Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



6.4. Семинарские занятия

  Семинар (лат.Бешіпагшш рассадник, переносной, школа) - один из основных видов учебных занятий, состоящий в обсуждении обучающимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством педагога или самостоятельно.
  Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений обучающихся, комментариев и заключений педагогов. С XVII века эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX века - в российских университетах.
  В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. В литературе он трактуется как средство развития у студентов культуры научного мышления и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания [10]; учебное мероприятие, проводимое с целью изучения, обмена и распространения научных достижений и передового опыта или повышения уровня знаний и профессиональной квалификации специалиста [6]; форма организации обучения, предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческому труду, предусматривающая самостоятельную предварительную работу и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечит углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирования опыта творческой деятельности [7] и другие. Мы в своей работе будем придерживаться определения термина «семинар», приведенного в работе [7]. Оно, на наш взгляд, наиболее полно отражает семантику этого понятия.
  Главная задача семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть умениями и навыками использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.
  На семинарских занятиях решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):
  - развитие творческого профессионального мышления;
  - познавательная мотивация;
  - профессиональное использование знаний в учебных условиях:
  а) овладение языком соответствующей науки;
  б) навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;
  в) овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержение, отстаивание своей точки зрения.
  Кроме того, в ходе семинарских занятий педагог решает и такие частные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль; педагогическое общение.
  В современной высшей школе наиболее распространены занятия трех типов:
  1. Просеминар - занятие, готовящее к семинару, проводится на первых курсах. Цель - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой и методикой работы с ней. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя. Существует три типа семинаров: по углубленному изучению курса; по изучению отдельных важных тем курсов; спецсеминар исследовательского характера с независимой от лекции тематики.
  Форма семинарских занятий:
  а) развернутая беседа по заранее известному плану;
  б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участников семинара.
  Педагоги в процессе семинара осуществляют следующие действия:
  - формируют атмосферу творческой работы;
  - ориентируют студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушивание рефератов;;
  - дают установку на прослушивание или акцентируют внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации;
  - с учетом индивидуально-типологических особенностей студентов и их интеллектуальных возможностей управляет дискуссией и распределяет роли;
  - неуверенным в себе, коммуникабельным студентам педагог предлагает частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.
  В организации семинарского занятия реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.
  Семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара, реализуется общий поиск ответов учебной группой, создаются условия для раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинара обеспечивает контроль усвоения знаний и развитие научного мышления студентов.
  2. Спецсеминар - школа общения начинающих исследователей по определенной научной проблеме. Здесь успех в большей мере зависит от опыта ведущего. Спецсеминар приобретает характер научной школы тогда, когда им руководит авторитетный специалист. В его процессе студенты приучаются к коллективному мышлению и творчеству.
  В ходе спецсеминара важную роль играют: ориентация студентов на групповую работу; использование специальных приемов, например, моделирование ситуаций.
  На итоговом занятии педагог, как правило, делает полный обзор семинаров и студенческих работ и выступлений, раскрывая перспективы дальнейшего проведения исследования и возможности участия в них студентов.
  На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:
  - узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;
  - вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.
  Обсуждение этих вопросов следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.
  В настоящее время в высшей школе используются две формы семинара: групповая; круглый стол. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны.
  Групповая форма проведения семинара имеет следующие недостатки: выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует; нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему- расценивается как подсказка; нет личной включенности студентов в учебную деятельность; сковывается интеллектуальная активность студентов; дистанция между педагогом и студентами ставит барьер общению, взаимодействию; студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой; ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму; отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия.
  Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве. На сегодня она не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.
  Организация семинарского занятия по принципу «круглого стола»
  На таком семинаре: осуществляется сотрудничество и взаимопомощь; каждый студент имеет право на интеллектуальную активность; каждый студент заинтересован в достижении общей цели семинара; принимать участие в коллективной выработке выводов и решений; студенты занимают активную позицию.
  Наиболее адекватно принцип «круглого стола» реализуются на семинаре- дискуссии.
  Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы курса (учебной дисциплины).
  Каждый из участников дискуссии должен: научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу; активно отстаивать свою точку зрения; аргументировано возражать , опровергать ошибочную позицию.
  Условие развертывания продуктивной дискуссии - личные знания, которые приобретают студенты на лекциях и самостоятельной работе.
  Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры».
  «Мозговой штурм» подробно описан в главе 5.
  «Деловая игра» - семинар получил ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и др. в зависимости от того, какой материал обсуждается.
  Ведущий получает полномочия педагога по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т. д.
  Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.
  Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчиков и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.
  Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.
  Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника дискуссии и т. д.
  Особая роль в семинаре отводится педагогу. Он должен: определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; распределять формы участия и функции студента в коллективной работе; готовить студентов к выбранному ролевому участию; подводить общий итог дискуссии.
  3. Семинар-исследование применяется при чтении спецкурса. Этапы семинара включают:
  - организация групп по 7-9 человек в каждой и назначение старшего в каждой группе;
  - получение старшим группы список проблемных вопросов по теме занятия;
  - после общего обмена мнениями (5-15 минут) готовится выступление;
  - в подгруппе выделяется докладчик;
  - остальные студенты отвечают на вопросы, заданные педагогом или студентами других подгрупп;
  - на основе оценок экспертов педагог подводит итоги и оценивает работу студентов.
  Критерии оценки качества семинарского занятия
  1. Целенаправленность - постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.
  2. Планирование - выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.
  3. Организация семинара - умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждения проблем, поведение самого педагога.
  4. Стиль проведения семинара - оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей ни интереса.
  5. Отношение «педагог-студент» - уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.
  6. Управление группой - быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе. Разумное и справедливое взаимодействие со студентами или наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров. Оставляя пассивными других студентов. Замечания педагогу - квалифицированные, обобщающие или нет замечаний. Студенты ведут записи на семинарах - регулярно, редко, не ведут.


 
© www.txtb.ru