Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Иерархия целей воспитания и образования

  В педагогической науке принято выстраивать образовательную траекторию движения к цели через комплекс решаемых задач. Иначе говоря, термин “всестороннее” воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие, которые и принято называть “задачами” воспитания. Рассмотрим их содержание.
  Задача 1-я. Умственное воспитание - целенаправленное и планомерное руководство процессом овладения обучающимися системой научных и прикладных знаний, опытом их практического применения, формирование культуры познавательной деятельности, потребностей и опыта в непрерывном самообразовании. Реализуется в педагогическом процессе, в ходе внеучебной деятельности, под влиянием среды. Умственное воспитание органически связано со всеми параметрами социализации личности. Содержание умственного воспитания определяется как образовательными стандартами, так и свободным выбором модели интеллектуального становления личности.
  Задача 2-я. Физическое воспитание - целенаправленное и планомерное управление формированием физически и психически здоровой личности, обладающей основами здорового образа жизни. Важнейшими проблемами физического воспитания обучающихся являются проблемы вовлечения их в научно обоснованный режим физических и психических тренингов, овладения индивидуализированными программами предупреждения и преодоления отставаний в физическом и аномалий в психическом развитии. Барьером на пути формирования здорового поколения становится низкий уровень жизни российских граждан.
  Задача 3-я. Нравственное воспитание - процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения. В спектр нравственного воспитания и перевоспитания интенсивно входят задачи предупреждения, преодоления аморализма из мира взрослых: алкоголизм, наркомания, проституция и др. В педагогике рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармоничного развития личности.
  Задача 4-я. Правовое воспитание. Необходимость углубленного изучения и практической реализации воспитания правосознания, законопослушных, правозащищенность детей и взрослых обусловлена двумя факторами, связанными с: 1) разработкой и внедрением в жизнь новых основ российского законодательства; 2) присоединением России к международным документам о правах детей и юношества.
  Задача 5-я. Трудовое воспитание. Среди задач всестороннего формирования личности оно занимает особое место, как некий интегральный итог их решения. В результате интеллектуального, физического, нравственного и других сторон развития личность оказывается в достаточной или недостаточной степени подготовленной к жизненному самоопределению, выбору профессии, принятию на себя той или иной общественной роли. Острейшей проблемой трудового воспитания является проблема обесценивания производственного труда и утрата его привлекательности. В настоящее время назрела проблема разработки моделей трудового воспитания молодежи в условиях производственной конкуренции и рыночных отношений, безработицы и готовности молодежи к борьбе за свои права в сфере занятости.
  Задача 6-я. Эстетическое воспитание. Формирование эстетической культуры обучающихся определяется как целенаправленный и планомерный процесс развития у них эстетических знаний, вкусов, интересов и потребностей. Сферой эстетического становления личности выступают искусство, природа и межличностные отношения, развитие у обучающихся талантов, дарований и творческих способностей в различных областях искусства. Наиболее острыми проблемами формирования эстетической культуры обучающихся ОУч можно назвать: дезориентирующее влияние на эстетическое сознание школьников средств массовой информации, лавину доступных всем и внешне привлекательных произведений псевдоискусства.
  При осуществлении педагогической деятельности ни один из вышеназванных компонентов всестороннего развития личности не может по произволу педагога или из-за сопротивления обучающихся быть изъят из педагогического процесса. Ибо это будет нарушение прав будущего гражданина, негативно может сказаться на его жизненном самоопределении.
  Целеобразование входит в деятельность педагога как неотъемлемая часть его профессионального труда. Чтобы уяснить его как компонент педагогического профессионализма, по мнению И.П. Раченко, надлежит усвоить такие истины, как: а) научный смысл проблемы целеполагания; б) сущность целеобразования; в) место и значение цели в структуре педагогической деятельности; г) классификация целей по различным основаниям. И затем научиться формулировать цели и задачи учебно­воспитательной работы с позиций научной организации педагогического труда.
  В педагогике целеполагания утвердилось требование «диагностичности» сформулированной цели и задачи. Это же требование диктуется и смыслом воспитания как управления развитием личности обучающегося.
  Иерархичность целей воспитания и образования предопределяется двумя основными фактами:
  1) государственной целью воспитания как социальным заказом (все обучающиеся имеют право на интеллектуальное, физическое, нравственное, трудовое воспитание, на развитие политической, экологической, эстетической, правовой культуры, опыт жизненного самоопределения);
  2) реальным уровнем развития, продвинутости, неравномерным формированием параметров становления
  Следовательно, педагог ставит такую задачу, которая подсказывается интервалом между тем, что должно быть в знаниях, умения и навыках, опыте обучающихся и чем он обладает на самом деле.
  Анализ педагогической литературы показывает, что в настоящее время по разным основаниям формулируется множество целей и задач в педагогической практике. Различают произвольное и непроизвольное целеполагание. Формулируются конкретные и абстрактные цели.
  По временному основанию выделяются отдаленные, близкие, непосредственные, ближайшие, промежуточные, перспективные и конечные цели.
  С содержательной стороны подобная классификация переносится на любые направления (рис. 19). Например, при разработке учебных программ профессионального самовоспитания обучающийся выстраивает с учетом разновидностей самовоспитания по цели (новообразующее или искореняющее), по содержанию (физическое, интеллектуальное, саморазвитие волевых качеств и т.д.), по времени (кратковременное, средневременное, долговременное), по форме (индивидуально-интимное, парное, групповое).

Рис.19. Целеполагание и цели образования

Рис.19. Целеполагание и цели образования

  В языке практического целеполагания используются такие обобщенные словосочетания, как: «собственно-педагогическая задача»; «функционально­педагогическая задача». Первое означает перевод обучающегося из одного состояния в другое (не умел -научился, не знал - узнал, не владел - овладел и т.п.). Вторым словосочетанием обозначают разработанные для решения собственно-педагогических задач педагогические сценарии: упражнения для развития культуры речи, мероприятия по формированию опыта самоорганизации трудовой деятельности и т. п.
  Одной из проблем, в решении которой не существует согласованного мнения, оказывается проблема конспирации или деконспирации педагогических целей от обучающихся. Поэтому перед педагогом всегда стоит задача: посвящать своих подопечных в свои профессиональные замыслы?

 
© www.txtb.ru