Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 5. Взаимодействие семьи и школы

  Функции работы школы с родителями
  - ознакомление родителей с содержанием и методикой учебновоспитательного процесса;
  - психолого-педагогическое просвещение и образование родителей;
  - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
  - помощь и возможная коррекция воспитания в отдельных семьях;
  - взаимодействие с родительскими общественными организациями.
  Принципы общения семьи и школы
  - сотрудничество;
  - такт;
  - взаимодействие;
  - взаимоуважение;
  - взаимопомощь и взаимоподдержка;
  - терпение и терпимость.

Формы взаимодействия школы с семьей

Формы взаимодействия школы с семьей

  Методические правила взаимодействия школы с семьями
  - выражение позитивного отношения к ученику, классу, группе детей, с родителями которых происходит общение;
  - выражение тревоги и беспокойства за ребенка (класс, группу детей);
  - совместное и разностороннее выявление и анализ причин возникшей негативной ситуации и проблем в развитии ребенка;
  - разработка совместно с родителями стратегии и тактики в отношении решения возникших проблем;
  - выработка единого стиля и тона взаимоотношений с ребенком.
  Правила реализации принципа единства воспитательных воздействий
  1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, друзей, окружающих взрослых. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако он всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Требования должны быть едиными и не противоречить друг другу.
  2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя.
  3. Необходимо поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, согласовывать воспитательные воздействия.
  4. Воспитатель должен быть воспитан сам.
  5. В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или наоборот. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет воспитательные усилия.
  6. Иногда воспитатель не согласен с мнением коллектива, критикует поступки и действия других воспитателей и т.п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относится к авторитету коллектива.
  7. Практическая реализация принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеурочное время. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться.
  8. Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов, Воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса:
  1) Целенаправленность;
  2) Многофакторность;
  3) Длительность;
  4) Воспитание чувств;
  5) Комплексность;
  6) Двусторонний характер;
  7) Массовость;
  8) Экономичность;
  9) Опора на положительное;
  10) Сложность;
  11) Отдаленность результатов;
  12) Непрерывность;
  13) Содружество с семьей.
  2. Что такое воспитание? Выберите правильный ответ:
  1) Воспитание есть подготовка ребенка к жизни;
  2) Воспитание есть процесс социализации личности;
  3) Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями;
  4) Воспитание есть целенаправленное воздействие на формирование личности в интересах общества и государства.
  3. Выберите из перечисленных позиций составные части воспитания.
  1) Гуманизация воспитания.
  2) Гуманитаризация воспитания.
  3) Трудовое воспитание и политехническое образование.
  4) Эстетическое воспитание.
  5) Всестороннее и гармоническое развитие.
  6) Умственное воспитание.
  7) Идейно-политическое воспитание.
  8) Физическое воспитание.
  9) Нравственное воспитание.
  10) Экологическое воспитание.
  11) Профессиональное образование.
  12) Подготовка к выбору профессии.
  13) Воспитание семьянина.
  4. Что такое закономерности воспитания?
  1) Закономерности воспитания - это противоречия, разрешение которых оказывает влияние на развитие личности;
  2) Закономерности воспитания - это психолого-педагогические условия, учет которых оказывает благоприятное влияние на процесс и результат формирования личности;
  3) Закономерности воспитания - это связи различных факторов которые обеспечивают качество воспитательного процесса;
  4) Закономерности воспитания - это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности.
  5. Кто из нижеотмеченных педагогов является автором теории свободного воспитания?
  1) И. Г. Песталоцци;
  2) И. Ф. Гербарт;
  3) Ж. Ж. Руссо;
  4) Д. Локк.
  6. Что такое принципы воспитания?
  1) Это то, на что принято ориентироваться в процессе воспитания;
  2) Это правила, определяющие характер воспитательного процесса;
  3) Это приемы, способствующие успешному решению воспитательных задач;
  4) Это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации воспитательного процесса.
  7. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?
  1) Научность, доступность, последовательность;
  2) Эффективность, результативность, постоянство;
  3) Обязательность, равноценность, научность;
  4) Обязательность, комплексность, равнозначность.
  8. Что следует понимать под движущей силой воспитания? Из предложенных ответов выберите правильный, обосновав ошибочность или неполноту остальных:
  1) движущей силой процесса воспитания является такая сила, которая заставляет двигаться вперед к совершенству в поведении;
  2) результат противоречия между приобретенными знаниями и опытом в поведении, с одной стороны, и новыми потребностями - с другой стороны;
  3) под движущей силой процесса воспитания следует понимать не что иное, как противоречие между уровнем конкретных знаний, которыми владеет человек, и методами их воплощения в жизнь;
  4) движущая сила всегда возникает между неравноценными понятиями, явлениями. В процессе воспитания это противоречие между наличными, установленными правилами поведения и теми правилами, которые необходимо еще составить.
  9. Какое понятие шире по объему?
  1) Метод;
  2) Прием;
  3) Средства;
  4) Форма.
  10. Какие формы воспитания относятся к массовым?
  1) научно-популярные лекции, конференции, тематические выставки, олимпиады, конкурсы;
  2) предметные кружки, секции, спортивные состязания, физические упражнения;
  3) чтение научно-популярной литературы, выполнение творческих заданий, подготовка докладов, рефератов;
  4) конференции, предметные кружки, подготовка докладов, рецензирование литературы.
  11. Что такое нравственное воспитание?
  1) Это целенаправленное воздействие на формирование поведения воспитанников;
  2) Это целенаправленное воздействие на развитие нравственных чувств воспитанников;
  3) Это целенаправленное воздействие на формирование моральных норм и принципов поведения личности в обществе;
  4) Это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям морали.
  12. Что такое трудовое воспитание?
  1) Это подготовка к труду;
  2) Это активное участие воспитанников в процессе трудовой деятельности;
  3) Это формирование трудовых навыков, способствующих выполнению трудовых операций;
  4) Это процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и других качеств.
  13. Назовите основные виды трудовой деятельности воспитанников:
  1) Обучение, воспитание, развитие;
  2) Формирование, воспитание, обучение;
  3) Учение, практическая деятельность, исследовательская деятельность;
  4) Учебный труд, труд по самообслуживанию, общественно полезный труд, производительный труд.
  14. Выберите из представленного ряда задачи умственного воспитания.
  1) Развитие умственных сил, способностей и дарований.
  2) Развитие потребности строить свою жизнь по законам красоты.
  3) Формирование научного мировоззрения.
  4) Развитие познавательных процессов.
  5) Усвоение определенного объема научных знаний.
  6) Формирование чувства долга, ответственности, трудолюбия.
  7) Развитие потребности постоянно пополнять свои знания.
  8) Формирование стремления много и упорно трудиться.
  9) Формирование познавательной активности.
  10) Повышение умственной и физической работоспособности.
  15. Что такое конформизм?
  1) Это когда личность безоговорочно подчиняется коллективу;
  2) Это когда личность подчиняет себе коллектив;
  3) Это когда между личностью и коллективом проявляется гармония отношений;
  4) Это когда личность противостоит коллективу.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1. 1, 2, 3, 5, 6, 11, 12
2. 3
3. 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10
4. 4
5. 3
6. 4
7. 4
8. 2
9. 3
10.1
11.4
12.4
13.4
14.1, 3, 4, 5, 7, 9
15.1

 
© www.txtb.ru