Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


12.6. Причины неправильного родительского воспитания

  Причины неправильного воспитания самые различные. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, чаще всего - это низкая педагогическая культура родителей. Нередко основную роль играют нарушения личности самих родителей. На основе исследований Э.Г. Эйдемиллер установил две группы причин:
  1. Отклонения характера самих родителей. На осознание родителями взаимосвязи между особенностями своего характера, стилем воспитания, направляется в этом случае основное внимание пихотерапевта, школьного психолога и педагога.
  2. Личностные проблемы родителей, решаемые за счет подростка. В этом случае в основе нарушений воспитания лежит неосознаваемая потребность. Ее-то родитель и пытается удовлетворить за счет воспитания подростка. Перед психотерапевтом встает нелегкая задача выявить личную проблему родителя, помочь ему осознать ее, снять действие защитных механизмов, препятствующих такому осознанию
  К другим причинам неправильного родительского воспитания относятся [7]:
  1. Расширение сферы родительских чувств. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными (например, либо супруга нет (умер, в разводе), либо отношения с ним не удовлетворяет родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров и др.)). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позднее подросток, стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Они хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в ходе супружеских отношений. Отношение с ребенком, а позднее с подростком, становятся исключительными, важными для родителя.
  2. Предпочтение в подростке детских качеств. В этом случае у родителей наблюдается стремление игнорировать повзросление ребенка, стимулировать у него детские качества. Для таких родителей подросток все еще «маленький». Рассматривая подростка в таком качестве, родители снижают уровень требований к нему, создавая и потворствуя гиперпротекцию (повышенное покровительство), стимулируя развитие психического инфантилизма (отсталость развития, характеризующаяся сохранением у взрослого физических или психических черт детского возраста).
  3. Воспитательная неуверенность родителей. В этом случае из-за каких-то психических особенностей родителей происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком. Родители идут «на поводу» у подростка, уступают даже в вопросах, в которых по собственному их мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок хочет найти к этому родителю подход и использует это, чтобы добиться ситуации «минимум требований - максимум прав». Такие родители боятся упрямства, сопротивления детей и находят довольно много поводов уступать им.
  4. Фобия потери ребенка. «Слабое место» - повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличение представлений о хрупкости «ребенка», его болезненности - все это может развиваться в связи с историей рождения ребенка. Другой источник - перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношения родителей к подростку в этом случае формируются под воздействием накопленного страха потери ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением, других - докучно опекать его.
  5. Неразвитость родительских чувств. Воспитание становится адекватным лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувства долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях и др. Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко осознается такими родителями. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, то, что он сам в свое время не получал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, шизоидность. Родительские чувства нередко значительно слабее у очень молодых родителей. При трудных, напряженных условиях жизни на подростка либо перекладывается значительная часть родительских обязанностей, либо к нему возникает раздражительно-враждебное отношение. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления.
  6. Проекция на подростка собственных нежелательных качеств. Причиной такого воспитания подростка нередко является то, что и в подростке родитель видит черты, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это выражается в агрессивности, склонности к лене, тяге к алкоголю и др. Эти родители много охотно говорят о своей непримиримости и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями подростка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителей сквозит недоверие в сыне, нередки инквизиторские интонации с характерными стремлениями в любом поступке выяснить «истинную», т.е. плохую причину. Этой причиной чаще всего бывает качество, с которым родитель неосознаваемо борется.
  7. Внесение конфликта между супругами в сферу воспитания. Конфликтность во взаимоотношениях между супругами - нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Нередко воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. При этом разница во мнениях родителей чаще бывает диаметральной: один настаивает на строгом воспитании, другой же родитель склонен «жалеть» подростка. Характерное проявление - выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом каждого из них интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав с в воспитательных спорах.
  8. Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Нередко отношение родителя к подростку обусловливается не действительными особенностями подростка, а теми чертами, которые родитель приписывает его полу, т.е. «вообще мужчинами» или «вообще женщинам». В этих условиях по отношению к подростку формируется стиль потворствующей гиперпротекции.
  Существуют другие точки зрения проблеме воспитания подростка. Например, А.Е. Личко называет следующие типы неправильного воспитания подростка в семье: гипепротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение в семье, условия жестких взаимоотношений, условия повышенной эмоциональной ответственности, противоречивое воспитание [8, 205].
  П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых ребенок может стать «идеальной нормальной личностью». К этим условиям он относит: наличие высоконравственного воспитателя. Он учит размышлять, быть правдимым, чтобы слово не расходилось с делом; регулярный и радостный труд рядом с ребенком; исключение крайностей из жизни ребенка: нищеты и роскоши, беспорядочной еды, табака, алкоголя и т. д.; гармоническое развитие способностей ребенка; постепенность и последовательность в воспитании; ограждение от контактов с безнравственными людьми; атмосфера любви и взаимоуважения.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое семейная жизнь?
  2. Назовите функции семьи.
  3. Что понимается под структурой семьи?
  4. Какие факторы оказывают влияние на семейные нарушения структуры семьи?
  5. Каковы тенденции современного семейного воспитания?
  6. Назовите принципы семейного воспитания.
  7. В чем состоит содержание семейного воспитания?
  8. Каким образом можно преодолеть конфликты между родителями и подростками?
  9. Назовите основные причины неправильного воспитания ребенка.
  10. В чем различие подходов к воспитанию ребенка в подходах А.Е. Личко и П.Ф. Лесгафт.

Литература

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / РАН. Ин-т русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 4-е изд., дополн. — М.: Азбуковник, 1997. — 944 с.
  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс. — М., 1978.
  3. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии Н.И. Шевандрин. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 544 с.
  4. Краткий словарь по социологии / Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина; Сост. Э.М. Коржева, Н.Ф. Наумова. — М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед колледжей — 2-е изд. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1996. — 604 с.
  6. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях / А.П. Ситник. — М., 1993.
  7. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия» / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. — 576 с.
  8. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. — СПб.: Питер, 2000. — 304 с.
  9. Ревская Н.Е. Психология и педагогика: Краткий конспект курса лекций Н.Е. Ревская. — СПб.: ООО «Изд-во «Альфа», 2001. — 304 с.

 
© www.txtb.ru