Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



7.7. Инновационная деятельность педагога

  Теория и практика преподавания как деятельности педагога развиваются на основе:
  — самоотверженной работы педагогов-новаторов;
  — творческого поиска методистов-предметников;
  — фундаментальных трудов теоретиков-дидактов
  Педагог решает типовые, стандартные задачи и творческие. Педагогическое творчество — процесс решения педагогических задач в изменяющихся условиях.
  Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности является инновация. «Индивидуально-творческий подход в инновационной деятельности учителя предполагает осознание педагога себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки. Потребность в совершенствовании является основным мотивом и стержневым качеством учителя-новатора» [12, 97].
  Инновационная деятельность педагога связана с процессами самоопределения — построение отношения к новому, изменение себя, своей профессиональной позиции, преодоление препятстви самореализации [12, 93].
  Опыт построения модели инновационной деятельности представлен в работе В.А.Сластенина и Л.С.Подымовой [12, 92-93].
  Методологическими основами изучения структуры инновационной деятельности авторы избрали: аксиологический, рефлексивно-деятельностный, системный, социально­психологический, индивидуально-творческий подходы. По мнению авторов, структура инновационной деятельности педагога может быть представлена следующим образом [12, 97] (рис. 51). Рассмотрим кратко содержание компонентов.
  1. Инновационная деятельность строится под влиянием доминирующих мотивов. Это могут быть: 1) внешние стимулы (материальное вознаграждение, присвоение более высокого разряда, по служебной необходимости и др.); 2) мотивы внешнего самоутверждения педагога или мотивы престижа и др.; 3) профессиональный мотив ( желание учить и воспитывать, направленность инновации на обучающихся и др.); 4) мотивы личностной самореализации.

Рис. 50. Инновационная деятельность педагога

Рис. 50. Инновационная деятельность педагога

  Мотивы третьей и четвертой группы присущи творчески работающим педагогам. Учителя с отрицательной мотивацией в значительной степени склонны к стереотипу, отвергая все новое.
  2. Второй компонент структуры — креативный (способность порождать новые мдеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации и др.). Линия его развития начинается от подражания опыту, концепции, идеи, отдельному приему, форме и методу. Далее педагог переходит к копированию через творческое подражание. Следующий этап — подражательное творчество, когда педагог, беря за основу идею, полностью разрабатывает содержание, методы и формы ее реализации. На четвертой стадии — подлинное творчество (создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей) — педагог создает свою собственную оригинальную концепцию, методику обучения и воспитания.
  3. Технологический или операционный компонент инновационной деятельности педагога можно представить следующим образом:
  — «личностно-мотивированная переработка имеющихся образовательных проектов, их самостоятельная интерпретация, вычленение и классификация проблемных (западающих) педагогических ситуаций, активный поиск инновационной информации, ознакомление с новшеством;
  — профессионально-мотивированный анализ собственных возможностей по созданию или освоению новшества, принятия решения об использовании нового;
  — формирование целей и общих концептуальных подходов к применению новшеств;
  — прогнозирование средств достижения целей, изменений, трудностей, результатов инновационной деятельности: обсуждение с коллегами, администрацией, консультантами путей внедрения новшества;
  — создание «массива» идей, разработка концептуальной основы и этапов экспериментальной работы;
  — реализация инновационных действий: введение новшества в педагогический процесс и отслеживание хода его развития и внедрения;
  — осуществление контроля и коррекции введения новшества и всей инновационной деятельности: оценка результатов внедрения, рефлексия самореализации педагога» [12, 77-78].
  4. Необходимым компонентом в структуре инновационной деятельности педагога является рефлексия в форме самоанализа, самооценки, самопонимания и самоинтерпретации собственного сознания и деятельности, а также мыслей и действий обучающихся, коллег.
  В функциональной модели деятельности педагога, разработанной Н.В.Кузьминой, рефлексия педагога включена в гностический компонент.
  Сформированность инновационной деятельности может быть оценена по одному из четырех уровней:
  1) адаптивный характеризуется неустойчивым отношением педагога к инновациям. Новшество осваивается только под давлением социальной среды;
  2) репродуктивный отличается более устойчивым отношением к педагогическим новшествам, копированием готовых методических разработок с небольшими изменениями. Педагог осознает необходимость самосовершенствования;
  3) эвристический уровень характеризуется большой целеустремленностью, устойчивостью, осознанностью путей и способов внедрения новшеств. Педагог всегда открыт новому, ищет и внедряет новые способы педагогических решений;
  4) креативный уровень отличается высокой степенью результативности инновационной деятельности, высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. Педагог целенаправленно ищет новую информацию, создает авторские школы, охотно делится педагогическим опытом и др. Интуиция, творческое воображение, импровизация занимает важное место в деятельности таких педагогов.
  Инновационность является одним из принципов современной педагогики. Подготовка педагога должна быть направлена на формирование готовности к восприятию новшеств и обучение умениям действовать по-новому.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое дидактика? Каков ее предмет?
  2. Назовите функции дидактики и важнейшие вопросы теории обучения.
  3. Опишите связи дидактики с другими науками.
  4. Какова структура процесса обучения? Что такое учение и преподавание?
  5. Перечислите основные дидактические концепции.
  6. Охарактеризуйте основные компоненты педагогической деятельности.
  7. Назовите основные задачи педагогической деятельности.
  8. Дайте определение педагогической культуры.
  9. Назовите основные компоненты педагогической культуры.
  10. Что такое педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, педагогическая направленность?
  11. Каковы уровни продуктивной деятельности педагога?

Литература

  1. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса: Справочное пособие /С. А. Пуйман. — Мн.: ТетраСистемс, 1999. — 128 с.
  2. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / Под ред. А.И.Щербакова. — М.: Просвещение, 1987.
  3. Ительсон Л.Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946 - 1980 гг / Л.Б. Ительсон. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я.Ляудис. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие для инженерно-педагогических ин-тов и индустриально-педагогических техникумов / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Изд-во “ Деловая книга”, 1996. — 344 с.
  5. Бордовская Н.В. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. — СПб.: “Питер”, 2000. — 304 с.
  6. Кузьмина Н.В. Стратегия развития системы акмеологических наук / Проблемы развития системы акмеологических наук. Научная сессия 30-31 янв. 1996 г. / Н.В. Кузьмина. — СПб., 1996. — С.7-39.
  7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. — М.: Высш. шк., 1990. — 119 с.
  8. Ситников А.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии / А.П. Ситников. — М.: Технологическая школа бизнеса, 1996. — 428 с.
  9. Якунин В.А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты / В. А. Якунин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 160 с.
  10. Богданов Е.Н. Введение в акмеологию (учебное пособие) / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкина. — Калуга: Кал. ГУ, 2000. — 96 с.
  11. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  12. Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, Л.С. Подымова. — М.: ИЧП “Изд-во Магистр”, 1997. — 224 с.
  13. Педагогическая энциклопедия. — М., 1965. — Т2. —С.739.
  14. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В.Г. Крысько. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 368 с.


 
© www.txtb.ru