Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



2.3. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

  В 21 веке непрерывность и так называемая поликультурность образования становятся основными принципами образовательной политики. Образование не ограничивается стенами учебных заведений. Обучение детей раннего возраста организуется на гибкой основе, с тем, чтобы семья и общественность совместно участвовали в этом и совместно несли необходимые расходы. Обучение в начальной и средней школе приобретает комплексный характер, все более нацеливается на обеспечение молодежи и взрослых широкой общей подготовкой, дающей возможность овладевать различными специальностями на протяжении всей жизни.
  Непрерывное образование (НОб) - стадийный и целостный в своих элементах пожизненный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение её духовного мира [5, 272]. В российской педагогической энциклопедии термин непрерывное образование трактуется как философско-педагогическая концепция, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека; аспект образовательной практики, представляющий её как непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев имеющейся образовательной системы; принцип организации образования, образовательной политики [6, 41].
  Международная комиссия ЮНЕСКО по развитию образования считает, что непрерывность образования - это не столько система образования (отдельная), сколько принципы, на которых должна базироваться вся система образования и которая предоставляет развитие всех её составляющих частей.
  Концепция непрерывного образования получила признание во всем мире как руководящая основа образовательной политики. В современном обществе НОб приобретает характер парадигмы научно-педагогического мышления.
  В теории и практике НОб особо акцентируется вопрос образования взрослых за пределами базового образования - приобретение и повышение квалификации, переподготовка в процессе смены профессий, образование в ходе адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям; досуговое образование и др.
  Идея непрерывного образования имеет исторические корни. В истории философско-педагогической мысли идеи НОб восходят к представлению мыслителей древности, религиозно-философским учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека. В европейской педагогической традиции идеи НОб связаны с представлениями о воспитании человека как члена общества и гражданина государства (Платон, Аристотель, Я. А. Коменский и др.), Я. А. Коменский выдвинул концепцию НОб в которой видел «всеобщее воспитание», приобщение всех без исключения людей к культуре как средство достижения социальной гармонии, «всеобщего исправления дел человеческих».
  Обращение современной философско-педагогической мысли, а затем и поворота специальных педагогических исследований к проблематике НОб связано с образовательными последствиями научно-технического прогресса.
  Единая система непрерывного образования - комплекс государственных, негосударственных и общественных воспитательно-образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство, преемственность всех звеньев образования, совместно решающих задачи воспитания, образовательной и профессиональной подготовки каждого человека с учетом актуальных и общественных потребностей, удовлетворяющих его стремление к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни.
  Педагогические проблемы НОб нередко сосредоточиваются в области андрагогики (одно из обозначений отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых). Проблемы НОб неотъемлемы от проблем, связанных с подготовкой педагогов для работы в этой системе образования. Проблематику НОб можно условно разделить на две основные области: а) первая связана с построением системы НОб как части социальной политики; б) вторая - с самым процессом освоения человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта [19].
  По мнению исследователей НОб выступает как путь и средство творческого роста личности, конструктивного преодоления ситуаций социального и профессионального жизненного кризиса. Особо интерес к НОб резко возрос в конце 60-х годов. Он обусловлен кризисом мировой системы образования, её неспособностью идти в ногу с развитием общества. Быстрое приращение научных знаний, активное применение квалифицированных потребностей, девальвация знаний, а также с учетом постепенного старения населения, когда образование стало решающим фактором социального благополучия, происходит переориентация образования с детей и молодежи на все возрастные группы населения. Каналы реализации НОб охватывают всю сферу формального и неформального образования и включают государственную образовательную систему, частные учебные заведения, очное, вечернее, очно-заочное и заочное обучение.
  В мировой педагогике понятие НОб выражается рядом терминов, например таких как «продолжающее образование», «пожизненное образование», «пожизненное учение», «перманентное образование», «образование взрослых» и др. К понятию НОб тесно примыкает дефиниция «возобновляющееся образование», означающее получение образования «по частям» в течение всей жизни, отход от практики длительности образования в образовательном учреждении (ОУч), оторванной от трудовой деятельности, чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой.
  По материалам ЮНЕСКО «пожизненное образование» включает весь процесс (не обязательно организованный) формирования личности человека. Процесс имеет приоритеты над результатом, который рассматривается вне связи со способами его получения. Делается акцент с обучения на учение. Система образования содержит все виды ОУч, образовательные программы, социальное и производственное окружение, учреждения культуры, книги, средства массовой информации, коммуникации, сферу межличностного общения. Также как концепция «обучающего общества», она общая и малоинструментальная. Концепция «возобновляемого образования» первоначально исходила из использования для образования взрослых возможностей имеющихся ОУч. Позже возобладал общий подход решения этой задачи посредством координации всех специально организованных программ.
  Разработка проблем НОб в России обусловлена с отходом от частной централизации государственного регулирования образования, с социальной потребностью переключения в режим широкой и гибкой системы образовательных услуг.
  Цель непрерывного образования не в том, чтобы человека учить всю жизнь, а в том, чтобы он научился учиться самостоятельно в течение всей жизни.
  Непрерывное образование выполняет функции [19]: диагностическую (установление начального уровня подготовленности в той или иной области знаний), компенсаторную (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); культурологическую.
  В задачу НОб входит создание условий для всестороннего развития любого человека, независимо от его возраста, места жительства, первоначально приобретенной профессии, но с учетом индивидуальных способностей, мотивов и интересов. Непрерывное образование ориентировано не только внешне на запросы общества, но и внутренне - на запросы личности, на её активность. Основой практики НОб стала установка на изучение и удовлетворение образовательных потребностей, создание широкого набора образовательных услуг.
  Содержание непрерывного образование включает следующие блоки:
  — совершенствование традиционных звеньев в системе образования: дошкольного, общего среднего, профессионального, повышение квалификации переподготовки кадров;
  — развитие общественных форм образования и самообразования в учебно­информационных центрах, на разнообразных курсах. Семинарах, в клубах по месту жительства, работы, учебы и т. п. особое место отводится средствам массовой информации, библиотекам, различным обществам и др. педагогически сориентированным формам общественного образования и самообразования;
  — создание и совершенствование единой государственной и общественной системы профессиональной ориентации и профотбора;
  — развитие непрерывного образования по отраслям науки и самообразования, ориентированных на опережающее кадровое обеспечение.
  Модель непрерывного образования включает следующие элементы:
  1. Временная характеристика: процесс всей жизни.
  2. Пространственная характеристика: место неограниченно.
  3. Внешняя характеристика: максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной деятельности, принцип «открытой школы».
  4. Внутренняя характеристика: сомкнутость, преемственность всех ее элементов, плавные переходы от низших ступеней к высшим. Различные типы обучения взаимно дополняют друг друга.
  5. Количественная характеристика: включает не только подрастающее поколение, но и все старшее поколение, являясь в принципе всеохватывающим.
  6. Функциональная характеристика: обучающийся - субъект самообразования.
  7. Характеристика развития: ведущая тенденция - непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация педагогического процесса.
  Развитие системы НОб происходит с учетом следующих принципов: 1) принцип гуманизации - ориентирование на личность; 2) принцип индивидуализации - учет различий в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах различий личности, принятие во внимание физических особенностей её психического развития и возможностей включения в коллективные формы деятельности; 3) принцип дифференциации - ориентирование процесса образование на создание условий для полного проявления возможностей присущих человеку и его выбор; 4) принцип гуманитаризации - усиление внимания к дисциплинам гуманитарного цикла, обогащение естественных и технических дисциплин материалом, раскрывающим борьбу идей, человеческой судьбы, зависимость социально-экономических и научно-технического прогресса, от личностных способностей, профессиональной компетентности специалистов; 5) принцип демократизации - развитие активности, инициативы, творчества личности, соучастие в управлении образованием, равенство доступа; 6) принцип интеграции - объединение всех воспитательных сил общества: школы, семьи, трудовых коллективов, общественных организаций, направленных на развитие целостных знаний и достижения поставленных целей. «Горизонтальная интеграция» НОб - соотнесённость образования, получаемого вне формальной образовательной системы, с образованием в рамках ОУч и специально организованных образовательных программ»; 7) всеобщий характер НОб (включенность всего населения в различные структуры и уровни образования); 8) преемственность между различными ступенями образования и разными направлениями формирования личности; 9) взаимосвязь общего и профессионального образования; 10) политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечение возможности переквалификации; 11) открытость и гибкость системы образования: свобода выбора профиля обучения и возможность воспользоваться услугами системы образования в любом возрасте; 12) релевантность (связь с жизнью индивида профессиональной и социальной деятельностью).
  В социально-образовательной практике ключевое значение для осуществления НОб имеет преемственность звеньев образовательной системы и разветвленность каналов неформального образования за пределами базового образования.
  В процессе НОб значительно усиливается роль психологического фактора. Потребность в образовании формируется путем развития мотивационной сферы личности, воспитание ценностного отношения человека к духовному богатству общества. Следовательно, в процессе НОб следует создавать условия, обеспечивающие готовность личности к самообразованию, овладению методами, приемами самообучения. В этой связи повышается значимость изучения и учета психологических особенностей развития личности на всех этапах НОб.
  Важной чертой практики НОб становится самостоятельный выбор образовательных целей и средств их достижения. Идея НОб связана с переходом образовательной теории и практики от парадигмы преподавания, в рамках которой человек выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме НОб, предполагающей гуманистический тип отношений участников образовательного процесса, саморазвитие обучающихся.
  В личностном плане НОб реализуется не только за счет функционального включения человека в образовательный процесс или организационных мер, обеспечивающих преемственность звеньев, но благодаря формированию внутренней личностной позиции, обеспечивающей преемственность образования во внутренний мир личности. НОб является способом выработки её смысловых, жизненных ориентиров, включая и профессионально-образовательный, один из жизненно важных направлений самореализации, который осуществляется средствами образования.
  Основными этапами НОб являются следующие: а) обучение, воспитание и развитие человека, предшествующие его вступлению в самостоятельную жизнь (детско- юношеское образование); б) учебная деятельность в период взрослой жизни, сочетаемая с различными видами практической деятельности (образование взрослых) [18].
  Пути реализации концепции НОб разрабатываются на основе педагогического прогнозирования (специально организованное комплексное исследование, направленное на получение опережающей информации о перспективах развития педагогических объектов с целью оптимизации содержания, методов, средств и организационных форм воспитательно-образовательной деятельности на различных ступенях образования).
  Значительные возможности осуществления НОб связаны с дистанционным обучением. В связи с растущим уровнем информатизации общества, в том числе и системы образования, расширением возможности доступа к образовательным ресурсам ОУч все в большей степени информационные технологии и коммуникационные средства выполняют ориентирующую роль во взаимодействии человека с гибкой и разветвленной информационно-образовательной средой любого уровня.
  Важнейшие проблемы НОб связаны с интеграцией сложившейся образовательной системы и ОУч нового типа, координацией и интеграцией российского образования с мировым образовательным сообществом. В ряде стран действуют региональные, национальные и международные центры, разрабатывающие проблематику и координирующие программы и информационный обмен по вопросам НОб (преимущественно в русле непрерывного образования взрослых).


 
© www.txtb.ru