Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


13.5. Управление процессом развития образовательного учреждения

  Развивающееся Оуч должно отвечать следующим требованиям: обучающийся реализует свое право на образование в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности обучающегося и педагога; коллектив работает в творческом поисковом режиме; сложились отношения партнерского сотрудничества, уважения, доверия, атмосферы успеха.
  Для того, чтобы деятельность Оуч из функционирующего была преобразована в развивающееся учреждение необходимо выполнение некоторой совокупности условий: 1) наличие концепции и программы развития Оуч; 2) проведение в Оуч инновационной экспериментальной работы; 3) наличие сплоченного по общности цели коллектива педагогов; 4) организация системы самоуправления; 5) система эффективной научно­методической деятельности; 6) наличие достаточной учебно-материальной базы для формирования оптимальной информационно-образовательной среды; 7) набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса.
  Кроме этих условий необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке Оуч к работе в режиме развития. К ним можно отнести следующие: изучение образовательных потребностей обучающихся и их родителей; изучение возможностей педагогического коллектива работать в инновационном режиме; установление зоны ближайшего развития каждого участника педагогического процесса; определение на перспективу типа (вида) Оуч, долгосрочной стратегической цели, её деятельности; выбор системы (технологии) обучения, воспитания и развития для каждой ступени; выбор и структурирование режима, работы Оуч; определение приоритетных направлений и создание условий для их реализации и др.
  Разработка концепции развития Оуч зависит от того, какая сторона его деятельности выбрана руководством в качестве ключевого звена. Разработка концепции включает:
  1. Руководитель должен проанализировать ряд показателей: уровень здоровья; качество знаний, умений и навыков; качество преподавания; уровень воспитанности и качество воспитательной работы; качество работы с кадрами; уровень материально­технической базы; особенности социальной среды, региональный заказ на образование; система внешних связей Оуч.
  2. Выбрать и сформулировать основную идею развития Оуч. Разработать основные концептуальные подходы.
  3. Выявить структурные элементы концепции как системы, в которой каждый из них выполняет только одну ему присущую функцию. Например, если взять концепцию, связанную с организацией учения, то можно выделить следующие её элементы: мотивация учения, формирование специальных и общеучебных умений, организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
  4. Предложить систему приемов по каждому элементу концепции.
  После того как концепция совершенствования отдельных сторон деятельности или всего развития Оуч сформирована, следует этап разработки комплексно-целевой программы, реализующей концепцию. Она обычно разрабатывается на период 2-3 года. В структуру этой программы входят: краткое описание состояния проблемы; исходные научно-теоретические положения; генеральная цель; система задач (подзадач) доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; мероприятия, сроки, исполнители; ресурсное и информационное обеспечение управления процессом решения задач; контроль выполнения программы; текущий и итоговый анализ; регулирование и коррекция выполнения программы.
  Комплексно-целевая программа разрабатывается рабочей группой, проект программы готовится на основе концепции с учетом предложений всех структурных подразделений Оуч. В функции рабочей группы входят уточнение необходимых мер и мероприятий, последовательность их осуществления по степени важности. По каждому блоку программы определяется состав исполнителей и руководители.
  В системе образования западноевропейских стран существуют следующие основные модели обучения: поточно-уровневая, предметно-уровневая, школы смешанных способностей, Оуч индивидуального развития. К нетрадиционным моделям относятся матричные и модульные Оуч. [8, 492-502]. Они ориентированы на то, чтобы дать обучающимся знания в соответствии с государственными стандартами и с учетом уровня способностей обучающихся. Деятельность таких Оуч основана на когнитивной концепции обучения. Организация образовательного процесса в этих Оуч направлена на выпуск обучающихся с заранее заданными госстандартами характеристиками. Основной подход в процессе обучения - обучающийся должен приспособиться к тем путям обучения, которые ему может предложить Оуч. Эти модели характеризуются тремя основными параметрами: учебные дисциплины, которые изучаются в Оуч, и навыки, которые обучающийся должен освоить, в основном развивают только интеллект; между разными учебными дисциплинами и разделами учебного плана существуют четкие границы; на протяжении всего процесса обучения Оуч ориентирует обучающихся на выполнение требований государственного стандарта.
  Структура отечественных Оуч стала похожа на современную западную со всеми присущими ей плюсами и минусами. Схема управления вышеназванными моделями показана на рис. 81.

 
© www.txtb.ru