Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1. Болонский процесс и задачи вхождения России в Европейское пространство высшего образования

  О Болонском процессе спорят, много пишут, документы Болонского процесса изучают и интерпретируют, к сожалению, не всегда точно. В этой связи, представляется уместным рекомендовать тем, кого серьезно интересуют проблемы интернациональной гармонизации российского высшего образования, по возможности, следовать совету профессора В.И.Байденко, руководителя мониторингового исследования Болонского процесса, проводимого Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов: «Читайте не о Болонском процессе, читайте документы Болонского процесса!».
  Переводы документов болонских семинаров и конференций регулярно публикуются в изданиях Исследовательского центра и на его сайте www.rc.edu.ru.
  Присоединение в 2003 г. России к Болонскому процессу существенно повлияло на цели и содержание российских образовательных реформ. В качестве значимых векторов дальнейшей модернизации российского высшего образования на первый план вышли общеевропейские ориентиры развития образовательных систем, отвечающие целям интернационализации и создания общего Европейского пространства высшего образования. Следуя приведенной выше рекомендации, мы откажемся от попытки дать здесь очередную собственную интерпретацию характеристики основных направлений действия стран-участниц Болонского процесса и приведем её в формулировках Валентина Ивановича Байденко [7].
  Важнейшими из них являются (краткое цитирование):
  • введение двухцикловой (начиная с Берлинской конференции - трехцикловой) структуры высшего образования (бакалавр- магистр-доктор);
  • использование кредитной системы ЕСТБ, которая становится общим базисом для национальных кредитных систем;
  • рост мобильности студентов, преподавателей и персонала, формирование подлинной культуры мобильности и проведение политики международной открытости вузов;
  • развитие сотрудничества в области качества образования... в направлении общеевропейского понимания;
  • объединение академических ресурсов и культурнообразовательных традиций в целях разработки и реализации интегрированных образовательных программ;
  • формирование подхода к образованию как к процессу, длящемуся всю жизнь;
  • активизации роли студенчества в осуществлении болонских преобразований; студенты должны участвовать в них как компетентные, активные и творческие партнеры;
  • повышение привлекательности европейских вузов (это актуально и в отношении российских вузов. - Прим. автора), призванных стать открытыми для всех регионов мира, являться органической составляющей международного академического сотрудничества, в котором доминируют подлинные академические ценности;
  • достижение синергии Европейского пространства высшего образования и Европейского исследовательского пространства), при которой особую значимость приобретают научные исследования, обучение исследовательским методам и поддержка междисциплинарности.
  Кратко охарактеризуем состояние Болонского процесса, принятые решения и рекомендации, зафиксированные по итогам международных семинаров и конференций европейскими и российскими экспертами на начало 2006 г. [5, 6, 7, 10].
  1. В Европе завершается период сомнений и неконструктивных обсуждений целесообразности болонских преобразований: «Болонский процесс переходит от стадии идей к стадии реализации (Пер Нюборг - Группа по контролю за ходом Болонского процесса)»; «Болонская декларация стала «рычагом» для формирования политики и решения национальных проблем»; «большинство стран приняли или в настоящий момент принимают новое законодательство, либо узаконивают достижение целей Болонского процесса в установленные сроки»; «национальный суверенитет имеет преимущественное значение в правовой реформе высшего образования»; «высшее образование остается вопросом национальной ответственности и определяется, прежде всего, национальными условиями, ограничениями и приоритетами» (Варшава, ноябрь 2004 г.).
  2. «Что касается выработки новой национальной политики и законодательства, странам участницам рекомендовано не изобретать колеса»; «позиция Великобритании: никаких правовых реформ, достижение целей Болонского процесса не вопрос законодательной деятельности - их реализация находится в основном в компетенции высших учебных заведений»; «Италия, Норвегия, Нидерланды: Болонский процесс привел к быстрым изменениям в законодательстве с целью адаптации системы высшего образования»; «некоторые страны центральной и восточной Европы остаются сторонниками разработки детальных законов, регулирующих все аспекты»; «разработка общих рамочных законов является наиболее удачным решением, так как детальное правовое регулирование влечет за собой утрату гибкости и автономии»; «странам участницам для адаптации законодательства о высшем образовании рекомендуется вводить общее рамочное законодательство по высшему образованию, а не подробное регулятивное» (Варшава, ноябрь 2004 г.); «правительства должны осознать, что достижение целей нельзя обеспечить простым изменением законодательства» («^end IV»).
  3. «Описание квалификаций высшего образования должно осуществляться с точки зрения учебной нагрузки, уровня компетенций, результатов обучения и профиля». При формировании результатов обучения должны приниматься во внимание «четыре основные цели высшего образования: подготовка к успешному вхождению на рынок труда; подготовка к жизни и выработка активной жизненной позиции; личное развитие; развитие и поддержание широкой базы передовых знаний» (Рига, декабрь 2004 г.). Ориентированность «на результаты и студентоцентрированное обучение призваны стать существенным элементов сдвигов в педагогической практике, предполагая связь с ЕСТБ, модуляризацией и институциональной свободой».
  4. Одной из важнейших новаций является создание и принятие всеохватывающей структуры квалификаций для трех циклов высшего образования (бакалавр, магистр, доктор) и возможных в национальных контекстах промежуточных квалификаций. Структура квалификаций разработана на основе Дублинских универсальных дескрипторов и характеризует для каждого цикла результаты обучения и компетенции, «а также диапазон кредитов (зач. ед. - Прим. авт.) для первого и второго циклов». «Степени магистров могут быть исследовательскими и неисследовательскими». Разработанная система квалификаций будет гармонизирована с разрабатываемой по инициативе ЕС Европейской системой квалификаций (ЕСК), охватывающей все уровни образования (8 уровней квалификаций). Разработку ЕСК планируется завершить в 2006 г. Она станет базой сопоставления национальных структур квалификаций, к разработке которых многие из стран ЕС уже приступили. (Берген, май 2005 г.)
  5. Национальные структуры квалификаций используют такие инструменты прозрачности (поддерживающие инструменты), как: Приложение к диплому; Европейская система накопления и перевода кредитов (ECTS); рамка EVROPASS, обеспечивающая прозрачность квалификаций. Комплект документов EUROPASS позволяет гражданам в понятной, четкой и ясной форме представлять результаты своего обучения учебным заведениям, работодателям и др. В EUROPASS входят 5 документов: резюме и языковой паспорт EUROPASS, которые заполняются самим гражданином, и три документа, заполняемых компетентными организациями: Приложение к свидетельству об образовании, Приложение к диплому и документ EUROPASS-мобильность. EUROPASS и входящие в него документы должны будут отражать уровни квалификации обладателя с использованием их описаний по ЕСК.
  6. Кристиан Таух, соавтор доклада «Trends IV» (относительно широкого использования модульных структур): «модуляризация продолжает оставаться сложной темой, нередко понимаемой недостаточно точно»; «существует множество различных концепций и их интерпретаций, от определения каждой отдельной единицы (лекция, семинар) в качестве модуля до вполне развитых и очень сложных модульных систем»; «распространенной проблемой является достижение внутреннего соглашения (в рамках вуза) о том, что такое модуляризация и какими должны быть модули»; «модуляризация, особенно на бакалаврском уровне, может быть довольно сложным процессом, поскольку программы, как правило, более жестко структурированы, чем в традиционной одноуровневой системе и предусматривают большее количество образовательных предметов и контактных часов»; «высшие учебные заведения получат серьезные преимущества от скоординированного подхода к модуляризации, определяющего размер и формат модулей»; «информация и примеры лучшей практики в этой области на предметном, национальном или европейском уровне должны широко распространяться и обсуждаться на семинарах и конференциях».
  7. Как и в России, в Европе «наблюдаются скептические настроения по поводу востребованности бакалавров на рынке труда»; «сетуют и на то, что в сокращенные сроки бакалавриата пытаются вместить все предметное богатство прежних традиционных программ». Тем не менее, практически все страны, пережив период сомнений, решительно переходят на гармонизированную с общеевропейскими требованиями многоуровневую подготовку. При этом, бережно относясь к национальным традициям и самобытности своих образовательных систем, некоторые идут по пути преобразования традиционных пятилетних программ (в сфере инженерии, естественных наук, медицины и т.п.) в программы моноподготовки, завершающиеся присвоением отвечающей общеевропейским требованиям магистерской степени. Другие (например, Финляндия) на государственном уровне признали недостаточность трехлетнего бакалаврского цикла для подготовки выпускника на рынок труда и приняли решение о магистерской степени как основной, которую на выходе должны, по возможности, получать все студенты университетов. При этом первый цикл сохраняется. Присеваемая студенту по истечении трех лет обучения степень бакалавра дает ему возможность: изменить траекторию обучения, специализацию, профиль; продолжить обучение в другом университете, в том числе за рубежом; приостановить обучение.
  8. Актуальны для России и выводы, которые можно сделать по итогам обсуждения в Европе проблемы доступности магистерского цикла: «Профсоюзы поддерживают введение последовательных курсов на степень бакалавра и магистра в Европе, при условии, что возможность для бакалавров продолжить обучение на магистерском уровне гарантирована и определяется только индивидуальными академическими достижениями студентов. Профсоюзы отвергают любые произвольные ограничения доступа к магистерскому уровню, будь то конкретный средний балл или квота... Только сами студенты должны определять, с какой квалификацией завершить свое высшее образование» (из меморандума организации профессиональных союзов «Education international» - Брюссель, февраль 2005 г.); «Национальные союзы студентов в Европе (ESIB) возражают против любого механизма дополнительного отбора...
  Обе степени должны одинаково цениться, и студенты должны сами выбирать, продолжить им обучение или завершить его после первого цикла» (Люксембургская декларация студентов, март 2005 г.); «При неразумном на национальном уровне подходе к этой проблеме Россия рискует со временем превратиться в страну бакалавров».
  9. Развивается общеевропейское понимание программ третьего докторского цикла (Зальцбург, февраль 2005 г.). «Докторанты являются не просто студентами. Они причисляются к исследователям, находящимся на старте своей научной карьеры». Основные принципы подготовки докторов: «развитие знания посредством оригинальных исследований как основной компоненты подготовки докторов»; «учет при подготовке докторов потребностей рынка труда, более широкого, чем мир науки»; «включение программ исследовательской подготовки в институциональную стратегию и политику... с учетом новых вызовов и возможностей планирования профессиональной карьеры» будущих докторов; претенденты на докторскую степень уже с начального этапа «своей деятельности в качестве исследователя должны рассматриваться как профессионалы, которые вносят вклад в создание нового знания»; «действия по руководству и оцениванию должны основываться на прозрачной договорной ответственности кандидатов, руководителей, вузов и, если необходимо - других партнеров»; «докторские программы должны обеспечивать возможность географической, междисциплинарной и межотраслевой мобильности, а также создавать условия для международного сотрудничества в рамках совместной деятельности университетов и других партнеров»; «доступ к докторскому уровню требует наличия степени магистра»; «докторские программы должны осваиваться в течение трех-четырех лет обучения в режиме полного дня»; «разработка качественных докторских программ и успешное завершение обучения кандидатами требует надежного и устойчивого финансирования»; «в качестве стандартной части профессиональной подготовки всем докторам желательно предоставлять возможность провести хотя бы один семестр в университете или ином исследовательском учреждении другой европейской страны» (Брюссель, февраль 2005 г.).
  10. «Профсоюзы призывают к признанию докторантуры как первого этапа академической/исследовательской карьеры и единственного формального требования для продвижения на высшие ученые посты» (Брюссель, февраль 2005 г.).
  11. Ответственность за обеспечение качества высшего образования «возлагается на высшие учебные заведения»; «все страны должны иметь национальные системы обеспечения качества, включающие: внутреннее оценивание, внешнее обследование, участие студентов, публикацию результатов»; «национальные системы призваны соблюдать согласованные на межнациональном уровне стандарты, процедуры и руководящие принципы обеспечения качества».
  12. Социальное измерение высшей школы - системная характеристика высшей школы, понимаемая как совокупность механизмов, гарантирующих равенство возможностей и социальное единство и «охватывающая условия, позволяющие молодым людям достигать самых высоких уровней образования и обеспечивающих максимальное раскрытие их потенциала»; «социальное измерение Европейского пространства высшего образования (Сорбонна, январь 2005 г.) включает в себя процедуры доступа к высшему образованию, консультирование по вопросу успешности студентов, финансовую и материальную поддержку, политику информирования и руководства»; «поддержка студентов - это ключевая экономическая проблема, для которой не существует готового решения, но которая тесно связана с ответственностью государства за расширение доступности высшего образования (Пер Нюборг)»; «национальные схемы поддержки студентов должны быть достаточными, чтобы покрывать затраты студентов на жизнь»; «появляется все больше оснований утверждать, что высокая плата за обучение не гарантирует качества, а в реальности может быть связана с его снижением»; «увеличение доступности без соответствующих капиталовложений, подорвет и обесценит академический продукт» (Брюссель, февраль 2005 г.).
  13. «Финансирование образования - предмет государственной ответственности»; «жизнеспособность новой структуры степеней, равно как и самих болонских реформ, зависит от финансовой поддержки магистерского уровня - в противном случае между бакалавриатом и магистратурой могут возникнуть финансовые барьеры, препятствующие построению гибких непрерывных образовательных траекторий» (Сорбонна, январь 2005 г.); «многие учебные заведения опасаются, что болонские реформы используются государством как повод устраниться от финансирования высшего образования»
  14. «Для раскрытия противоречивого характера влияния глобализации на сферу образования необходимо подходить к образованию с позиций международного смешанного общественного блага»; «образование должно оставаться общественным благом, а не превращаться в товар»; «угроза превращения высшего образования в товар вызывает глубокую озабоченность... и не отвечает интересам общества, студентов, работодателей и университетов»; «необходимо предпринимать адекватные меры против коммерциализации образования»; «не рынок и связанные с ним кратковременные тенденции, не коммерческие интересы, а прежде всего стремление к знаниям должно определять цели и содержание академических курсов»; «образование это не только информационно-коммуникационное средство, это не только механизм трансляции и распространения знаний, но и социальный институт духовнонравственного развития человека, сохранения национально-культурных традиций и основа социализации личности, активного включения её в различные сферы общественной жизни»; «генеральное соглашение по торговле и услугам GATS (ГСТУ) не уделяет должного внимания вопросам обеспечения качества, поэтому существует реальная угроза, что оно откроет рынок неконтролируемым провайдерам высшего образования, единственная цель которых - извлечение прибыли»; «необходимо приостановить все переговоры о включении высшего образования в ВТО-ГСТУ»; «организация «Международное образование», объединяющая более 1 млн. преподавателей и ученых университетов, из которых около 400 000 живут и работают в географической области, ныне включенной в Болонский процесс, не приветствует рост частного сектора образования и увеличения числа частных учебных заведений, являющегося самым ярким проявлением превращения высшего образования в товар»; «превращение высшего образования в товар заставляет некоторые национальные системы расширять прием иностранных студентов на платной основе, но это не должно делаться за счет отечественных студентов» (Брюссель, февраль 2005 г.).
  15. «Мобильность остается одним из важнейших факторов Болонского процесса»; «мобильность служит всеобъемлемой мерой обеспечения качества для новых и перестраиваемых программ обучения»; «мобильность, - так считают студенты, - должна стать правом, а не привилегией студентов»; «трехгодичные бакалаврские годичные магистерские программы представляют угрозу для расширения мобильности студентов» (Бад Хоннев, март 2005).
  16. Осуществлению реформ на национальном уровне «препятствует отсутствие необходимой институциональной автономии для принятия ключевых решений и/или нехватка у университетов дополнительных финансовых ресурсов для структурной перестройки и решения новых задач»; «ограничения институциональной автономии наносят ущерб гибкости вузов, эффективности и мотивации развития учебных заведений»; «важную роль в реформировании играет руководство университетов: там, где руководители обеспечивают серьезную и действенную поддержку процесса, оставляя достаточно пространства для внутренних дискуссий, реформирование идет более гладко»; серьезным испытанием для вузов являются сроки, предписанные национальными программами для реализации реформ» (Тренд IV: Европейские университеты на пути осуществления болонских реформ).
  17. Шесть факторов успеха Болонского процесса (Себила Райхер, соавтор доклада «Trends IV: Европейские университеты на пути осуществления болонских реформ»):
  • процессы системного реформирования высшего образования идут дальше и глубже, чем их болонский формат; в действительности Болонский процесс во многих странах рассматривается лишь как часть широкой реформистской панорамы;
  • трансформация болонских реформ в институциальные (внутри- вузовские) реформы приводит к объединению целей болонских преобразований со стратегическими планами развития вузов;
  • усиление внутривузовской координации и налаживание хорошо функционирующей горизонтальной коммуникации между вузовскими структурами;
  • баланс между национальным (общегосударственным) уровнем регулирования и автономией вузов;
  • наличие достаточного времени для реализации болонских реформ;
  • государственная финансовая поддержка Болонского процесса.
  18. Два временных горизонта программы формирования пространства высшего образования (Берген, май 2005г.):
  К 2007 г. планируется завершить работу в части:
  • введения стандартов и руководящих принципов обеспечения качества;
  • разработки национальных структур квалификаций;
  • присуждения и признания совместных степеней;
  • создания возможностей для гибких образовательных траекторий.
  К 2010 г. планируется:
  • завершить формирование на началах качества и прозрачности Европейского пространства высшего образования;
  • достигнуть сбалансированности национального и общеевропейского (болонского) с учетом рекомендации «избегать излишнего разнообразия к 2010 году»;
  • обеспечить достаточный уровень автономии вузов;
  • обеспечить устойчивое финансирование высшего образования;
  • завершить освоение трехцикловой структуры высшего образования;
  • обеспечить широкое применение всеобъемлющей структуры квалификаций.
  В заключение данного раздела кратко резюмируем мнения экспертов о значимости и основных мотивах участия России в Болонском процессе [5, 6, 10]:
  - «Люди являются наиболее универсальными носителями информации по планете. Процессы академической мобильности, обмена и стандартизации являются важной составляющей информационного века, своего рода «человеческим Интернетом». Россия не может оставаться в изоляции от этих поступательных процессов, так же как никто уже не может игнорировать Интернет»;
  - «В современном мире знания стали значимым фактором производства, обеспечивающим наибольшую отдачу от инвестиций. Болонский процесс является частью зарождающейся экономики знаний»;
  - «Глобализация - это объективный процесс интеграции на новом качественном уровне, когда вся система мирохозяйственных связей приобретает всеобъемлющий и интенсивный характер»; «экономика любой страны требует открытости и интернационализации своего потенциала знаний, рынков кадров и инноваций, а также инвестиций в сферу образования, по темпам опережающих общие темпы роста экономики. По всем этим позициям российская экономика отстает. Болонский процесс может способствовать преодолению этого разрыва»;
  - «Болонский процесс для России становится средством повышения своей привлекательности и конкурентоспособности в мировом масштабе и возможностью использовать свой самый ценный ресурс, человеческий потенциал... Болонский процесс является вызовом российскому государству на трех уровнях - экономическом, социальном и культурном»;
  - «В рамках Болонского процесса осуществляется большая работа по созданию среды общеевропейского общения, для продвижения диалога и сотрудничества, по разработке методов и механизмов общего образовательного сотрудничества». «Вне зависимости от возможных оценок Болонского процесса со стороны властей, университетов, профессоров и студентов сегодня он представляет собой рабочую среду для высшего образования и в Европе он уже определяет их выбор и их будущее»;
  - «Вопрос не в том, будет ли Россия в нем (в Болонском процессе) участвовать, а в том, как она будет участвовать - активно разрабатывать его политику и повестку дня, определять свое место на общем европейском образовательном рынке или пассивно стоять в стороне и следовать событиям. В своем роде, это ситуация без права выбора: России придется действовать наступательно, определять свои интересы, оценивать риски и затраты своего участия, разрабатывать подходы к своим практическим действиям», «что требует опережающей разработки на национальном уровне ключевых вопросов, связанных с современной интеграцией».

Темы для дискуссий

  • Выразите свое отношение к тезису об актуальности присоединения России к Болонскому процессу и необходимости активного участия в нем, аргументируйте свою позицию.
  • Выскажетесь по поводу следующих направлений реформирования российского образования в рамках болонского проекта:
  - введение многоуровневой подготовки в болонском формате (первый и второй циклы);
  - доступность магистерского цикла;
  - гармонизация с европейскими требованиями послевузовской подготовки (третий цикл): актуальность, плюсы, минусы;
  - расширение институциональной автономии в российских условиях: пределы разумного;
  - законодательство в образовательной сфере: переход к рамочному законодательству;
  - академическая мобильность студентов и преподавателей: внутренняя, внешняя;
  - ВТО и сфера образования;
  - кризис финансирования: пути преодоления;
  - качество образования.

Дополнительные учебные материалы, рекомендуемые к разделу 1

  В.И. Байденко. Болонский процесс / Курс лекций. - М.: Логос, 2004.
  Болонский процесс: Бергенский этап / Под науч. ред. д.п.н., профессора В.И. Байденко. - М: ИЦПКПС, 2005.
  Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2005.
  Гребнев Л. С. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. - 2004. - №1.
  «Мягкий» путь вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА- ПРЕСС, 2005.
  Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В. Болонский процесс в вопросах и ответах. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.
  Формирование общеевропейского пространства высшего образования: Задачи для российской высшей школы. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.


 
© www.txtb.ru