|
5.2. Конкретизация содержания образования в учебной литературе
Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебно-методических комплексах, учебниках и учебных пособиях. Рассмотрим их содержание. Учебный план - основной нормативный документ ОУч, осуществляющего педагогический процесс в рамках системы занятий и предметной структуры обучения. Учебный план, как правило, представляет собой таблицу, в которой для каждого учебного предмета и каждого года обучения задано число занятий в неделю, отводимых на его изучение. Кроме того, учебный план состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору обучающегося, а так же факультативных дисциплин. Фиксируя наиболее общие ограничения по составу содержания образования и учебной нагрузке обучающихся, учебный план служит базой для разработки учебных программ и учебно-методических пособий, для планирования кадрового и финансового обеспечения образовательного учреждения. Отбор дисциплин и распределение учебного времени, реализованные в учебном плане, отражают взгляды его составителей на то, каково содержание образования и в каком объеме оно необходимо обучающимся. Сущность базисного учебного плана заключается в распределении содержания образования и учебной нагрузки обучающихся на отдельные компоненты, конструируемые на общегосударственном, региональном и местном (школьном) уровнях. Введение общегосударственного компонента обеспечивает единство школы и общественно необходимое качество образования. Региональный компонент обеспечивает учет местных и национальных особенностей потребностей. Местный (школьный) компонент позволяет адаптировать рабочий учебный план конкретного ОУч применительно к потребностям контингента обучающихся и возможностям образовательного учреждения. На основе базисного учебного плана - формируются разнообразные программы конкретных ОУч, осуществляется поисковая и инновационная деятельность в области образования. При разработке учебного плана используются следующие основные принципы построения учебных планов подготовки специалистов, сформулированными в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, Б.С. Гершунского, И.Я. Лернера и др.: гуманистической направленности; научности; систематичности и последовательности; профессиональной направленности; связи теории и практики; стабильности и динамичности; унификации и дифференциации; информационной технологичности; преемственности содержания образования данной ступени; доступности и единства воспитания, обучения и развития. Учебная программа - средство фиксации содержания образования на уровне учебного предмета. Она направляет деятельность педагога и обучающихся, составителей учебников, учебных пособий и технических средств обучения. Общие требования к учебной программе - единство теоретических основ совокупности программ для той или иной ступени обучения и отражение этой совокупностью целостного содержания образования в данном типе ОУч. В учебной программе должно быть показано, какой из компонентов содержания образования является ведущим в конкретном учебном предмете: система научных знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности, отношения. Данное требование реализуется как в объяснительной записке, так и в самом тексте программы по курсам (классам). В структурном отношении типовая учебная программа состоит из трех компонентов: объяснительной записки или введения; собственно содержания образования, включающего основную информацию; методических указаний о путях реализации данной учебной программы (рис. 24). При разработке учебной программы особое внимание уделяется междисциплинарным связям. Рассмотрим содержание составляющих учебной программы.
![Рис. 24. Структура учебной программы по любой области знаний](../img/490.png)
Рис. 24. Структура учебной программы по любой области знаний
Объяснительная записка к учебной программе призвана раскрыть цели данного учебного предмета, его место в учебном плане и связи с другими дисциплинами цикла или циклами дисциплин. Основные требования к тексту учебной программы - полнота и конкретность представления содержания учебной дисциплины, включение всех необходимых и достаточных для реализации выдвинутых целей элементов с их характеристиками и взаимосвязями. Каждый компонент содержания образования имеет свою особую форму фиксации в тексте учебной программы. Знания вводятся списком законов, научных теорий, понятий; способы деятельности обозначаются перечнем умений и навыков; опыт творческой деятельности фиксируется в примерных проблемных задачах, которые обучающиеся должны решать самостоятельно; воспитательный компонент должен вводится через оценочные знания, умения и идеи. Многообразие типов образовательных учреждений (школа, гимназия, лицей, колледж и др.) и дифференциация обучения предполагает значительную вариативность учебных программ, связанную со степенью обязательности учебного курса, видом учебного предмета, оценкой интересов и способностей того контингента обучающихся, которым учебная программа предназначена, а также известную децентрацию в их разработке. Но и вариативные учебные программы должны включать некий объем базового образования всеми обучающимися независимо от типа ОУч и его региональных особенностей. Создание учебной программы требует большой подготовительной работы - анализа имеющихся программ и опыта их реализации, отбора и распределения учебного материала в соответствии с научными принципами, осуществления процедур минимизации учебного материала в связи с временными рамками курса, опытной проверки фрагментов учебной программы в практике образовательного учреждения, реализация программы. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения учебной программы учебный материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходится на последующих ступенях обучения. Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что учебный материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах. Конкретизация учебных программ и полная проверка их реализации находит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы обучающихся, важнейшее средство обучения. Учебно-методический комплекс (УМК) - открытая система учебных пособий, обеспечивающая личностно-ориентированный уровень обучения в условиях педагогического процесса. В литературе существует и другое определение УМК. Например, УМК - это комплект дидактических материалов, рассчитанный на самостоятельную работу обучающихся по отдельным разделам курса. В УМК входят: а) учебные пособия, руководство (или набор руководств) по организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся; б) средства стандартизированного контроля, дополнительного и вспомогательного обучения, предусматривающих достижение запланированных учебных результатов. в) основная и дополнительная литература; г) глоссарий. Учебно-методический комплекс последовательно ориентирует обучающихся на заранее поставленные и четко выраженные цели. Создание и использование УМК связаны с развитием программированного обучения и педагогической технологии в различных странах в 60-х годах XX века. При применении УМК предусматривается планирование работы обучающихся: постановка цели, предъявление информации, тестирование, коррекция обучения в соответствии с достигнутыми промежуточными результатами. Учебно-методический комплекс воспроизводит в себе обучающий цикл и рассчитан на практически полное программирование учебной деятельности обучающихся. УМК охватывает, как правило, небольшие фрагменты предметного содержания и делает возможным включение их как в традиционные, так и в нетрадиционные организационные формы обучения, а также при индивидуализации процесса обучения. Особую роль играют УМК в работе ОУч дистанционного обучения. УМК, применяемые в этом случае, отличаются значительным объемом содержательной учебной информации и подразделяются на целостные разделы - «модули», каждый из которых рассчитан на определенное учебное время. В ряде случаев УМК включает модули, в содержании которых выделен материал различного вида и уровня сложности и предусмотрена возможность дифференцированного процесса обучения или альтернативные способы достижения дидактических задач, проработки содержательной учебной информации в соответствии с индивидуальными предпочтениями, стилями учебной работы. Реализация идеи УМК требует издания широкой номенклатуры дополнительной учебной литературы и высокой профессиональной подготовки разработчиков. Учебник - книга, в которой систематически излагаются основы знаний в определенной области на уровне современных достижений науки и культуры; основной и ведущий вид учебной литературы. Для каждой ступени образования и вида ОУч, а также для самообразования создаются учебники, отвечающие целям и задачам обучения, воспитания и развития определенных возрастных и социальных групп. Разработки теории учебной книги позволили определить двуединую сущность учебника. С одной стороны, он является для подавляющей массы обучающихся важным источником знаний. С другой стороны, учебник - важнейшее средство обучения. Как средство обучения учебник обладает определенной материальной формой, которая жестко связана с содержанием образования, с процессом и результатами усвоения. Через учебник осуществляется организация процесса усвоения содержания образования как в плане познавательной, самостоятельной творческой деятельности, так и в эмоционально-ценностном отношении. Учебник призван формировать способность обучающихся к накоплению личного социального опыта, развивать у него умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в жизни.
![Рис. 25. Структура учебника по любой области знаний](../img/491.png)
Рис. 25. Структура учебника по любой области знаний
Рассматривая учебник как комплексную информационную модель педагогического процесса, В.П. Беспалько под понятие учебника подводит любой материальный носитель, будь-то книга, фильм, звукозапись или компьютерная программа, заложенная в компьютер. Как модель процесса обучения учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы и технологию обучения (ориентируя пользователя на определенные организационные формы и способы обучения). Основным критерием оценки качества учебника является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту. Структура учебника включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые, вспомогательные компоненты (Д.Д. Зуев). К внетекстовым компонентам относятся: аппарат организации усвоения (вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстративному материалу и упражнения); собственно иллюстративный материал; аппарат ориентировки, включающий предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели. Структура учебника показана на рис.25. К подбору и структурированию содержания учебника существует различные точки зрения. На рис. 26 показан один из подходов. При создании учебника необходимо учитывать, что все существующие концепции построения учебного предмета исходят из следующих положений: 1) содержание учебного предмета воспроизводит адекватную науке систему знаний, методы познания; 2) структура учебного предмета определяется его научным содержанием; 3) методология и логика построения учебного предмета отражают исторический путь развития научного знания вне его конкретного носителя - обучающегося, который познает мир в его объективном движении, изменении, развитии. Законы развития мира не зависятот обучающегося; он должен их познать и применять в своей непосредственной деятельности; 4) учебный предмет обеспечивает усвоение научных знаний, создает условия для преодоления трудностей познания; 5) реализация содержания обеспечивается педагогом с использованием учебника, а обучающиеся - усваивают, а затем воспроизводят в собственной деятельности, которая называется учебнопознавательной.
![Рис. 26. Схема структурирования содержания учебника](../img/492.png)
Рис. 26. Схема структурирования содержания учебника
Учебные пособия в современной педагогической классификации - это все материальные средства обучения, используемые в образовательном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой и изложенных в учебниках. Для каждого учебного предмета разрабатывается система учебных пособий, между которыми существуют связи, определяемые содержанием предмета, методикой преподавания, особенностями усвоения того или иного содержания и функциональными свойствами отдельных видов учебных пособий. В педагогической практике различают три основные группы учебных пособий: 1) натуральные объекты; 2) изображения и отображения предметов и явлений действительности; 3) описания предметов и явлений мира словами и фразами естественного и искусственного языков. Отдельную группу учебных пособий составляют технические средства обучения (рис. 27). Рассмотрим кратко их содержание. В состав первой группы входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырье и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего лабораторного их изучения (реактивы, приборы и т.д.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и другой деятельности обучающихся (древесина, металл и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты, принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки, технические устройства и др.). Вторая группа включает: объемные пособия - макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия - таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства - кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, записи на грампластинках, магнитной ленте и кассете, радио- и телепередачи, видеокассеты, компакт-диски и др. В третью группу входят: учебно-методическая литература - программнометодическая (программы и методические указания к ним, письма и руководства); обучающая (буквари, учебники, текстовые пособия, лекции, видеолекции, конспекты и пр.); вспомогательная (хрестоматии, практикумы, сборники практических заданий, задач и упражнений, атласы, сборники чертежей, рабочие тетради; издания для чтения на иностранных языках и другие материалы). Особую группу учебных пособий составляют технические средства обучения: информационные, контролирующие, обучающие, моделирующие и др. К учебным пособиям предъявляют разносторонние функциональнопедагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены. Разработку учебных пособий осуществляют научно-исследовательские институты, конструкторские и технологические бюро различных министерств, педагоги-специалисты по учебному оборудованию, а также отдельные педагоги. Создание новых и модернизация существующих учебных пособий происходит на основе исследований, ведущихся в институтах Российской академии образования и других образовательных учреждениях.
|
|