Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.3.4. Программированное обучение

  Программированное обучение зародилось на стыке педагогики, психологии и кибернетики в 60-х годах прошлого столетия. Проблемами развития теории программированного обучения занимались Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, Б.Ф. Скиннер и др.
  В основе программированного обучения лежат представления об обучении как процессе, основанном на целенаправленном управлении усвоением знаний обучающимися, информационном обеспечении и индивидуализации. Американский психолог Б.Ф. Скиннер в основу технологии программированного обучения положил два требования: уйти от контроля и перейти к самоконтролю; перевести педагогическую систему на самообучение обучающихся. При этом должны учитываться законы научения, открытые в психологии бихевиористами: а) эффекта (подкрепления); б) упражнений.
  Главная задача программированного обучения - выработка устойчивых знаний, умений и автоматизированных навыков.
  Основными чертами программированного обучения являются: расположение содержательной учебной информации по заранее разработанной схеме; четкое формулирование цели обучения и определение средств, позволяющих измерять степень достижения этой цели обучающимися; разделение содержательной учебной информации на относительно небольшие части (дозы), заканчивающиеся контрольными вопросами, упражнениями или указаниями обучающемуся относительно его дальнейших учебных действий; необходимость для обучающегося отвечать на вопросы или выполнять предлагаемые упражнения и действия; немедленное информирование обучающегося о степени правильности ответа (оперативная обратная связь); обеспечение учебной работы в удобном для обучающегося темпе; постоянное совершенствование структуры содержательной учебной информации путем ее многократных экспериментальных проверок и анализа.
  Основой программированного обучения является обучающая программа, в которой строго систематизируются: сама содержательная учебная информация; план действия обучающегося по ее усвоению; формы контроля усвоения.
  Составление обучающих программ связано с алгоритмизацией педагогического процесса. Программированное обучение всегда связано с использованием обучающих машин и программированных учебников. При этом непосредственное управление процессом усвоения, характерное для традиционного обучения, заменяется управлением опосредованным.
  Базовыми принципами программированного обучения являются: оптимальное расчленение учебной содержательной информации на части (дозированность СУИ); установление постоянной обратной связи по усвоению каждой части учебной содержательной информации; управление психической деятельностью на основе мониторинга обратной связи; индивидуализация темпа учебной работы обучающегося в условиях массового обучения; логически и психологически обоснованная программа деятельности обучающегося и педагога; возможность использования технических автоматизированных устройств обучения.
  При программированном обучении в целостном цикле усвоения объединяются несколько промежуточных микроциклов. Обобщение и применение знаний на практике становится возможным лишь после достаточно целостно числа доз учебной содержательной информации. Ученые стремятся научно обосновать дозы учебной содержательной информации, учитывая, что они не могут быть выражены какой-то постоянной величиной. Опыт показывает, что доза зависит от возрастных и индивидуально-типологических особенностей обучающихся, их жизненного опыта, уровня подготовленности, характера изучаемой содержательной учебной информации, специфики решаемых и др.
  Программированное обучение способствует развитию самостоятельности рассуждений, дает возможность обучающемуся овладеть по заданному образцу логически обоснованной последовательность операций мышления, что неизбежно приводит к усвоению предлагаемой содержательной учебной информации.
  Эффективность программированного обучения определяется степенью учета программой требований кибернетики к управлению, а также степенью учета специфических закономерностей педагогического процесса при реализации этих требований.
  Программированное обучение полезно в преподавании учебных дисциплин, основанных на фактическом материале и повторяющихся операциях, имеющих однозначные ответы, четкие формулы и алгоритмы действий.
  Программированное обучение стимулировало развитие и применение Технических средств обучения. Выделяют: информационные; контролирующие; обучающие.

 
© www.txtb.ru