Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 3. Культура педагогического общения

  Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимся, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности. В целостном процессе педагогического общения можно выделить коммуникативный и предметный аспекты.
  Коммуникативный аспект составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием.
  Предметное взаимодействие - на уроке, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия.
  Общение - это форма сотворчества, в процессе которого человек познает и преобразует окружающий его мир.
  Общение - это источник и канал информации: рои этом в процессе общения человек приобретает и передает не только факты, представления, идеи, но и ценностное отношение, интересы, настроения, чувства.
  Общение создает условия для воспитания человека: педагоги справедливо утверждают, что искусство воспитания - это прежде всего - искусство общения.
  В общении осуществляется стремление личности к реализации своей социальной роли, своих организаторских и партнерских качеств.
  Мир общения можно представить как: общение с реальным партнером (подлинным субъектом): межличностное, групповое, представительское, общение культур; Общение с иллюзорным партнером (субъектированным партнером): общение с животным, общение с вещью; общение воображаемых партнеров (художественных персонажей): общение с образом отсутствующего реального человека, общение со своим вторым «я» (самообщение).
  Общение как коммуникация делится на вербальное (речь) и невербальное (неречевые средства). Речь может быть внешней и внутренней. Внешняя речь, в свою очередь, бывает устная и письменная, устная же делится на монологическую и диалогическую. Невербальное общение делится на кинетическое, т. е. общение с помощью жестов, мимики (движений лицевых мышц), пантомимики (выразительных движений тела); визуальное - информационный контакт с помощью глаз; паралингвистическое - передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.; экстралингвистическое - передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т. д.
  Вступая в общение, человек несет в себе: сложившиеся убеждения, отношения, ценностные ориентации, определяющие социально-нравственную позицию; стиль поведения в общении; стремление реализовать свои ролевые притязания, самоутвердиться; намерение понять другого, опыт восприятия, изучения, понимания, объективного оценивания; сложившийся способ воздействия на партнера по общению.
  Стадии педагогического общения
  1. Моделирование предстоящего общения в процессе подготовки к уроку или мероприятию (прогностический этап).
  2. Организация непосредственного общения.
  3. Управление общением в педагогическом процессе.
  4. Анализ осуществленной технологии общения и моделирование новой для решения другой педагогической задачи.
  Предварительное моделирование помогает педагогу представить вероятностную схему взаимодействия. Можно выделить следующие рекомендации по реализации первой стадии общения:
  - представить конкретный класс, в котором предстоит проводить урок или мероприятие;
  - попытаться восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, причем стремиться развивать положительные эмоции и блокировать отрицательные;
  - вспомнить, какой стиль общения присущ вам именно в данном классе, возможен ли он на предстоящем уроке;
  - попытаться представить как класс воспримет вас и материал урока;
  - соотнести присущий вам стиль общения с классом с целями (обучающими, развивающими, воспитательными) на предстоящем уроке;
  - работая над конспектом, планируя фрагменты урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
  - вспомнить взаимоотношения с отдельными учащимися и постараться избегать стереотипных психологических установок по отношению к учащимся;
  - попытаться почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке или мероприятии.
  Вторая стадия предполагает организацию непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляются:
  - осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися;
  - мысленное восстановление опыта общения с данным классом;
  - уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях.
  На этой стадии происходит и конкретизация объекта общения, причем обычно в качестве объекта выступает класс в целом, но это может быть группа детей или отдельные учащиеся. Важным моментом второй стадии является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.
  Суть третьей стадии в коммуникативном обеспечении применяемых методов воздействия. Основным условием управления общением является инициативность педагога, которая позволяет решать ряд задач: обеспечить руководство процессом, создать эмоциональную атмосферу и др.
  Для завоевания инициативы в общении необходимо соблюдение следующих условий (В.А.Кан-Калик):
  - оперативность при организации начального контакта с классом (уход от трех «Д» - дистанции, дидактизма, демонстративности);
  - отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  - преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  - организация контакта со всем классом;
  - постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  - сокращение запрещающих педагогических требований;
  - внимание к внешности;
  - использование речевых и невербальных средств взаимодействия;
  - умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружелюбность;
  - нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей к их достижению;
  - достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.
  В процессе осуществления непосредственного общения нередко возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению и отрицательно сказываются на общем ходе урока или мероприятия, самочувствием педагога и учащихся.
  Четвертая стадия чаще всего называется стадией обратной связи в общении и по своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решения коммуникативной задачи. Содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Главное назначение этой стадии - диагностически-коррекционное.
  Стили педагогического общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на автократический, авторитарный, демократический, игнорирующий, попустительский и непоследовательный. Автократический (самовластный стиль), когда учитель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды, последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их исполнением. Авторитарный (властный стиль) допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает учитель в соответствии со своими установками. Демократический стиль предполагает внимание и учет учителем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение «на равных». Игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации. Попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства группой учащихся либо идет на поводу их желаний. Непоследовательный, алогичный стиль - учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя и учащихся, к появлению конфликтных ситуаций.
  Педагогический такт и авторитет учителя.
  Из всей совокупности взаимоотношений учителя с детьми, основанных на профессиональном долге и чувстве ответственности, следует выделить педагогический такт.
  Педагогический такт - это соблюдение педагогического принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними.
  Педагогический такт есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка воздействия, и способность проконтролировать и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения и действий учителя, обладающего педагогическим тактом, состоит в предвидении возможных последствий применения тех или иных методов и своевременной их корректировке, а также в том, чтобы, предвидя последствия, выбрать стиль и тон, время и место педагогического воздействия.
  Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольнооценочной деятельности педагога, где крайне важна особая внимательность и справедливость. Проявления педагогического такта изо дня в день поднимают авторитет учителя.
  Существенным моментом, который не может не учитываться при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений, является то, что подростки не терпят никаких запретов (особенно необоснованных). Но при этом они не уважают учителей, потакающих любой прихоти. Это расценивается учащимися как проявление слабости, и поэтому они не считают для себя зазорным игнорировать просьбы и распоряжения учителя.
  Учащиеся наиболее высоко ценят учителей, предъявляющих к ним строгие требования, настойчивых, но тактичных и справедливых, учителей, умеющих занимательно изложить новый материал, держать класс «на взводе». Таких учителей уважают даже те ученики, которые в авторитете учителя усматривают угрозу своей «свободе». Ему обеспечена поддержка класса, избранная им мера педагогического воздействия, какой бы она строгой ни была, лишь бы в ней не было посягательства на достоинство провинившегося.
  Рассматривая вопрос о влиянии личности учителя на воспитанника, необходимо отметить, что установление педагогически целесообразных отношений во многом зависит от того, какое место педагог занимает в педагогическом коллективе. Характерно, что подростки склонны использовать любое разногласие в педагогическом коллективе не в пользу учителя и во вред педагогическому процессу. Наличие в личности учителя таких качеств, как самомнение, зазнайство, грубость, эгоизм, нетерпимость, завистливость, не может остаться незамеченным.

 
© www.txtb.ru