Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


3.1. Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса

  Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита ) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса (рис. 1).

Рис. 1. Особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц

Рис. 1. Особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц

  С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой [3]:
  • индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
  • стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
  • формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
  • предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе права свободного выбора методики обучения;
  • экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
  • формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
  Позиционируя систему зачетных единиц относительно целей и приоритетов развития болонских реформ нетрудно увидеть, что переход к реализуемой в её рамках субъект-субъектной образовательной технологии и является по сути переходом к студентоцентрированному обучению, когда на первый план в организации учебного процесса выходят интересы не университета, не преподавателей, а интересы студента.
  Подчеркнем, что ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
  В качестве основных принципов педагогического менеджмента Д. Бадарч выделяет следующие [3]:
  • четко поставленные идеалы и цели образования;
  • педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
  • компетентная консультация;
  • нормирование учебной работы;
  • оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
  • справедливое отношение к студентам;
  • вознаграждение (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) за качественное и своевременное выполнение заданий;
  • взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
  • наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обслуживания студентов преподавателями, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентами оценок.
  Одним из важных условий перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию студентов и преподавателей в образовательном процессе является широкое внедрение в учебный процесс элементов развивающего обучения, привлечение студентов к участию в реальных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах, так как изменений в организации учебного процесса и применения рейтинговой системы стимулирования и оценки учебной работы недостаточно для достижения главной цели образовательного процесса университетов - всестороннего развития личности, для которой творчество является стилем деятельности [3].
  Для достижения действительно нового качества образовательного процесса в результате перехода к субъект-субъектной парадигме обучения необходимо придать новой педагогической системе целостность, что возможно лишь в том случае, если переход к ней будет системным и предусматривать комплексную реформу всех элементов традиционной образовательной системы. Это, однако, не исключает возможности поэтапного внедрения отдельных элементов системы зачетных единиц для развития и улучшения традиционной образовательной системы. В частности, многие российские университеты уже разработали и внедрили собственные рейтинговые системы оценки учебной работы студентов, приложения к дипломам выпускников российских университетов международного образца и другие инновации в организации учебного процесса и оценке его результатов.

 
© www.txtb.ru