Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


Тема 6. Урок как основная форма обучения

  Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (этап, элемент) учебного процесса.
  Общие требования к современному уроку
  - использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебновоспитательного процесса;
  - реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил;
  - обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их интересов, наклонностей и потребностей;
  - установление осознаваемых учащихся межпредметных связей;
  - связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся;
  - мотивация и активизация развития всех сфер личности;
  - логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности;
  - эффективное использование педагогических средств;
  - связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся;
  - формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности;
  - формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объем знаний;
  - тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.
  Основные типы уроков
  1. Комбинированный урок.
  2. Урок овладения новыми знаниями (урок-лекция).
  3. Урок формирования и совершенствования умений и навыков (урок- практикум).
  4. Урок обобщения и систематизации знаний.
  5. Урок повторения, закрепления знаний.
  6. Контрольно-проверочные уроки (урок-зачет).
  7. Нетрадиционные типы уроков.
  Структура урока
  Структура урока - совокупность его элементов, частей , обеспечивающих целостность урока и достижение дидактических целей. Структура зависит также от целей, содержания, методов и средств обучения, уровня подготовки учеников.
  Структура комбинированного урока
  1. Организационная и содержательная установка (оргмомент).
  1. Проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, изученных на предыдущих уроках (проверка домашнего задания).
  2. Взаимодействие педагога и учащихся на основе сообщения-усвоения новых знаний, умений, навыков (объяснение нового материала).
  3. Закрепление изученного материала и упражнения.
  4. Диагностика прочности усвоения знаний, умений, навыков с выставлением балла или оценки.
  5. Инструктаж по выполнению домашнего задания. Итог урока.
  В структуре комбинированного урока в той или иной комбинации присутствуют все основные элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уроке совершается полноценный завершенный цикл педагогической переработки и усвоения школьниками учебного материала.
  Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
  Главная цель - установление и удержание интереса учащихся к учебному труду (начало 70-х годов).
  Мнения педагогов: прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы. С другой стороны, опасное нарушение педагогических принципов, вынужденное отступление педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
  Наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков: 1) уроки - лекции; 2) уроки - семинары (практикумы); 3) уроки - игры (соревнования, КВН, аукционы, конкурсы и др.); 4) уроки - консультации; 5) уроки - экскурсии; 6) уроки - зачеты; 7) уроки - деловые игры («суды», конференции, пресс-конференции); 8) межпредметные и интегральные уроки.
  В разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные.
  Не следует, однако, превращать нетрадиционные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т.п.

 
© www.txtb.ru