Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.3. Возможности совершенствования сложившейся системы классификации профессиональных образовательных программ

  Одной из важнейших задач совершенствования сложившейся системы классификации образовательных программ является задача преобразования трех разобщенных общероссийских классификаторов в области образования в Единую систему классификации образовательных программ (ЕСКОП).
  В наименее радикальном варианте модернизации Единая система классификации профессиональных образовательных программ Российской Федерации, как и ранее, может включать три общероссийских классификатора: ОКСО - для уровней среднего и высшего профессионального образования (базовый классификатор), ОКНПО - для начального профессионального образования и ОКСВНК - для специальностей высшей научной классификации. Единство системы классификации предлагается обеспечить путем соотнесения всех объектов классификации ОКНПО и ОКСВНК к общей для всех трех классификаторов системе горизонтальной классификации образовательных программ по укрупненным группам и направлениям подготовки, в качестве которых предлагается использовать соответствующие группировки базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию.
  Разработка и введение в образовательную статистику единой для всех уровней образования системы горизонтальной классификации профессиональных образовательных программ упростит решение задач планирования и учета подготовки специалистов, обеспечения соответствия её структуры потребностям развития экономики и рынка труда, создаст необходимые условия для совершенствования на системной основе структуры профессиональных образовательных программ Российской Федерации и приведения её в соответствие с общепринятыми принципами международных систем статистического учета и классификации в образовании.
  Концепция ЕСКОП не предусматривает полномасштабной гармонизации ЕСКОП с Международной стандартной классификацией образования (МСКО-97). При принятии этого решения, учитывается и тот факт, что другие страны также не спешат в полной мере гармонизировать свои национальные классификаторы с МСКО, бережно относясь к сохранению национальных традиций и особенностей своих систем образования.
  Принимается во внимание также и то, что еще недавно казавшиеся незыблемыми перспективы использования МСКО в качестве глобальной системы международных сопоставлений и классификации образовательных программ становятся все более неопределенными в связи с предстоящим принятием Европейской системы классификаций. Основой ЕСК является компетентностный подход. Именно различия в конечных целях, содержании и результатах обучения, выраженные в терминологии компетентностного подхода, по мнению авторитетных европейских экспертов должны в будущем являться основным классифицирующим признаком для отнесения образовательных программ к различным уровням образования. Это не вполне увязывается с методологией МСКО, в соответствии с которой классификация уровней образования основана на выявлении различий по признакам учебных целей образовательных программ и сроков обучения.
  В отличие от вертикальной, подсистема горизонтальной классификации образовательных программ по МСКО-97, может быть охарактеризована как вполне сформировавшаяся. Её сложившиеся классификационные группировки - образовательные области, расширенные группы и поля - и в будущем будут основой для международных сопоставлений профессиональной направленности образовательных программ и формирования данных для представления в органы международной образовательной статистики.
  Как уже отмечалось, для установления соответствия между национальными классификаторами и МСКО в международном сообществе наиболее распространена практика использования переходных ключей. Этот подход был использован и при создании базового для ЕСКОП Общероссийского классификатора специальностей по образованию, введенного в действие с 01 января 2004 г., для каждого объекта классификации которого в специальном переходном ключе сформированы соответствующие коды уровня образовательной программы и образовательного поля по МСКО-97. Наличие переходного ключа, устанавливающего соответствие между объектами базового классификатора ЕСКОП и МСКО-97, обеспечит сопоставимость национальных и международных данных образовательной статистики по всем уровням образования и существенно упростит процедуры подготовки статистических данных по системе российского образования в международные органы статистического учета.
  Для полной реализации обсуждаемой концепции создания Единой системы классификации образовательных программ России в ближайшей перспективе необходимо:
  • выполнить переработку базового Общероссийского классификатора специальностей по образованию, по существу являющегося интегрированным перечнем всех реализуемых в вузах и ссузах страны образовательных программ по направлениям подготовки и специальностям высшего и среднего профессионального образования;
  • разработать и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ввести в действие новые актуализированные версии общероссийских классификаторов специальностей начального профессионального образования и высшей научной классификации (ОКНПО и ОКСВНК);
  • для обеспечения преемственности данных образовательной статистики разработать необходимые переходные ключи, устанавливающие соответствие между объектами классификации действующих классификаторов и модернизированных классификаторов Единой системы классификации образовательных программ;
  • разработать основанные на компетентностном подходе классификационные описания уровней и ступеней системы профессионального образования, сопоставимые с системой вертикальной классификации образовательных программ, разрабатываемой на основе ЕСК.
  Переработка базового для ЕСКОП Общероссийского классификатора специальностей по образованию должна быть одновременно направлена на решение задач совершенствования классификационной системы ОКСО и переработку встроенных в ОКСО перечней направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.
  Совершенствование горизонтальной составляющей классификационной системы ОКСО может предусматривать переработку перечня укрупненных групп направлений подготовки и специальностей и оптимизацию состава входящих в каждую укрупненную группу направлений подготовки.


 
© www.txtb.ru