Различают три способа: детерминированный, спонтанный и смешанный(сочетает алгоритмизацию с учетом вероятностного характера событий, наиболее присущ деловой игре).
  Графическая модель ролевого взаимодействия участников отражает количественный и качественный состав участников, их связи, взаимодействия, пространственное расположение игроков. Эта модель оказывает большую помощь ведущему и участникам игры.
  Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать профессиональные и социально-личностные отношения, характерные для того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре. Иногда для стимулирования игровой ситуации вводятся игровые роли (скептик, энтузиаст и др.). Чем выше профессиональный уровень разработчика, тем удачной будет комплект ролей. Сложным моментом в разработке игры является четкое определение функций игроков. Их можно составлять обобщенно и дополнять инструкциями. В них в словесной форме с помощью таблиц или в виде алгоритма даются права, обязанности и возможные действия игроков.
  Правила игры отражают характеристики реальных процессов и явлений, существующих в прототипах моделируемой реальности в упрощенном варианте. Кроме того, существует второй план игры - правила чисто игрового характера: если их не соблюдать, то игра перестанет быть игрой, превратившись в занятие тренажерного типа. Требования к правилам игры сводятся к следующим положениям: а) правила содержат ограничения, касающиеся технологии игры, регламента игровых процедур или их элементов, ролей и функций педагогов-ведущих, системы оценок; б) правил игры должно быть не много, например, не более 5-10. Участникам игры они представляются либо на плакатах либо с помощью технических средств); в) характер правил должен обеспечивать воспроизведение реального и делового контекста игры; г) правила должны быть связаны с системой стимулирования и инструкциями игрокам.
  Система оценивания обеспечивает контроль принимаемых решений и самоконтроль, который предполагает содержательную оценку, обеспечивает соревновательный характер игры, позволяет оценивать деятельность и личностные качества участников игры, а также успешность работы игровых групп. Система должна строиться, прежде всего, как система самооценки участников игры, а затем как система оценки педагога-ведущего.
  Разбор игры и рефлексия ее участников по поводу сформированности их навыков на заключительном обсуждении несут основную обучающую и воспитательную нагрузку.
  Заключительная часть игры - это не столько подведение итогов, сколько анализ причин, обусловивших фактическое ее результаты.
  Методическое обеспечение игры предполагает наличие следующих материалов: проспект и параметры игры; набор реальной и игровой документации. Степень детализации методических рекомендаций зависит от сложности объекта имитации, подготовленности контингента и других причин.
  Техническое обеспечение игры. Различают ручные и машинные игры. Однако между ними нет четкой грани: речь идет о степени применения компьютерных технологий в игровом процессе. В сценарии должны быть четкие указания об использовании компьютерных технологий и технических средств обучения. Технические средства выбираются в зависимости от целей и содержания игры и выполняют только функции, без которых нельзя обойтись или которые выполняются вручную хуже и медленнее.
  К основным задачам педагога при применении игровых технологий обучения относятся: опираться на достижения предыдущего возраста; стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста; подготовить почву для последующего возраста, т.е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
  К педагогическим подходам организации игр необходимо отнести ряд следующих моментов.
  1. Выбор игры. Он зависит от того, какова подготовка участников игры, какие задачи требуют своего разрешения, времени ее проведения и протяженности, наличия игровых аксессуаров, конкретной ситуации, сложившейся в группе (классе). Цель игры находится за пределами игровой ситуации, и результат игры может выражаться в виде внешних предметов и всевозможных изделий (модели, макеты и др.), «продуктами» новых знаний. Игра способна выступать средством получения чего-то, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования. В играх осуществляются цели следующих уровней, взаимосвязанных между собой: удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к активности, если она приносит удовольствие и радость; функциональная. Она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов и ролей; творческий характер игры. Он выражается в получении новых результатов.
  2. Предложение игры. Главная задача при проведении игры - создать условия, обеспечивающие интерес у ее участников. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение должно быть кратким и точным. Оно осуществляется перед началом игры. В объяснение входит название игры, рассказ о ее содержании и объяснении основных и второстепенных правил, в том числе различение играющих и значение игровых аксессуаров.
  3. Оборудование рабочих мест проведения игры. Место игры должно подходить по размеру по числу играющих, быть безопасным, удобным для для игры, не иметь отвлекающих факторов. Любой микромир игры требует своего архитектурного и смыслового решения, имеет игровой эстетический план, отвечающий требованиям возраста и подготовки участников, их стремлению к решению поставленной задачи.
  4. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровая команда - коллектив обучающихся, созданный для проведения игры. При ее формировании необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников, уровень их подготовки, совместимость и др. Ответственным моментом при проведении игры является распределение ролей. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Распределение ролей не должно зависеть от пола, психофизиологических и психических особенностей и другие. При распределении ролей педагогу необходимо использовать следующие приемы: назначение на роль непосредственно взрослым или через старшего (капитана); выбор на роль капитана по итогам игровых конкурсов (лучший проект, сценарий и др.); добровольное принятие роли обучающимся; очередность выполнения роли в процессе игры. При распределении командных ролей следует руководствоваться тем, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным - проявить активность, недисциплинированным - стать организованными и др. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие. Бездействие приводит к потере интереса у обучающихся участвовать в игре.
  5. Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре.
  Методика проведения занятия с использованием игровых технологий:
  1. Предварительная подготовка. Обсудить круг вопросов, связанных с организацией занятия и форму его проведения. Распределить обучающихся по командам и выбор ими функций и роли.
  2. Подготовить обязательные атрибуты игры.
  3. Обязательная констатация результатов игры (мониторинг).
  4. Создание компетентной комиссии (жюри).
  5. Обязательные игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряженности.
  При реализации игр в педагогической практике необходимо помнить следующее:
  1. Игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Например, получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
  2. К разработке игры необходимо подходить системно, учитывая ее влияние на другие виды учебной работы с обучающимися, а также на реакцию других педагогов. Она может быть неадекватной. На этапе разработки игры реализуются следующие психолого-педагогические принципы: имитационное моделирование содержания профессиональной деятельности, конкретных условий и динамики производства; воссоздание проблемных ситуаций типичных для данной профессиональной деятельности. Ситуации создаются на основе системы игровых заданий. Они содержат некоторые противоречия, вызывающие у обучающихся состояние затруднения; совместная деятельность участников в условиях взаимодействия имитируемых в игре производственных функций специалистов; диалогического общения и взаимодействия партнеров по игре как необходимое условие решения учебных задач, подготовки и принятия согласованных решений; двупланованновасти игровой учебной деятельности; отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру; развитие в процессе игры динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; переход от простейших игр к сложным игровым формам. Логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил.
  3. Участникам игры нужны предметная и социальная компетентность. Поэтому следует начинать подготовку к ней с анализа конкретных ситуаций и разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у обучающихся культуру дискуссии.
  4. Структурные компоненты игры должны сочетаться таким образом, чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой.
  5. Игра должна строиться на принципах саморегулирования. Педагог действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования игр.
  6. Режим работы обучающихся в процессе игры не укладывается в рамки традиционного поведения их на занятии и должны быть подчинены логике моделируемого производственного процесса.
  7. В вузе наиболее приемлемы компактные игры, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.
  К положительным сторонам применения игр в педагогическом процессе можно отнести следующие: обучающиеся испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность процесса обучения; происходит подготовка к профессиональной деятельности, формируются знания, умения и навыки, то есть обучающиеся учатся применять свои знания; послеигровое обсуждение способствует закреплению знаний; достигаются комплексные педагогические цели: образовательные, воспитательные и развивающие.
  К отрицательным сторонам использования игр в процессе обучения можно отнести: высокая трудоемкость подготовки к занятию (для педагога); не все педагоги владеют умением проводить игры; большая напряженность для педагога, так как он сосредоточен на непрерывном творческом процессе и должен быть одновременно и актером (обладать актерскими данными) и режиссером в течение всей игры; сами обучающиеся могут быть не готовы к работе с игровыми технологиями; игры требуют много времени и порой специального изменения расписания занятий.
  Игровые технологии могут быть реализованы при преподавании любой предметной области и для выработки практических и социальных навыков.

 
© www.txtb.ru