Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 4. Педагогические основы семейного воспитания

  Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью.
  Семья - социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
  Концепция семейной педагогики, т. е. научные основы и основные направления, как правило, в различные исторические периоды при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали общечеловеческие ценности: борьбу добра со злом и его победу, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным.
  Родитель - профессия педагогическая. Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми.
  Функции семьи
  - репродуктивная;
  - хозяйственно-экономическая;
  - воспитательная;
  - социализации;
  - психотерапевтическая;
  - рекреативная (восстановительная);
  - регулятивная;
  - коммуникативная.
  Воспитательные функции семьи:
  - влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
  - в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
  - семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;
  - семья обеспечивает преемственность традиций;
  - важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
  - существенное влияние семья оказывает на выбор профессии.

Типы семей

Типы семей

  Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества.
  Содержание семейного воспитания - формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности.
  Тенденции современного семейного воспитания
  1) однодетность или малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях;
  2) отделение молодых семей от родителей (от старшего поколения);
  3) основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он «лежит поперек лавки»;
  4) вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения;
  5) социальные и экономические трудности;
  6) развитие СМИ, видео, компьютеров, оказывающее порой негативное влияние на воспитание детей и развитие семейных отношений.
  Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).
  Авторитет родителей - такое взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).
  Особенности семейного воспитания
  - органическая связь со всей жизнедеятельностью ребенка;
  - непрерывность и длительность воздействия;
  - многократность и противоречивость воспитательного воздействия;
  - естественность, многогранность и непосредственность общения на основе чувства родства, любви, доверия, взаимной ответственности;
  - относительная замкнутость;
  - общение и взаимодействие людей разного возраста с разными интересами и профессиональной деятельностью (семья как дифференцированная социальная группа);
  - взаимная направленность формирующих воздействий.
  Принципы семейного воспитания
  - целенаправленность;
  - культуросообразность;
  - гуманизм;
  - связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
  - единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
  - учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
  - единство требований и воспитательных позиций;
  - включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
  Условия семейного воспитания
  - семейный быт, уклад;
  - семейные традиции;
  - семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
  - общение и совместная деятельность;
  - понимание и принятие ребенка;
  - чувство долга и ответственности за воспитание детей;
  - педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами пси- холого-педагогической грамотности;
  - авторитет родителей;
  - организация жизненного пространства ребенка.
  Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
  Стили семейного воспитания
  Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
  Сотрудничество - характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.
  Паритетные отношения - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
  Независимые отношения - каждый член семьи действует автономно от других, якобы уважая свободу и независимость других.
  Конкурентные отношения - характеризуют стремление противопоставить одного члена семьи другим, чтобы иметь преимущества перед остальными членами семьи.
  Конфликтные отношения - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.
  Авторитарные отношения - тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.
  Основные документы: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы (ООН), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ (1995 г.).

 
© www.txtb.ru