Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.2. Самосознание: его специфика и формы

  Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является становление самосознания.
  Рефлексия как практика сознания обнаруживает себя как осознание собственной субъективности.
  Самосознание как осознание человеком себя может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.
  Нацеленность человека на познание своих телесных, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди людей составляет сущность самопознания.
  Самопознание может осуществляться в следующих процессах:
  - в анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения, взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;
  - при осознании отношений других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств моей личности);
  - в процессе самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов и поступков.
  Самопознание - это основа для развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека.
  Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения.
  Самооценка - это тот компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
  Самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной (завышенной или заниженной). Каждый вариант самооценки специфически проявляется в жизнедеятельности человека.
  Завышенная самооценка приводит к появлению таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др.
  Адекватная самооценка обеспечивает эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.
  Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой в жизни. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о себе самом или “образа Я” “Образ Я” определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношения с другими людьми.
  Общим знаменателем, интегральным измерениям “Я” выступает самопринятие и самоуважение личности. Американский психолог У.Джеймс предложил формулу, определяющую переменные, от которых зависит самоуважение человека:

Рисунок

  Как подтверждено в психологических исследованиях, самоуважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает самоуважение человека.

 
© www.txtb.ru