Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



12.1. Функции и структура семьи. Совместимость семьи

  Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. Она подвергается прямой перестройке. Процесс морального, психологического обновления семьи более длителен, более противоречив и сложен. Утверждение новых отношений, новой морали в семье осуществляется более медленными темпами, чем в экономической области. В преобразовании семьи участвуют биологические, психологические, демографические факторы. Этим объясняется причина устойчивости и живучести старого в семейной психологии.
  В Толковом словаре русского языка дефиниция «семья» определяется как группа живущих вместе близких родственников [1, 711]. Рассмотрим как определяют этот термин другие авторы. Например, Ф. Адлер под семьей понимает общество в миниатюре, от целости которого зависит безопасность всего человеческого общества. По мнению А.С. Макаренко семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья ... является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение. Назначение семьи по определению Ф .Энгельса, состоит в воспроизводстве жизни во всех её проявлениях. Воспроизводство через потомство [2, 50]. По определению Н.Я. Соловьева, семья — малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
  Семейная жизнь — работа ума и сердца, рук и нервов. Еще Аристотель говорил, что для достижения успеха в любом деле нужно четко определить цель и подобрать соответствующие средства.
  Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и другими родственниками. Жизнь семьи характеризуется многосторонними отношениями: социально-биологическими, хозяйственно-экономическими, нравственными, психологическими. Семья имеет огромное значение в жизни отдельной личности и общества в целом. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. К ним относятся: функции, структура и динамика.
  Социальные функции семьи отражают характер общественных потребностей в её жизнедеятельности как социального института, а также индивидуальные потребности членов семейной группы. К таким социальным функциям, по мнению Н.И. Шевандрина, относятся:
  1. Воспитательная функция. Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения.
  2. Хозяйственная функция. Заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи.
  3. Эмоциональная функция. Рализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.
  4. Функция духовного общения. Проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.
  5. Функция первичного социального контроля. Обеспечивает выполнение социальных норм членов семьи. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким-либо физическим недугом.
  6. Социально-эротическая функция. Воплощается в удовлетворении сексуально­эротических потребностей членов семьи. Семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально-эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества [3].
  Со временем происходят изменения в содержании и значимости различных функций семьи в зависимости от социальных условий. Например, функции семьи по отношению к человеку состоят в следующем: а) супружеская функция - супруги являются самыми близкими людьми. Они взаимодополняют друг друга; б) родительская функция - семья дает необходимые для гармонии в жизни условия, для того, чтобы в старости скрасить жизнь родителей; в) организация быта.
  В реальных условиях нарушение функций семьи связано со следующими факторами: а) личностные специфики членов семьи (например, индивидуально­типологические особенности, ценностные ориентации и т.п.); б) взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимание в семье; в) определенные условия жизни семьи.
  Под структурой семьи в социологии понимается совокупность отношений между её членами, включая родственную структуру, а также систему нравственных отношений [4]. Структура семьи позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между ее членами, кто осуществляет руководство, а кто - исполнение. Виды семей приведены на рис. 79.

Рис. 79. Виды семей

Рис. 79. Виды семей

  Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая мужа и жену, детей, а также нередко кого-нибудь из старшего поколения (бабушку и дедушку). Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а также на равное участие в решении всех семейных проблем.
  Структура и функции семьи изменяются на различных этапах её жизнедеятельности. Периодизация Э.К. Васильевой включает следующие стадии жизненного цикла семьи: а) зарождение семьи (с момента заключения брака до появления первого ребенка); б) рождение и воспитание детей; в) завершение жизнедеятельности детей.
  Кроме вышеназванных характеристик семьи существуют еще следующие: совместимость, срабатываемость её членов, уровень развития межличностных отношений её участников.
  Особое значение в семейных отношениях имеет совместимость между супругами - способность ее участников согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных сферах жизнедеятельности. Совместимость имеет ряд уровней: 1) психофизиологический - согласованность сенсомоторных действий, проявлений темпераментов; 2) психологический - согласованность стереотипов поведения и характеров; 3) социально-психологический - согласованность функционально-ролевых ожиданий; 4) социологический - проявляется в сходстве целей жизни и средств их достижения.
  Функционируя, семья решает ряд задач, которые состоят в следующем: а) создать максимальные условия для роста и развития ребенка; б) обеспечить социально­экономическую и психологическую защиту ребенка; в) передавать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим; г) научить детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким; д) воспитывать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я» [7, 505].
  Стиль отношений между членами семьи выделяет два противоположных типа семейного воспитания: авторитарный и демократический. Первый часто приводит к конфликтам с родителями. Второй тип более созвучен социальным задачам сегодняшнего дня. Существует и третий тип семейного воспитания - либеральный. Для этого стиля отношений характерны такие явления как анархия и попустительство [9].


 
© www.txtb.ru