Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.3. Познавательные процессы человека

  Ощущение и восприятие
  Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно, и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности, существующей независимо от сознания и вследствие воздействия её на органы чувств. В этом их единство.
  Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих в данный момент на органы чувств. Органы чувств - это основные каналы, по которым информация о явлениях внешнего мира и состояниях организма доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающей среде и оценивать процессы, происходящие в его теле.
  Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов - анализаторов. Каждый анализатор состоит из трех частей:
  1) периферический отдел - рецептор - это воспринимающая часть анализатора; его основная функция - трансформация внешней энергии в нервный процесс;
  2) афферентные (центростремительные) нервы - они проводят возбуждения в нервные центры (центральный отдел анализатора);
  3) корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферийных отделов.
  Предметы и явления, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель, и имеет рефлекторный характер.
  Систематическая классификация ощущений.
  1. Интероцептивные ощущения. Они сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка, кишечника, сердца и других внутренних органов.
  2. Проприоцептивные ощущения. Обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве.
  3. Экстероцептивные ощущения. Доводят до человека информацию из внешнего мира. Бывают контактные - вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимающего органа (вкус, осязание); на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).
  Общие свойства ощущений.
  Качество - основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.
  Интенсивность - есть количественная характеристика ощущения. Она определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
  Длительность - это временная характеристика ощущения; она также определяется функциональным состоянием анализатора, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на органы чувств ощущения возникают не сразу, а спустя некоторое время - латентный период ощущения, который неодинаков для разных видов ощущений (для тактильных - 130 мс; для болевых - 370 мс; для вкусовых - 50 мс).
  Пороги ощущения. Чувствительность.
  Для возникновения ощущения необходимо, чтобы раздражения достигало определенной силы (величины).
  Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Раздражители, которые не достигают её, лежат под порогом ощущений.
  Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов. Чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия.
  Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения.
  Абсолютная чувствительность анализаторов ограничивается не только нижнем, но и верхним порогом ощущений. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражителя и т.д.
  Явление адаптации. Чувствительность человека может меняться в очень больших пределах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении, его чувствительность снижается. Эти явления, зависящие от условия среды, носят название адаптации. Они существуют во всех сферах чувствительности. Хорошо известны явления тепловой адаптации, адаптации к запахам.
  В учебнике под редакцией А.В.Петровского выделяется три разновидности явления адаптации:
  - адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;
  - адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя;
  - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.
  В целом, адаптация является одним из важнейших видов изменения чувствительности, указывающих на большую пластичность организма в его приспособлении к условиям среды.
  Взаимодействие ощущений. Это изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств. Слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.
  Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
  Взаимодействие ощущений проявляется ещё в одном явлении - синестезии, когда происходит возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. Так, у музыкантов часто встречаются феномены “окрашенного слуха”, высокие звуки расцениваются как “светлые”, а низкие как “темные”.
  Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира в целом при их непосредственном воздействии на органы чувств.
  Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно. Оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Выделяют следующие свойства восприятия.
  Предметность проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной реальности. Восприятие связывает субъекта с предметным миром.
  Целостность выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности человека.
  Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятии субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.Структурность - свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных музыкальных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.
  Константность - относительное постоянство воспринимаемой формы, величины, цвета предмета, независимо от значительных изменений условия восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в разной обстановке.
  Избирательность - преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами, полом, состоянием здоровья, настроением и т.д.
  Основные виды восприятия. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующем в построении перцептивного образа - зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, обонятельное.
  Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и т.д.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни и т.п.).
  Память
  Память - это отражение прошлого опыта или запечатление, сохранение и последующее воспроизведение человеком его опыта.

Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями

Виды памяти. Взаимосвязь памяти с психическими образованиями

  Особое место памяти среди психических функций последователи видят в том, что ни одна другая функция не может быть осуществлена без её участия, каждая психическая функция как бы имеет свой мнемический аспект.
  Взаимосвязь памяти с другими психическими процессами отчетливо выделяется при различении её видов, что представлено в схеме.
  Процессы памяти
  1. Запоминание. Определяется как процесс, обеспечивающий удержание информации в памяти, как важнейшее условие его последующего воспроизведения. Запоминание начинается с запечатления, которое осуществляется непосредственно. В последующем человек может ставить цели сознательного запечатления. Иногда возникает необходимость использования специальных приемов запоминания информации, тогда запоминание приобретает форму заучивания. Существует зависимость запоминания от характера деятельности человека, от процессов целеполагания, его связи с ориентациями на будущее.
  1) Лучше запоминается то, составляет цель действия.
  2) Процессы запоминания, включенные в мыслительную деятельность оказываются более эффективными.
  3) Лучше запоминается информация, которая является важной для будущей жизнедеятельности человека, отражает интересы и склонности человека.
  4) Лучше запоминается эмоционально окрашенный материал.
  5) Многократное повторение.
  2. Воспроизведение - процесс памяти, заключающийся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания памяти. Воспроизведение может протекать на трех уровнях:
  - узнавание - воспроизведение при опоре на восприятие;
  - собственно воспроизведение как произвольной или непроизвольной актуализации сохраненного в памяти материала;
  - припоминания в условиях частичного забывания, требующего волевого усилия.
  3. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Процесс реконструкции материала в памяти имеет свою динамику. В некоторых случаях отсроченное воспроизведение может оказаться более полным и совершенным чем более раннее. Такое явление в памяти получило название реминисценции.
  4. Забывание. Оно выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Забывание имеет свои закономерности:
  - забывание протекает во времени неравномерно;
  - весьма важно своевременно организовать повторение воспринятого;
  - забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время (реминисценция);
  - забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком; если он незначим для жизненных перспектив; если он неинтересен.
  Мышление
  Это про процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Это высшая форма отражательной деятельности, позволяющая познать сущность предметов и явлений, их взаимосвязь и закономерности развития. Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявлять существенные необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и в пространстве.
  Виды мышления представлены на схеме.
  Характеристика основных мыслительных операций.
  Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс непосредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим).
  Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу.
  Сравнение - это установление средств и различий между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
  Абстракция состоит из в том, что субъект вычленяя какие-либо свойства, отвлекается от остальных. Так, например, можем говорить о зеленом цвете как о благотворно действующим на зрение человека, при этом не указывая конкретных предметов, имеющих зеленый цвет.

Виды мышления

Виды мышления

  Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. Когда нас просят привести пример, то по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.
  Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
  Мышление как процесс решения задачи.
  Решение задачи есть процесс достижения поставленной цели, поиск необходимых для этого средств в данных условиях. Движущей силой процесса мышления при решении задачи являются возникающие противоречия между целью и средствами. Решение задачи осуществляется по следующей схеме:
  1) Осознание проблемной ситуации.
  2) Выделение того, что известно и что неизвестно; в результате проблема превращается в задачу.
  3) Происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, исходя из предшествующего опыта).
  4) Происходит появление гипотез как предположений о способах решения задачи.
  5) Реализация гипотезы.
  6) Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, то осуществляется реализация решения.
  Функциональная асимметрия полушарий мозга (ФАМ) и ее влияние на мыслительные процессы человека.
  Под функциональной асимметрией мозга понимают индивидуальные особенности распределения нервно-психических функций между правым и левым полушариями мозга.

Функциональные различия между полушариями

Функциональные различия между полушариями

  ФАМ - это сложное свойство мозга, обусловливающее многообразные проявления нервно-психической деятельности. Формирование и развитие ФАМ происходит в раннем детстве подвлиянием комплекса биологических и социокультурных факторов. ФАМ оказывает огромное влияние на особенности мыслительной деятельности человека.
  Воображение
  Умение строить новые образы называется воображением. Воображение - это отражение будущего, создание нового образа на основе прошлого опыта. Процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового - новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Это создание того, что ещё не существовало актуально.
  Воображение противопоставляется в жизни человека процессу прямого подражания, репродуцирования, имитации.
  Виды воображения:
  1) Различия видов воображения производятся по степени активности и осознанности человеком создания или новых образов. В зависимости от этого различают непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное) воображение.
  При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотных состояниях, грезах и т.п.
  Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Произвольное воображение возникает в раннем детстве, наибольшее развитие получает в детских играх.
  2) Произвольное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятие изображений в виде картин, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей. Воссоздающее воображение помогает человеку овладеть опытом и достижениями других людей.
  Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в реальных продуктах деятельности. Творческое воображение - это продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение.
  3) Особой формой воображения является мечта, которая всегда направлена на будущее на перспективы жизни отдельной личности.
  4) Мечта, воображение полезны лишь тогда, когда они повседневно связывают желаемое будущее с настоящим. Если этого нет, то из стимула действия мечта может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию.
  Психологический механизм воображения.
  Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их на другие предметы. Создание образов воображения связано с использованием ряда приёмов:
  1. Комбинирование - сочетание отдельных элементов различных образов предметов в новых более или менее необычных комбинациях.
  2. Частным случаем комбинирования является агглютинация - создание новых образов на основе “склеивания” представлений. На основе агглютинации были созданы мифологические образы: кентавр, Минотавр, Пегас; сказочные образы - русалка, драконы. Агглютинации проявляются в технике: троллейбус, аэросани, танк- амфибия и пр.
  3. Другим приёмом воображения является акцентирование - это подчеркивание тех или иных черт (например, великана карлика).
  В целом, следует выделить функции, которые выполняет воображения для жизнедеятельности человека.
  1) Представлять действительность в образах.
  2) Произвольная регуляция познавательных процессов.
  3) Формирование внутреннего плана действий.
  4) Планирование и программирование деятельности.
  5) Регулирование эмоциональных состояний.
  6) Предвидение хода развития событий.
  Внимание
  Внимание - это внутренний акцент познавательных процессов, особое свойство сознания. Это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектами внимания могут быть предметы, явления, их свойства и отношения; действия, мысли и чувства других людей, а также свой собственный внутренний мир во всей его полноте.
  Виды внимания.
  1) Непроизвольное внимание возникает без волевых усилий и цели. К причинам, вызывающим пассивное внимание относят интенсивность и экстенсивность раздражителя; длительность и прерывистость, зримые изменения объекта. Громкий звук, яркий свет, начало и прекращение движения привлекают внимание помимо нашей воли. Сильным побудителем непроизвольного внимания является необычность, новизна предметов и явлений. Однако самое необычное и новое становится со временем обыденным и привычным.
  2) Произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, с волевыми усилиями. Мы заставляем себя направлять наше внимание на то, что мы должны выполнять. Произвольное внимание есть результат сознательной активности субъекта.
  3) Послепроизвольное внимание. Оно, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными становятся содержание и процесс деятельности, а не только её результат. Внимание из произвольного стало как бы стало непроизвольным.
  Основные свойства внимания.
  Концентрация внимания - это сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности его этим объектом. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана сознательная деятельность человека. Концентрация составляет центральную характеристику внимания, его интенсивность.
  Объём внимания - количество однородных предметов (как правило 7-9), которое охватывает внимание одномоментно. Однако количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов, объединенных в осмысленное целое, может быть много больше. Объём внимания является поэтому изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмысленно его связывать и структурировать.
  Распределение внимания - это возможность одновременного выполнения нескольких видов действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного из них из поля своего внимания. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение.
  Переключаемость внимания - заключается в способности намеренного переноса внимания с одного объекта на другой. Переключаемость внимания зависит от целого ряда условий. Она зависит от содержания предшествующей и последующей деятельности: если последняя более интересна, то переключается внимание легко. Огромную роль играет темперамент человека, состояние здоровья, утомление, биоритмологические закономерности.
  Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Устойчивость внимания зависит от особенностей материала, степени его трудности, понятности отношения к нему субъекта. Важным условием поддержания устойчивости внимания является чередование напряжения и расслабления, а так же возможность снятия чрезмерного напряжения.
  Речь. Язык
  Речь - это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств.
  Язык - это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая целей коммуникации, формирования и формулирования мыслей, закрепление и передачи общественно­исторического опыта.
  Язык как система, как форма, регулирующая поведение людей, и речь, как конкретный процесс использования языковых знаков в своём совместном проявлении отражают особенности отражения объективного мира данной этнической общностью.
  Виды речи.
  Выделяют следующие виды речи: внешняя (устная, письменная, аффективная; устная речь может быть монологической и диалогической) и внутренняя (она направлена на себя; носит свернутый, сокращенный характер).
  Функции речи:
  1) Экспрессивная, отражающая отношение человека к событиям действительности, оценку этих событий, собственные эмоциональные состояния. Особенности экспрессивной функции речи зависят от возраста, пола, национальных, этнических особенностей говорящего, а так же от специфики профессии человека.
  2) Сигнификативная (от англ. “significate” - “обозначаю”). Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками с одним и тем же значением. Общественная одинаковость знаков делает возможным адекватное общение с эффектом взаимного понимания.
  3) Интеллектуальная дает возможность осуществлять главное назначение речи при взаимодействиями с другими людьми - быть орудием мышления, подчинять и пронизывать собой все виды и формы мышления, переходить от подсознательных невербализованных процессов к осознанным. Важными показателями действительности этой функции речи является умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуацию, передать в компактной форме свои соображения партнерам по коммуникации, способность быстро уловить мысль собеседника, предвосхитить дальнейшее развитие темы, возможность подвести итоги и сделать выводы.
  4) Коммуникативная функция речи является интегральной, поскольку речь вообще имеет смысл только в общении.

 
© www.txtb.ru