Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


7.1. Объект, предмет и задачи дидактики

  Термин «дидактика» (греч. didaktikos поучающий, относящийся к обучению; «didasko» искусство учить, объяснять, доказывать, учиться, наставлять) - раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения. Считается, что этот термин ввел немецкий педагог В. Ратке в курсе лекций «Краткий отчет из дидактики или искусства обучения Рахития», понимая под ним научную дисциплину, которая занимается исследованием теории и практики обучения.
  Объект дидактики - реальные процессы обучение во всем их объемах и во всех их аспектах (закономерности, тенденции, связи, сущностные характеристики элементов и др.); образование и обучение различных категорий обучающихся в разного вида учебных заведениях.
  Предмет дидактики - обучение как средство образования и воспитания человека. Это преподавание и учение в их единстве, обеспечивающее организованное педагогом усвоение обучающимися содержание образования и видов учебной деятельности; система отношений: педагог - обучающийся, обучающийся - содержательная учебная информация, обучающийся - другие обучающиеся. Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.
  Однако специфически, главным отношением в целенаправленной деятельности по передаче социального опыта от поколения к поколению является отношение между двумя организованными деятельностями - преподавание и учение, т.е. деятельностью тех, кто обучает и тех, кто обучается. Это отношение организует всю систему дидактических отношений и их конкретное проявление в процессе обучения.
  Некоторые исследователи подразделяют дидактику на общую и частную.
  Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать обучающихся по всем учебным предметам и на всех уровнях обучения.
  Частные дидактики или, как их еще называют, предметные методики разрабатывают теорию преподавания конкретных учебных дисциплин, Они исследуют процесс обучения по отдельным предметам или уровню обучения. Это спорное утверждение разделяют многие.
  Общая дидактика составляет теоретическую основу частных дидактик, базируясь в тоже время на результатах их исследований.
  Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения.
  Полученные теоретические знания позволяют направлять практику обучения, совершенствовать ее в соответствии с изменяющимися целями, которые ставит общество перед системой образования. Разрабатывая проблемы отбора содержания образования, устанавливая принципы обучения, нормативы применения методов и средств обучения, дидактика выполняет нормативно-прикладную, конструктивно-техническую, научно­теоретическую функции.
  В дидактике отражаются сущность процесса обучения, его закономерности; объем и структура содержания образования; применение и пути совершенствования методов, средств и организационных форм обучения; особенности воспитывающих воздействий педагогического процесса на обучающихся; тенденции и перспективы развития; условия реализации процесса обучения; содержание воспитательной, образовательной и развивающей функций.
  Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я. А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей в работе «Великая дидактика» (1657 г). Он рассмотрел важнейшие вопросы теории обучения: содержание образования, дидактические принципы наглядности, последовательности обучения и др., организация классно-урочной системы обучения. Теория обучения Я. А. Коменского построена в соответствии с принципом природосообразности воспитания.
  Наука дидактика тесно связана с общей психологией, философией, социологией, кибернетикой, педагогической психологией, с частной методикой, физиологией, эргономикой, теорией воспитания и др. науками (см. рис. 37, 38).

Рис. 37. Связь дидактики с другими науками

Рис. 37. Связь дидактики с другими науками

Рис. 38. Связь дидактики с методикой

Рис. 38. Связь дидактики с методикой

  Значительный вклад в развитие мировой дидактики внесли И.Ф. Гербарт (1776­1841), И.Г. Песталоцци (1746-1827). А. Дистерверг (1790-1816). К.Д. Ушинский (1824­1870), Д. Дьюл (1859-1952), В. Лай (1862-1926) и др.
  На развитие отечественной дидактики в конце XIX - начале ХХ вв. большое влияние оказали своими трудами П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А. К. Гастев и др.
  Дидактика включает в себя философские общенаучные и частные понятия. Первостепенное значение для дидактики имеют такие философские категории, как «общее и единичное», «сущность и явление», «противоречие», «связь» и др. В числе общенаучных понятий, используемых дидактикой являются: «система», «структура», «функция», «элемент». Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «образование», «педагогический процесс», «педагогическая деятельность», «педагогическое сознание» и др. К специфическим дидактическим понятиям относятся: «обучение», «преподавание», «учение», «процесс обучения», «учебная дисциплина (предмет)», «содержание образования», «метод обучения» и др. В дидактике используются также понятия, заимствованные из смежных наук: психология («восприятие», «усвоение», «умение», «развитие» и др.), кибернетики («управление», «обратная связь» и др.) и др. Понятийно-терминологическая система дидактики непрерывно обновляется и пополняется.
  Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые часто называют дидактическими системами - совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащую достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, принципов, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, организационных форм обучения, диагностики, критериев. Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций выделяют три: традиционную, педоцентристкую, современную.
  В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание - деятельность педагога, Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я. Коменский, Г. Песталоцци, И. Гербарт, А. Дистерверг и дидактика немецкой классической гимназии. Цель - передача и усвоение готовых знаний, выработка умений и навыков применения.
  В педоцентристкой концепции главная роль в обучении отводится учению - деятельности обучающегося. В основе этого подхода лежит система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейна, В.Лая, Л.Н. Толстой - теории периода реформ в педагогике в начале ХХ века. Процесс обучения осуществляется исходя из потребностей, интересов, способностей обучающихся. Цель - развитие личности воспитанника и раскрытие всех потенциальных возможностей через спонтанную свободную деятельность обучающегося.
  Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны - преподавание и учение составляют процесс обучения, их диалектическое единство в структуре этого процесса является предметом дидактики (Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Цель - формирование системы знаний и обеспечение развития личности обучающегося.
  Основополагающие положения теории обучения исторически складывались в трудах отечественных ученых П.Р. Атутова, Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, М.И. Кондакова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, Н.Д. Никандрова, И.Т. Огородникова, М.Н. Скаткина, С.Г. Шаповаленко и др. Перечень проблем очень обширен: оптимизация учебно-воспитательного процесса, отбор содержательной учебной информации для изучения в средней школе, интенсификация обучения, повышение эффективности познавательной самостоятельности, творческой активности и инициативы обучающихся, усиление межпредметных и внутрипредметных связей, исследование организационных форм педагогического процесса, методов, средств, принципов обучения, проектирование, конструирование и внедрение педагогических технологий, оценка полезности образовательных продуктов и др.
  Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как программированное, проблемное и развивающее обучение (П.Я. Гальперин, И.М. Махмутов, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.), педагогика сотрудничества группы учителей-новаторов 80-х годов в России (В.Ф. Шаталов, Ш.А. Амонашвили и др.), школа диалога культур (В.С. Библера), личностно-ориентированное обучение (В.А. Петровский, И.С. Якиманская и др.), адаптивная система обучения (А.С. Границкая), идея блочного метода обучения (В.В. Гузеев, В.Ф. Шаталов), дидактической системы (М.И. Ботова. Н.П. Гузик, Л.П. Доласбаева, А.В. Усова, Н.В. Бедарева и др), деятельностно­ориентированное обучение, предметно-ориентированное обучение, модульно­рейтинговая технология обучения, процессуально-оринтированное обучение и др.
  Зарубежные технологии модель полного усвоения (Л. Андерсон, Б. Блок, Б. Блум, Д. Кэррол и др.), поисковые подходы теоретико-познавательной ориентации (Э. де Боно, Д. Брунер, Э. де Корте, Д. Мизироу, М. Ноулз, Х. Таб, Д. Шваб и др.), исследовательская метафора, технологическая метафора и др.
  Основными тенденциями развития систем обучения в отечественной и мировой педагогике являются следующие:
  - ориентация обучения на формирование самостоятельно критически мыслящей личности;
  - организация исследовательской и проектировочной деятельности каждого обучающегося с целью овладения ими методами наук;
  - технологический подход к построению процесса обучения;
  - интеграция в него средств информатизации, учебного видео и др.
  Дидактика высшей школы - наука о высшем образовании, обучении и воспитании в высшей школе. Она является интенсивно развивающейся отраслью педагогического знания Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно: дидактическое исследование явления высшая школа; выявление закономерностей процесса обучения в высшей школе; дальнейшая разработка теории высшего образования; моделирование, проектирование, конструирование и внедрение образовательных технологий; совершенствование педагогического инструментария и др.
  Дидактика высшей школы призвана поставить на научную основу решение следующих задач: обоснование специфических целее образования; обоснование социальных функций высшей школы; обоснование содержания высшего образования; научное обоснование способов моделирования, проектирования и конструирования педагогического процесса в высшей школе и осуществление учебной деятельности; определение оптимальных путей, выбор содержания, методов. Форм и технологий обучения, организация самостоятельной работы обучающихся, воспитательной работа в высшей школе.

 
© www.txtb.ru