|
5.2. Европейская система квалификаций
Европейская система квалификаций (ЕСК) является метасистемой, предназначенной для обеспечения прозрачности, сравнимости, сопоставимости и признания квалификаций и дипломов и свидетельств об образовании в целях развития академической и трудовой мобильности граждан на европейском континенте [8]. Разработка ЕСК начинала осуществляется в рамках Копенгагенского процесса на основе широкомасштабных исследований и обобщения практики и наработок в различных странах Европейского Союза. Задачи разработки Европейской системы квалификации были поставлены в Совместном докладе Совета по образованию и Европейской Комиссии (2004 г.), посвященном реализации рабочей программы «Образование и обучение 2010». Начиная с 2004 г. разработка ЕСК стала общей задачей в рамках Копенгагенского и Болонского процессов. Основными задачами ЕСК являются: • установление общей системы координат для результатов обучения и уровней компетенции, для чего уровни и их описания формулируются в общем виде, что обеспечивает охват всего многообразия квалификаций, существующих на уровне национальных систем и отраслей; • стать «средством перевода», позволяющим сравнивать результаты обучения в различных системах; • задать общее понимание системы обеспечения качества образования; • задать общую систему координат для структур, ответственных за признание результатов образования и обучения; • задать общую систему координат для органов управления образованием и учебных заведений в части сравнения предлагаемого обучения с обучением в других странах. К настоящему моменту разработан проект ЕСК, основными элементами которого являются: • «система координат», где результаты обучения распределены по 8 уровням, • «поддерживающие инструменты», которые предназначены для индивидуальных граждан (это - Европейская система накопления и переноса зачетных единиц - ECTS, документ Europass, база данных Ploteus, содержащая перечень возможностей обучения), • общие принципы и процедуры сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами на разных уровнях в таких областях как обеспечение качества, официальное признание документов об образовании и ключевые компетенции. Восемь квалификационных уровней ЕСК дифференцируются посредством описания результатов обучения, которые, в свою очередь, определяются на основе требований к: • знаниям; • умениям; • широким компетенциям, включающим личностные и профессиональные характеристики готовности к профессиональной деятельности. Каждый уровень описывается в терминах результатов, которые можно сопоставить с системами квалификаций различных стран, где квалификации описаны по тому же принципу. На основе ЕСК, представляющей собой рамочную конструкцию, будет осуществляться сравнение и сопоставление национальных систем квалификаций. Разработка национальных рамочных структур квалификаций (НРСК), гармонизированных с ЕСК, должна быть завершена странами Европейского Союза к 2007 г. Задача национальных систем квалификаций состоит в обеспечении возможности выстраивания множественных траекторий обучения, приводящих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, а также формирования четких процедур официального признания квалификаций, полученных в рамках непрерывного в течение всей жизни образования, включая различные формы неформального образования. Широкое применение всеобъемлющей структуры квалификаций планируется обеспечить к 2010 г. Таким образом, Европейская система квалификаций и развитие интеграционных процессов в рамках Болонского процесса на ближайшие годы являются важнейшими ориентирами либерализации систем управления и совершенствования систем классификации и стандартизации в российском образовании.
|
|