Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


2.3.3. Рефлексивная фаза научного исследования

  Прежде чем рассматривать рефлексивную фазу научного исследования, опишем, что мы будем понимать под оценкой и рефлексией.
  Начнем с термина «оценка»: «отношение к явлениям, деятельности, поведению, установление их значимости, соответствия нормам, целям» [227, С. 864]; «установление степени, уровня, качества» [224, С. 392]. Отметим, что термин «оценка» употребляется как для обозначения процесса оценки, так и для обозначения самой оценки (как результат процесса оценки).
  Термин «рефлексия» впервые был введен Дж. Локком; в разных философских системах (у Дж. Локка, Г. Лейбница, Д. Юма, Г. Гегеля и др.) он имел различное содержание. Этому термину «Философский энциклопедический словарь» [254, C. 579] дает следующее определение: «Рефлексия (лат. reflexio - обращение назад) - это:
  • принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок;
  • предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания;
  • деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека».
  Принято говорить о трех видах рефлексии [254]:
  - элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении;
  - научная рефлексия - критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного знания;
  - философская рефлексия - это осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом.
  Чаще всего в философской литературе под рефлексией понимают обращение познания на самое себя, мышление о мышлении. Если говорить проще, то афористическое определение рефлексии следующее: «Рефлексия - это мысль о мысли». В настоящей работе речь идет, в основном, об элементарной рефлексии.
  Рефлексия субъекта, то есть его размышления относительно своих собственных размышлений о реальности, о своей деятельности и т.д. называется авторефлексией или рефлексией первого рода. Отметим, что в большинстве гуманитарных исследований речь идет, в первую очередь, именно
  об авторефлексии.
  Рефлексия второго рода имеет место относительно других субъектов, то есть это размышления субъекта о возможных размышлениях другого человека (субъекта) или других субъектов (людей).
  Строго говоря, «в сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отображение субъектов: сам субъект, каков он есть в действительности; субъект, каким он видит самого себя; субъект, каким он видится другому, и те же самые три позиции, но со стороны другого субъекта. Рефлексия, таким образом, - это процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами «самих себя» [113]. Но число таких взаимоотражений может быть и большим. Для того чтобы описать их единообразно, рассмотрим взаимоотношения между тремя элементами, изображенными на Рис. 14 - субъектом деятельности (С), объектом деятельности (О) и другими субъектами (Д). Стрелки на рисунке условно обозначают отдельные акты «размышления».

Рис. 14. Варианты оценки

Рис. 14. Варианты оценки

  Описывать отношения между элементами будем последовательностью букв «С», «О» или «Д», причем порядок их следования соответствует тому, кто что оценивает или кто о чем рефлексирует.
  Отношения первого порядка (нулевой ранг рефлексии, имеет место оценка):
  СО - оценка субъектом результатов своей деятельности (самооценка результатов);
  СС - оценка субъектом самого себя (самооценка себя как личности);
  СД - оценка субъектом других субъектов - людей (как личностей);
  ДО - оценка другими субъектами (людьми) результатов деятельности субъекта;
  ДС - оценка субъекта (как личности) другими субъектами (людьми).
  Этими пятью отношениями исчерпываются возможные комбинации отношений первого порядка (объект в силу своей пассивности не способен к оценке, самооценку других субъектов (ДД) мы не рассматриваем).
  Отношения, изображенные на Рис. 14, могут стать предметом размышлений субъекта деятельности, а также и других субъектов. Возникает рефлексия первого ранга.
  Отношения второго порядка (рефлексия первого ранга). Здесь необходимо разделить:
  - авторефлексию (рефлексию первого рода), которой соответствуют последовательности, начинающиеся с «СС», то есть относящиеся к размышлениям субъекта о его самооценке, его самооценке его результатов:
  ССО - размышления субъекта о самооценке результатов;
  ССС - размышления субъекта о его самооценке;
  и
  - рефлексию второго рода (все остальные последовательности):
  СДО - размышления субъекта об оценке другими субъектами результатов его деятельности («что другие думают о результатах моей деятельности);
  СДС - размышления субъекта об оценке его самого другими субъектами («что другие думают обо мне»); ДСС - размышления других субъектов о самооценке субъекта;
  ДСО - размышления других субъектов о самооценке субъектом результатов своей деятельности;
  ДСД - размышления других субъектов об оценке их субъектом.
  Отношения третьего порядка (рефлексия второго ранга). Здесь уже вариантов больше. Приведем некоторые из них: СДСО - размышления субъекта о размышлениях других субъектов о самооценке субъектом своих результатов («что другие думают о том, как я оцениваю свои результаты»); ДСДО - размышления других субъектов о размышлениях субъекта об оценке другими субъектами результатов его деятельности и т. д.
  Порядок отношений (ранг рефлексии) в рамках принятого описания можно увеличивать и далее, однако для целей настоящей работы достаточно ограничиться вторым рангом рефлексии. Аппарат рассмотрения более сложных рефлексивных процессов, а также соответствующие математические модели и иллюстрирующие их примеры, рассмотрены в [174].
  Следует отметить, что процессы оценки и рефлексии свойственны не только рефлексивной фазе проекта (научного, практического, художественного или учебного) - в процессе деятельности субъект осуществляет как постоянную оценку достигнутых промежуточных результатов, так и рефлексию относительно этих результатов, технологии своей деятельности, оценки другими субъектами технологии и результатов и т.д.
  Описанный общий систематический подход к рассмотрению оценки и рефлексии используется для единообразного описания рефлексивных фаз всех видов деятельности - научной (настоящий раздел), практической (раздел 3.3.3), художественной (раздел 4.3), учебной (раздел 5.4.3) и игровой (раздел 6.3).
  Вернемся к рефлексивной фазе научного исследования. Ее суть состоит в том, что исследователь (или коллектив исследователей), получив результаты, должен их отрефлек- сировать - «обратиться назад» и осмыслить, сравнить, оценить исходные и конечные состояния:
  - объекта деятельности - самооценка результатов;
  - субъекта деятельности, то есть самого себя - самооценка.
  На оценку и самооценку результатов существенным образом влияют оценки текущих и итоговых результатов научного исследования со стороны других коллег-ученых: рецензентов, оппонентов и т.д. Так, например, любая диссертация, являясь по определению единоличной работой автора, в то же время, практически всегда учитывает мнения многих людей, участовавших в ее обсуждении (научного руководителя, сотрудников лаборатории или кафедры и т.д.), то есть, в некотором смысле, является плодом коллективного творчества.
  На самооценку результатов исследования существенным образом влияют их признание (или не признание) научным сообществом и/или сообществом практиков. Для этого необходимым условием является публикация результатов.
  Но публикация публикации рознь. Самый простой и самый неблагодарный путь - депонирование рукописей. Хотя депонированная рукопись и считается публикацией, эти рукописи практически никто не читает.
  Публикация статей - опять же зависит от того, где статья опубликована. Одно дело - в сборнике научных трудов какого-нибудь областного ВУЗа с тиражом 100-200 экз. Другое дело - в одном из центральных журналов, которые расходятся по всей стране. Ведь в каждом журнале есть своя редакционная коллегия, и, если она принимает решение опубликовать статью в журнале, значит ее материал представляет научный или практический интерес. А это уже и есть форма общественного признания результатов исследования.
  Точно так же с книгами - монографиями, учебными и методическими пособиями, методическими рекомендациями и т.д. Много зависит от того, как книга может дойти до читателя, где она распространяется. Раньше для автора представляло большую трудность издать книгу в каком-либо центральном издательстве. Но, если издательство принимало книгу к изданию, дальше автор мог не беспокоиться о ее дальнейшей судьбе - через книготорговую сеть книга распространялась повсюду и была доступна и для научных, и для практических работников.
  Теперь ситуация изменилась. Издать книгу достаточно просто. Важным стало другое - ее распространение - где и как она продается и как она покупается. Число проданных экземпляров книги и становится теперь показателем общественного признания результатов исследования.
  Кстати, на Западе, как писателям, так и ученым издательство выплачивает авторский гонорар не по объему тиража - ведь книгу могут и не купить, а именно пропорционально числу проданных экземпляров.
  В последнее время широкое распространение получили электронные публикации, в частности - в Интернете.
  «Востребованность» публикаций во многом зависит от четкости, доступности изложения материала, формы его подачи. Причем, автору, как правило, трудно предугадать - в каком ключе, в какой форме подачи материала читающая публика «проглотит» публикацию. Каждый опытный ученый это знает. Нередко бывает, что автор опубликовал серьезную работу, результат длительного и мучительного труда - а публикацию восприняли весьма спокойно. В тоже время, бывает - напишешь статью экспромтом, всего за один вечер, где те же результаты поданы в каком-либо неожиданном даже для самого автора ракурсе - публикация получает широкий общественный резонанс.
  Фактом общественного признания выполненного исследования является успешная защита кандидатской, докторской диссертации. В дальнейшем, спустя определенное время, начинает «работать» такая форма оценки исследования, как его цитируемость - как часто другие авторы ссылаются на данное исследование. Показатель этот, правда, несколько формальный. Ведь не всякая работа может быть доступна широкому кругу читателей. Это может быть чисто теоретическая работа или историческое исследование по какой-либо узкоспециальной проблеме и т.д. Тем не менее, во многих странах авторитет ученого, в том числе и его заработная плата, оценивается именно по его индексу цитируемости.
  Немаловажную роль для пропаганды и общественного признания результатов исследования имеют и формы устного научного общения - участие исследователя в научных конференциях, семинарах и т.п. Формы письменного (публикации) и устного (конференции и т.п.) научного общения для пропаганды результатов научных исследований должны идти параллельно. Как показывает опыт, устные выступления с докладами, сообщениями на конференциях, симпозиумах и т.п. позволяют привлечь, обратить внимание научной общественности к факту наличия результатов исследования и стимулировать интерес к их прочтению в имеющихся публикациях. Относительно устного научного общения можно отметить еще одно обстоятельство. Хотя на каждой конференции имеется программа ее работы, читаются запланированные доклады, проводятся другие мероприятия по регламенту, основную пользу ученый выносит из нее не на этих регламентированных мероприятиях, а из неформального общения с коллегами во время перерывов, на банкетах, в гостинице и т.п. По социологическим оценкам на конференции всего 30 % информации ученый получает от формального общения (доклады и т.п.), 70 % - от неформального.
  Помимо оценки результатов исследования научным сообществом, важнейшее значение имеет самооценка, рефлексия проделанной работы самим исследователем.
  Как уже говорилось, самооценка и рефлексия собственных действий неизбежно пронизывает всю деятельность исследователя в процессе научной работы: от замысла исследователя до публикации его результатов - в этом специфика научно-исследовательской деятельности.
  Но в деятельности исследователя существенную роль играет самооценка, рефлексия уже завершенной работы, когда необходимо ответить самому себе: что получилось хорошо, что плохо и почему; почему полученные результаты исследования значительно разошлись с его замыслом (что бывает в подавляющем большинстве случаев); какие теоретические построения оказались лишними, а каких не хватило; правильно ли и достаточно ли были использованы методы эмпирического исследования; что оказалось лишним и где, на что напрасно было потрачено время, и так далее и тому подобное.
  Все это необходимо будет учесть в последующих исследованиях, ведь закончив одно исследование, ученый (если это настоящий ученый) тут же начинает следующее: цикл повторяется. Накопление личного научного, в том числе методологического опыта по результатам каждой завершенной научной работы ведет к развитию исследований по нарастающей спирали.
  Сказанное здесь о рефлексии в научном исследовании относилось к так называемой «элементарной рефлексии» [254]. Но необходимо еще остановиться и на научной рефлексии.
  Научная (или теоретическая) рефлексия над системой научного знания означает его теоретический анализ, принятие ряда допущений и идеализаций, моделирование изучаемых явлений и процессов. Результатом же научной рефлексии становится некоторая новая система знания, которая является относительно истинным отражением реальных зависимостей и которая, вместе с тем, предполагает целый ряд допущений (возникающих прежде всего на этапе моделирования). Рефлексия над прежней системой знания приводит к выходу за ее пределы и порождению нового знания. Так, теоретическая рефлексия позволила Галилею подвергнуть критике аристотелевские предпосылки (допущения) на систему взглядов на мир; теория относительности А. Эйнштейна выявила такие скрытые предпосылки классической механики, которые не были ясны даже самим ее творцам. По сути дела научная рефлексия - это взаимосвязь между старым знанием и новым, между «старой» научной теорией и «новой». Преемственность научного знания - это то содержание, которое заложено в понимании принципа соответствия, одного из основополагающих принципов научного познания (см. раздел 2.1). Основным методом научной рефлексии является ретроспективный анализ (см., например, [194]).
  Более подробно вопросы самооценки и рефлексии мы будем рассматривать в следующей главе, посвященной методологии практической деятельности.
  Рефлексивной фазой завершается научное исследование как цикл научной деятельности, как научный проект.
  До сих пор речь шла, в основном, об индивидуальном научном исследовании. Организация и проведение коллективного исследования имеет свою специфику, о чем будет рассказано в следующем разделе.

 
© www.txtb.ru