Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.1. Психологическая структура сознания

  Сознание представляет собой многомерное образование. В психологии существуют разные подходы к выделению образующих сознания.
  Одно из первых представлений о структуре сознания принадлежит З.Фрейду.
  Оригинальный подход к разработке проблемы бессознательного и сознания предложен В.В.Налимовым. Он высказывает предположение о том, что сознание человека погружено в особую “внеприборную реальность”, не охватываемую естественными науками, науками о пространственно протяженных объектных явлениях. Эту реальность можно было бы назвать семантической, в отличие от знаковой, семиотической реальности сенсорно воспринимаемого мира.
  Семантический мир - мир бессознательного - раскрывается в сознании человека через образы. Слова нашего языка имеют две ипостаси: символическую, когда они являются ключами, открывающими вход в бессознательное, и дискурсивную, когда они становятся элементам, над которыми строятся логические конструкты.
  Сознание и бессознательное - это не противоположности, а частные проявления “сознания вообще”, где собственно сознательное есть рефлексивное, а бессознательное - арефлексивное сознание.
  Бытийный и рефлексивный слои сознания.
  Л.С.Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании, как и в мышлении можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.
  Значение. Понятие значение фиксирует то обстоятельство, что сознание человека образуется не в условиях робинзонады, а внутри определенного культурного пространства.

Структура сознания по В.П. Зинченко

Структура сознания по В.П. Зинченко

  В культуре исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт.
  Смысл. Это понятие в равной мере относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Она указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию. Сознание есть не только знания, но и отношения. Смысл создает пристрастность человеческого сознания. При решении человеком сложных жизненных задач наблюдается противоположные и циклически совершаемые процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит задержать реализацию программы действий, мысленно её продумать.
  Осмыслить значение - это значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять её на вооружение или отказаться от неё, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.
  Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин “ткань” в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия.
  Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.п.), из которых строится образ. Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчётливом переживании человеком “чувства реальности”. В случаях нарушений восприятиявнешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации окружающего мира, самого себя. Наиболее отчетливо эти явления проявляются при сенсорной депривации - в условиях монотонности, однообразия окружающего мира.
  Бытийный и рефлексивный слои сознаний находятся в тесной взаимосвязи. В рефлексивном слое, в значениях и смыслах, присутствуют элементы бытийного слоя. А бытийный слой сознания несет на себе следы развитой рефлексии, содержит в себе её истоки и начала. Смысловая оценка включена в биодинамическую и чувственную ткань; она нередко осуществляется не только во время, но и до формирования образа или совершения действия.

 
© www.txtb.ru