Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


6.3. Организация процесса игровой деятельности

  Приступая к рассмотрению временной структуры игры, прежде всего, попробуем выделить ее единицу.
  В свое время Д.Б. Элькониным в качестве «неразложимой и сохраняющей свойства целого единицы игры» была выделена роль, которую ребенок принимает на себя. «... можно утверждать, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры» [268]. Вслед за Д.Б. Элькониным многие авторы начали повторять эту мысль, что основной единицей игры является роль: «Основной единицей игры является роль. Кроме роли в структуру игры включаются игровое действие (действия по выполнению роли), игровое употребление предметов (замещение), отношения между детьми» [113, 209]. Странно, что эта мысль Д.Б. Эльконина получила столь широкое распространение. Во-первых, такая «единица» как роль может относиться только к ролевой игре, а большинство игр, наверное, таковыми не являются. Далее, возникает вопрос: если ребенок играет один - это игра в «одну единицу», а если играет десять детей - игра в «десять единиц»? А если двое-трое детей исполняют одну и ту же роль - как тогда считать «единицы»? Наконец, единица игры как единица любой деятельности должна лежать во временной плоскости, а не в пространственной.
  Известно, что общепринятой единицей деятельности вообще является действие как относительно целостная и завершенная ее часть. Если во всех видах человеческой деятельности ее единицей является действие, то почему в игровой деятельности должна быть «единица» какой-то другой природы? Невольно напрашивается вывод: единицей игры является игровое действие. И любая игра членится на эти игровые действия:
  - в футболе, хоккее этими действиями является атака, а также штрафной, пенальти, угловой;
  - в легкой атлетике - забег;
  - в картах - раздача, в других играх - кон;
  - при игре в прятки, салочки - кон;
  - в шахматах, бильярде - партия;
  - при конструировании - изделие («куличик» из песка, пирамида и т. д.);
  - в театре - мизансцена;
  - в кино - кадр;
  - и так далее.
  В сложноорганизованных играх, в первую очередь, в исполнительских искусствах и спорте, длительность игры членится на определенные части: в театре - это сцены и действия (акты), в кино - серии, в спорте - таймы, раунды и т. д. В большинстве же случаев длительность игры ограничивается лишь желаниями и временными возможностями игроков, у детей еще - требованиями режима дня и т.д.
  Как и в любой деятельности игра может иметь подготовительную фазу (фазу проектирования), технологическую фазу (собственно проведение игры), заключительную (рефлексивную) фазу.
  В некоторых случаях подготовительная фаза может быть достаточно длительной и сложной - например, подготовка костюмов и масок для карнавала занимает подчас времени больше, чем само проведение карнавала. В других случаях - весьма короткой - например, при игре «в прятки» - это «счи- талочка». В третьих случаях игра начинается без предварительной подготовки - игра в карты, рулетку и т.д.
  Отдельный вопрос - заключительная, рефлексивная фаза игры. Важнейший ее момент - момент самооценки. Особенно для ребенка. Ребенок оценивает себя - свою ловкость, свои умения, свои успехи - сравнительно с другими. В этой игре ребенок первый, а в другой игре первыми бывают другие дети: они лучше, чем он, умеют выполнять требования игры и т. д. Из этого сравнения и вытекает самостоятельная сознательная оценка ребенком своих конкретных возможностей. Это уже совсем другое, чем оценка, получаемая им от окружающих; здесь впервые ребенок начинает оценивать свои действия сам.
  Также важна самооценка в игре и для взрослого человека. Причем, в рефлексивной фазе игры важное значение имеет рефлексия и первого рода (что представляю собой я сам, каково было мое поведение в игре и т.д.) и, в случае групповой, коллективной игры - рефлексия второго рода как понимание межличностного общения, как понимание игроком других игроков, а также выяснение того, как другие игроки понимают его, его поведение в игре, личностные особенности и т.д. Что позволяет игроку в дальнейшем корректировать не только свое поведение в игре, но и всю свою деятельность в целом. То есть, в игровой деятельности рефлексия является мощным средством самовоспитания.
  Таким образом, в этой небольшой главе мы попытались охватить всю структуру методологии игровой деятельности: ее характеристики (особенности и принципы); логическую структуру (формы, методы, средства); временную структуру. Естественно, получилась лишь первая прикидка методологии игровой деятельности.
  В заключении отметим, что игровая деятельность - это удивительное и загадочное явление, как ни один другой вид человеческой деятельности - ни по природе, ни по масштабам, ни по своим функциям. Действительно, ни один вид человеческой деятельности не имеет такого количества сфер применения:
  - игра как средство наслаждения;
  - игра как средство самовыражения и самоутверждения;
  - игра как средство развития и обучения (дидактические игры);
  - игра как средство лечения (игровая терапия);
  - игра как средство отдыха и времяпрепровождения;
  - игра как средство духовного развития и обогащения (театр, музыка);
  - игра как средство скрасить одиночество, и в тоже время как средство общения с другими людьми, как средство познакомиться, войти в компанию или ее поддержать;
  - игра как средство подарить свою привязанность и нежность (детям, домашним животным);
  - игра как средство существования (профессиональные актеры, спортсмены), как средство обогащения (шулеры);
  - игра как средство проектирования систем (деловые игры и т. п.)
  - и так далее.
  При всей загадочности игровой деятельности, игра для Человека - это замечательный дар природы.

 
© www.txtb.ru