Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 2. Основы профессиональной деятельности учителя

  Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Главное же ее отличие от других профессий этой группы заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.
  Основное содержание педагогической профессии составляет взаимоотношение с людьми. Ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение. В профессии учителя умение общаться становится профессионально необходимым качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
  За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.
  Коллективный характер педагогической деятельности заключается в том, что в педагогической профессии очень трудно выделить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействий в качественное преобразование субъекта деятельности - воспитанника. Существует понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, под которым в широком плане понимается педагогический коллектив образовательного учреждения, а в более узком - круг тех педагогов, которые имеют непосредственное отношение к группе учащихся или отдельному ученику.
  Творческая природа труда учителя. Содержание и организацию труда учителя можно правильно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им социального опыта, психологопедагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. В современной научной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
  Качества педагога-творца: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокая потребность в достижении, целеустремленность, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память.
  Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
  Основные виды педагогической деятельности
  Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
  Воспитательная работа - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. А преподавание - это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
  Выражаясь образно, целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте - это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание» (АДистервег).
  Структура педагогической деятельности.
  Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный.
  Конструктивная деятельность делится на: 1) конструктивносодержательную (отбор учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); 2) конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся); 3) конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).
  Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.
  Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогические целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
  Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.
  Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.
  Компоненты педагогического мастерства
  Педагогическое мастерство, выражая высокий уровень развития педагогической деятельности, владения педагогической технологией, в то же время выражает и личность педагога в целом, его опыт, гражданскую и профессиональную позицию. Мастерство учителя - это синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.
  Педагогическое мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности.
  К компонентам (элементам) педагогического мастерства относятся: гуманистическая направленность (интересы, ценности, идеалы), профессиональное знание (предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии), педагогические способности (коммуникативность, перцептивные способности (перцепция - представление, восприятие), динамизм, эмоциональная устойчивость, оптимистическое прогнозирование, креативность), педагогическая техника (это совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом; умение управлять собой, умение взаимодействовать).
  Теоретическая готовность учителя
  Аналитические умения:
  - разделять педагогические явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);
  - осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;
  - находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;
  - правильно диагностировать педагогическое явление;
  - находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения.
  Прогностические умения:
  - выдвижение педагогических целей и задач;
  - отбор способов достижения педагогических целей;
  - предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений;
  - определение этапов (или стадий) педагогического процесса;
  - распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности.
  В зависимости от объекта прогнозирования прогностические умения можно объединить в три группы:
  Прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т. п.
  Прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.
  Прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.
  Проективные умения:
  - перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи;
  - учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся, их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, своего опыта и личностно-деловых качеств;
  - определение комплекса доминирующих и подчиненных задач для каждого этапа педагогического процесса;
  - отбор видов деятельности, адекватных поставленным задачам, планирование системы совместных творческих дел;
  - планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований;
  - отбор содержания, форм, методов и средств педагогического процесса в их оптимальном сочетании;
  - планирование системы приемов стимулирования активности школьников и сдерживания негативных проявлений в их поведении;
  - планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью.
  Рефлексивные умения:
  - правильность постановки целей, их «перевода» в конкретные задачи и адекватность комплекса решавшихся доминирующих и подчиненных задач исходным условиям;
  - соответствие содержания деятельности воспитанников поставленным задачам;
  - эффективность применявшихся методов, приемов и средств педагогической деятельности;
  - соответствие применявшихся организационных форм возрастным особенностям учащихся, содержанию материала и т.п.;
  - причины успехов и неудач, ошибок и затруднений в ходе реализации поставленных задач обучения и воспитания;
  - опыт своей деятельности в его целостности и соответствии с выработанными наукой критериями и рекомендациями.
  Рефлексия - это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают «рефлексирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления (когнитивный - связанный с познанием).
  Практическая готовность учителя
  Организаторская деятельность педагога обеспечивает включение учащихся в различные виды деятельности и организацию деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъект воспитания. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе.
  К организаторским умениям как общепедагогическим относят мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные.
  Мобилизационные умения связаны с привлечением внимания учащихся и развитием у них устойчивых интересов к учению и другим видам деятельности; формированием потребности в знаниях; стимулированием актуализации знаний и жизненного опыта воспитанников в целях формирования у них активного, самостоятельного т творческого отношения к явлениям окружающей действительности; созданием специальных ситуаций для проявления воспитанниками нравственных поступков; разумным использованием методов поощрения и наказания и т.п.
  Информационные умения. Обычно их связывают только с непосредственным изложением учебной информации, в то время как они имеют место и в способах ее получения. Это умения и навыки работы с печатными источниками и библиографирования, умения добывать информацию из других источников и дидактически ее преобразовывать, т. е. умения интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания.
  На этапе непосредственного общения с воспитанниками информационные умения проявляются в способности ясно и четко излагать учебный материал, учитывая специфику предмета, уровень подготовленности учащихся, их жизненный опыт и возраст; логически правильно построить и вести конкретный рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; органично сочетать использование индуктивного и дедуктивного материала; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; применять ТСО и средства наглядности; выражать мысль с помощью графиков, диаграмм, схем, рисунков; оперативно диагностировать характер и уровень усвоения учащимися нового материала с использованием разнообразных методов; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.
  Развивающие умения предполагают определение «зоны ближайшего развития» (Л.С.Выготский) отдельных учащихся, класса в целом; создание проблемных ситуаций и других условий для развития познавательных процессов, чувств и воли воспитанников; стимулирование познавательной самостоятельности и творческого мышления; создание условий для развития индивидуальных особенностей, осуществление в этих целях индивидуального подхода к учащимся.
  Ориентационные умения направлены на формирование моральноценностных установок воспитанников и научного мировоззрения, привитие устойчивого интереса к учебной деятельности и науке, к производству и профессиональной деятельности, соответствующей личным склонностям и возможностям детей; организацию совместной творческой деятельности, имеющей своей целью развитие социально значимых качеств личности.
  Коммуникативные умения учителя-воспитателя структурно могут быть представлены как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения (вербального) и умений и навыков педагогической техники.
  Перцептивные умения. (Перцепция социальная (от лат.) - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп и т.п.).
  Совокупность перцептивных умений можно представить следующим взаимосвязанным рядом:
  - воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности;
  - глубоко проникать в личностную суть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;
  - определять, к какому типу личности и темперамента относится человек; по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;
  - находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;
  - видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.).
  Данные об учащихся, полученные в результате «включения» перцептивных умений, составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех этапах педагогического процесса.
  Умения педагогического общения. На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить не только имена и лица воспитанников, но и их индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить себя на место другого человека, т.е. идентифицироваться с ним, видеть окружающий мир и происходящее в нем его глазами. Этап моделирования завершается построением общенческой партитуры - подбором необходимого иллюстративного материала.
  Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание.
  В.А.Кан-Калик описывает четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения: речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимания); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т. п.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
  На этом этапе необходимы также умения устанавливать психологический контакт с классом, способствующий передаче информации и ее восприятию учащимся; создавать обстановку коллективного поиска, совместной творческой деятельности; вызывать настроенность воспитанников на общение с педагогом и его предметом преподавания.
  Установлению обратной связи в процессе общения помогают эмпатий- ные процессы, возникающие в ходе взаимодействия педагога и воспитанников. (Эмпатия - постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия). Эмоциональная обратная связь достигается через умения по поведению учащихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой класса; чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях учащихся; их готовность работать; своевременно видеть выключение отдельных учащихся из общей деятельности.

 
© www.txtb.ru