Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.4. Компоненты педагогической деятельности

  Педагогическая деятельность - воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучающегося, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования.

Таблица 6. Содержание продуктивного варианта построения процесса обучения

Таблица 6. Содержание продуктивного варианта построения процесса обучения

  Педагогическая деятельность является сложно организованной системой различных видов деятельности. К ним относятся:
  1. Деятельность педагога, обучающего непосредственно.
  2. Деятельность по обобщению опыта обучения. Она состоит в сопоставлении процедур обучения и выделении наиболее эффективных приемов и способов обучения - деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения.
  3. Деятельность, направленная на построение учебных средств, учебных предметов.
  4. Деятельность программирования, составления учебных программ.
  5. Рефлексивная деятельность.
  Педагогическая деятельность характеризуется активностью педагога в процессе обучения. Она рассматривается как: а) организационно-управленческая деятельность (средство управления учебной деятельностью); б) понимание сознания обучающегося; в) организация понимания.
  Существенным моментом работы педагога является коммуникация и понимание состояния обучающегося. Понимание значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, понимание изнутри другого человека, т. е. работа с его сознанием. С другой стороны, педагог должен также организовать и понимать себя, доносить до обучающегося что-то важное с его точки зрения. Но понимание не передается прямо, его можно добиться только на осознании своего личного опыта. Педагогический акт (действие), таким образом, является коммуникативным, диагностическим актом (рис. 44).
  Процесс управления выступает одновременно как циклический и непрерывный, что создается одновременным и последовательным выполнением многих циклов управления. Мотив - цель - действие - результат - прогноз - новый мотив - такова схематическая картина непрерывного управленческого процесса (рис. 45).
  Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики: целеположенность, мотивированность, предметность, продуктивность (Н.В. Кузьмина) (рис. 46).
  Каждый акт преподавания призван вносить определенные изменения как в сам характер деятельности обучающегося, так и в процесс его становления как личности. Для этого педагог проводит тщательный анализ целей обучения применительно к конкретным ситуациям обучения, к конкретной изучаемому содержательной учебной информации и каждому ее разделу в отдельности. И каждый раз цели обучения на занятиях должны быть доведены до указания типовых задач, ради которых организуется обучение. Без определения таких задач цели обучения оказываются недостаточно конструктивными, их достижение затруднено, они не поддаются педагогическому контролю. Не имея четкого представления о том, для решения каких задач предназначаются знания, педагог не может определить, какую деятельность должны совершать обучающиеся при обучении этим знаниям. Вот почему до начала обучения педагог должен не только иметь четкую программу того «чему учить», но и сформировать те задачи, в которых обучающиеся должны будут использовать усваиваемое содержание, т.е. «как учить».

Рис. 44. Виды педагогической деятельности

Рис. 44. Виды педагогической деятельности

  При разработке таких программ педагог должен оценить какие знания, с какой целью, и в какой степени он предполагает сформировать у обучающихся в результате изучения ими данной содержательной учебной информации. Для этого ему необходимо учесть особенности отдельных видов учебной деятельности обучающихся, которая обеспечит достижение поставленных целей в деле формирования умственных и психических качеств обучающихся. При этом важнейшую роль играет установление последовательности действий обучающихся, структура операционного состава действия, нахождение способов повышения мотивации обучающихся к участию в процессе учебно­познавательной деятельности. Такова первая задача преподавания в структуре процесса обучения.
  Вторая задача сводится к реализации принципа активности и самоуправления в познавательной деятельности обучающихся. Она заключается в такой организации учебных занятий, при которой педагог с помощью программ обеспечения и организации учебной деятельности направлял бы и интенсифицировал процесс активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучающегося по овладению основ теории и методов ее применения при решении учебно-познавательных задач. Для достижения результативности процесса обучения необходима рациональная организация и успешное руководство самостоятельной работой обучающихся. Управление педагогом процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов: планирование (учебно-тематический план); организация; регулирование (стимулирование, корректировка); непрерывный контроль (текущий, промежуточный, итоговый и комплексный); оценка и анализ результатов; прогноз.

Рис. 45. Схематическая картина непрерывного процесса управления

Рис. 45. Схематическая картина непрерывного процесса управления

Рис. 46. Характеристики педагогической деятельности (Н.В. Куэьмина)

Рис. 46. Характеристики педагогической деятельности (Н.В. Куэьмина)

  Основное содержание деятельности педагога включает выполнение нескольких функций - обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для педагога вуза сочетание педагогической и научной деятельности.
  Продуктом педагогической деятельности выступает формируемый у обучающихся индивидуальный опыт. Он включает совокупность аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных и оценочных компонентов.
  Результатом педагогической деятельности является развитие обучающегося: его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление как личности, как субъекта учебной деятельности. Результат диагностируется в сопоставлении качеств обучающихся в начале обучения и по его завершению во всех планах развития человека.
  При анализе профессиональной деятельности используется функциональный подход. Функции определяют действия и способы решения профессиональных задач. С другой стороны, функция - это признак системного явления, такая его качественная характеристика, которая направлена на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов определяется их связью со структурными компонентами и между собой.
  В педагогической системе, описанной Н.В.Кузьминой, выделено пять элементов: цель, содержание, средства, обучающийся и педагог. Все связаны между собой (каждый с каждым). Им поставлены в соответствие пять фундаментальных компонентов деятельности педагога с той же структурой связей проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный и гностический (исследовательский). Рассмотрим кратко их содержание.
  Проектировочный компонент «включает действия, связанные с предвосхищением, «забеганием вперед» - предвидением возможных последствий от решения системы педагогических задач в течение всего обозримого времени, на которое ведется планирование ...».
  Конструктивный компонент «включает действия, связанные с композиционным построением предстоящего занятия, мероприятия, ... проигрыванием разных вариантов его построения в условиях системы предписаний, диктуемых программой, ... наличием наглядных пособий и ТСО, временем в течение которого должна быть решена конкретная, текущая педагогическая задача».
  Организаторский компонент «включает действия, связанные с организацией содержательной учебной информации в процессе ее предъявления, деятельности обучающихся, связанной с ее усвоением, собственной деятельности ... в процессе решения педагогической задачи».
  Коммуникативный компонент «включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений (с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией) в процессе непосредственного взаимодействия с ними в ходе решения педагогических задач».
  Гностический (или исследовательский) компонент «включает анализ педагогической ситуации, формирование педагогической задачи, добывание главных знаний, необходимых для продуктивного решения, анализ процессов решения задачи, результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным» [7, 37].
  А.П. Сытников добавляет новый компонент - мотивировочный [8]. В.А. Якунин в работе [9] к названным пяти присоединяет еще две функции педагога: прогностическую и информационную. Прогностическая функция - умение прогнозировать результаты предстоящей учебной деятельности обучающихся. Информационная функция - передача информации в доступной форме с использованием имеющихся в распоряжении средств и методов.
  Кроме того, педагог в процессе обучения организует эмоционально­интеллектуальное взаимодействие в системе «преподаватель-обучающийся»; вовлекает, по возможности, всех в активную учебную работу (восприятие содержательной учебной информации, анализ ее выражения и принятие различных позиций, мнений и т.д.); проводит оперативную диагностику обучающихся с целью выявления их мотивации, потребностей, интереса к теоретическому и практическому материалу; создает педагогические ситуации, в которых обучающиеся осуществляют аналитическую, сравнительно-сопоставительную, рефлексивнооценочную деятельность: включает активные методы, средства и организационные формы обучения в преподаваемую учебную дисциплину; связывает содержательную учебную информацию с жизнью, практикой и будущей профессией.

 
© www.txtb.ru